Использование материалов прессы на уроках французского языка в старших классах в лингво-страноведческом аспекте

Разделы: Иностранные языки


В наш век бурного развития информационных технологий и поголовной компьютеризации становится все труднее приобщать детей к чтению вообще, и к чтению на иностранном языке в частности.

Многочисленные телевизионные программы, “всемирная паутина” Интернет дают возможность получить любую информацию быстро и не напрягаясь. А что же книги, газеты, журналы останутся невостребованными? Между тем учёные уже доказали, что такому заболеванию, как атеросклероз в большей степени подвержены те, кто мало читает

Итак, проблема обозначена.

Естественно, что на уроках французского языка чтению, как одному из основных видов речевой деятельности, уделяется много внимания. Это достаточно обширная тема. Я же хотела бы в данной работе остановиться на проблеме использования на уроках материалов прессы. С чего же начать? Думаю, что прежде всего необходимо определиться с целями и задачами, которые ставит перед собой учитель, а затем  с методами, приемами и средствами их достижения.

Ведущую педагогическую идею я бы сформулировала, как необходимость превратить чтение из труда в удовольствие, из неприятной обязанности в естественную потребность.

Цели, к достижению которых следует стремиться, представляются мне очевидными:

  1. Знакомить с культурой страны изучаемого языка, новинками современной литературы.
  2. Способствовать лучшему пониманию текущих событий и ведущих идей.
  3. Учить технике анализа и синтеза содержания, эстетической ценности прочитанного.
  4. Развивать способности анализировать и оценивать потребности социальной жизни.
  5. Помогать в формировании собственной жизненной позиции и взглядов.

Работа с материалами прессы позволяет учащимся знакомиться с новыми явлениями, характерными для состояния языка на сегодняшний день, узнавать страноведческие и бытовые реалии современной духовной жизни страны. Сопоставляя факты и материалы русской и французской прессы, ученики получают средства адекватного вербального выражения реалий жизни своей страны.

Работа с прессой позволяет широко использовать приёмы презентации учебных материалов, разработанные французскими специалистами (схемы, таблицы, органиграммы, статистические данные, справочники и т. д.), а так же технологии французских мастерских и проектной методики.

На первом этапе необходимо подобрать тексты, статьи, документы, которые отвечали бы вкусам и интересам учеников. Проводится анкетирование, которое позволяет обозначить круг интересов учащихся.

filles

garcons

  1. la mode
  2. la musique en vogue
  3. les films actuels
  4. les jeunes en France (leurs interets, leurs mode de vie, etc.)
  5. les movements connus
  6. l’ecole et le systeme scolaire en France
  7. la cuisine francaise
  8. les countumes francaises liees aux fetes telles que Noel ou Paques
  1. les voitures
  2. la musique
  3. le sport
  4. la politique
  5. l’industrie francaise
  6. l’histoire francaise
  7. les coutumes francaises
  8. les films actuels

Анализ анкет позволяет сделать вывод, что темами, традиционно итересующими девочек, являются “Мода”, “Кухня”, “Школа”, а мальчиков - “Спорт”, “Автомобили”, “Политика”. В то же время есть материалы, которые в равной степени интересуют как тех, так и других: “Фильмы”, “Музыка”, “Обычаи”, “История”, “Культура”. Распределяю на три группы статьи, материалы, публикации и заножу их в таблицу. (Кстати, составленная таблица позволяет легко найти нужную статью, не перелистывая все журналы и газеты).

Titre Numero Pour tous Pour les gacon Pour les

filles

Diagonales 23

(1998)

Histoires de sucres

(p.23)

La cohabitation a la mode familiale(p.14)

Geobiologie et sante (p.17)

Le renouveau

Du football (p.14)

Leurs vies privees nous regarde (p.52)
Le francais dans le monde 250 (1999) L’anne Delacroix (p.22)

Patricia Kaas (p.6)

Le tour du monde en 80 jours a la voile (p.23) Qu’est-ce que

Le monde sans amour (p.12)

Материалы газеты “La langue francaise” распределяются по темам.

Centre d’interet Titre Numero
Litterature Academie des Beaux-arts

Le planetariaume (Nathalie Sarraute)

5-6

1-2

Poesie Boris Pasternak

Jeacques Prevert

Poesie de la Resistance

Les plus belles chansons du sciecle

Norge geo

Atelier poetique

7-8

10-11

13-14

3-4

7-8

21-22

Histoire Le mystere Louis XVII

La prise de la Bastille

Le bilan de la Grande Guerre

Napoleon I

La politique, un genre un peu feminin

21- 22

11-12

17-18

21-22

11-12

Musique Celine Dion 11-12
  Myléne Farmer

Jazz - Ve Festival international de musique

contemporaine

11-12

5-6

Les gens de

France

Joel Lautier, un champion d’echecs

Nostradamus

Elles font avancer la France

Rene Descartes

17-18

19-20

21-22

15-16

Voyages L'Alsace, province europeene

Comment trouver un parisien?

Aix-en-Provence-ville d'eaux et des arts

Marseille

Disneyland

Lorraine - Alsace

La Corse

La Touraine

37

33

35-36

1-2

3-4

3-4

5-6

18-19

Fetes Les Paques catholique et orthoboxe

Que a invente le Pere Noel?

La nouvelle Annee

19-20

1-2

3-4

Cuisine La table a la francaise

Gateaux de fete

7-8

1-2

L’art et la

culture

Le Louvre: Palais et musee

Catherine Deneuve

Musees royaux

Un sciecle d’architecture

Isabelle Adjani

La passion pour la Joconde

Carnaval printanier

15-16

13-14

15-16

1-2

21-22

21-22

33-34

Для организации работы с прессой на II этапе есть два варианта.

1) вся группа работает со статьей, содержание которой отвечает интересам всех учеников;

2) каждый ученик получает возможность выбора наиболее интересного для него материала.

На практике организовать работу по первому варианту сложно ввиду ограниченного количества экземпляров того или иного издания. Второй вариант предпочтительней и для ученика, и для учителя.

Преимущество второго варианта для меня очевидно по трём причинам.

Во-первых, создаётся естественная ситуация. Ведь в повседневной жизни мы читаем для себя и про себя. Необходимость читать ту или иную публикацию вслух возникает крайне редко. Мы читаем без посторонней помощи, акцентируем внимание, как правило, лишь на той информации, которая нас интересует, не обращая внимания на детали и подробности. Возможность выбора и создаёт как раз эти естественные условия. Ученик читает индивидуально, в присущем ему темпе, при необходимости перечитывает. Важно, чтобы у каждого ученика был отдельный экземпляр, чтобы он мог взять его домой, и дома ещё раз перечитать понравившуюся публикацию (или продолжить чтение).

Во-вторых, появляется возможность осуществления дифференцированного разноуровневого обучения. Все материалы можно и нужно разделить на два уровня:

1 niveau - pour les “avances”;

2 niveau- pour les “moyens”.

Необходимо учесть:

  • уровень языковой подготовки учащихся;
  • уровень социо-культурных знаний;
  • интересы и индивидуальные запросы.

Конечно, разделение это должно быть условным. Вовсе не обязательно сообщать ученикам, что вот вас я отношу к “продвинутым”, а вас - к “средним”. Важно, чтобы 1б8 "'пюуепя;" не чувствовали себя хуже других, а наоборот получили бы удовольствие от того, что правильно и четко смогли ответить на вопросы по содержанию выбранной ими статьи и хорошо выполнить все задания.

В-третьих, возможность оценить индивидуальную работу каждого ученика.

Раздаю ученикам разные газеты и журналы и прощу сообщить информацию по следующей схеме:

titre

date de parution

tupe de journal: quotidien

hebdomadaire

mensuel

bimensuel etc.

prix

public vice: enfants

adollscents

adultes

centre d’interet:sport

mode

vie qoutidienne

films

politique

geographie

tourisme

etc.

Через несколько минут ученики предъявляют свои ответы, обсуждают в группах (filles - garcons, moyens - avances); объясняют почему те или иные материалы, статьи, абзацы оказались особенно трудными. Параллельно каждый ученик выбирает публикацию, с которой будет работать индивидуально.

На III этапе каждый ученик получает листок с заданиями.

Работая с любым текстом, публикацией, статьей я стремлюсь сформировать умения:

1. Прогностичекие

2. Уточняющие

3. Информационно-обобщающие

5. Информационно-детализирующие

Отсюда стратегия работы с текстом выглядит так:

1. Прогноз (характера текста, его темы, основного содержания)

2. Уточнение (характера, темы текста)

3. Поиск основной информации (выделение тезисов)

4. Обобщение полученной информации (уяснение главной мысли)

5. Детализация основной информации

6. Обобщение всей информации (уяснение идеи текста)

7. Определение своего отношения к информации и идее текста

Каждому из обозначенных выше пунктов соответствует своя система заданий.

1.

-Lisez.

a) le titre (l’avant-titre, le sous titre);

b) la legende (le texte sous la photo);

с) la première phrase de l'article et essayez de devinez le sujet de l’article.

- Lisez la derniere phrase.

- Pensez aux problemes qu on y pourrait discuter.

2.

- Lisez le texte en soulignat les mots-clefs (thématiques, les noms propres) indispensable а la compréhension du contenu essentiel.

- Trouvez et soulignez dans le texte les équivalents franзais des motsclefs et expressions ci-dessous...

- Remplacez ;les points paiiies mots-clefs.

- Avec les mots soulignés exposez les faits mentionnés dans l'article.

- Expliquez pourquoi l'article (le texte) a pour titre... et pas autrement.

- Proposez un autre tire.

3.

Questionnaires. Enquêtements.

Ou ?

Quand ?

Qui ?

Quoi ?

Pourquoi ?

Qu’est-ce qui ce passe ?

  Repondez par “oui” ou “non”, par undeux

mots en indiquant le numero de question.

 
Comment dexrit l’auteur...?

Quels details choisit-il ?

Pourquoi ?

Est-il subjectif ou objectif ?

 

Exemple (“Clovis – le roi des Francs” №590, 1996) :

1. De quoi parle l'article "Clovis - le roi des Francs”

2. Où vivait Clovis ?

3. Comment s'appelle la femme de Ciovis ?

4. Est-elle chrétienne ?

5. Où et quand a lieu le baptême de Clovis ?

6. Comment s'appelle le 'oère de devis ?

7. Enumérez les quatre saints oui ont entouré Clovis.

4.

- Formulez l’idee maitresse.

- Citez les phrase (proverbe) pourrait-on exprimer l’idee... (terminer l’article)...

- Formulez les mots-clefs qui...

- Parcourez, le journal et trouvez la page (l’alinea) consacree a ... (les informations sur la culture, l’economie) pour dire s’il y est question des problemes de...

- Trouvez les phrases qui expliquent le sens du titre.

- Par quelles informations connues pourriez-vous completer, le papagraphe?

- Pourquio l’auteur donne la description du paysage, des objets, du lieu etc.?

5.

- Abregez en n’y laissant que les faits.

- Achevez la phrase.

- Soulignez dans le paragraphe des informations neuves pour vous.

- Completez les phrases en consultant l’article.

- Designez parmi: les phrases celles qui correspondent au conternu.

- Trovez l’expression (le proverbe)...

- Reconstituez le texte (l’extrait, l’un des elements)

- Completez le dialogue par des question (reponses).

Tableaux a remplir:

Le temps

le lieu

les contingences

l’epoqoe

les circonstances

la perspective de progres

suget

l’auteur

le lieu de production

appartenance a une serie

genre

maison d’edition

illustrateur

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Description Description   Age

Profession

etat civile

habitude

 
physique morale
(jeune, vieux, (sympatique,
gros, mince, honnes,
petit, grand colereux)

 

Monde mineral Monde vegetal Monde animal
Terre Air Eau

 

1. Situation initiale (debut)

2. Element modificateur (изменение ситуации)

3. Peripeties

4. Element de resolution (решающее действие)

5. Denouement (fin) (развязка)

     

 

 

 

 

Adjectif exprimant

la forme

la couleur

le physique

etc.

    Phusique

allure generale

traits physiques

Caractere

Qualites

Defauts

Signes particulieres

 

Sujet principal Elements secondaires
jardin palmier

carre elanse

fleuri

ruisseau oiseau soleil

gris bariole

perle voltigeur briller

Exemple : Quelle est la situation familiale des enfants?

Prenom Age Freres Soeurs Position en famille
Anne(14)

Dorothee

Gregoire

Charlotte

     

- Fhrases a terminer :

Le vetement du futur est :

une rode

une veste

une pantalon

- Definitions a completer :

Retrouvez la “fonction” des dieux suivants :

Hades

Hephaistos

Athene

Hera

- Textes a tours :

“Les ... racontent la vie mouvemantee des ... et des ... Ils forment un ensemble de recits, la ... qui apporte aux ... une explication sur tous les mysteres de la vie.”

- Transformez le texte.

- Faites clasifier les verbes d’apres

l’expressivite

la virete

- Transformez le discours (question) direct en discours (question) indirect et au coutraire.

- Classifiez les evenements (les personnages) comme principales et secondaires.

6.

-Divisez l’article en ... parties d’apres le plan ei-dessous.

- Soulignez les phrases essentiellts

- Rétablissez les points du plan ...

- Remettez dans l'ordre les phrases du résumé.

- Remettez dans l’ordre les phrases du résumé.

- Quelle idée lie le § 1 avec le § 2.

- Quels points de l’article contient le plan ...

- Faites le plan détaillé.

- Rédigez le résumé en remplacant les points ...

- Quelle conclusion peut-on tirer de ...

- Faites le résumé de la part d’un des personnages (de l’auteur).

7.

- Est-ce que l’auteur sympatise avec ... ? Et vous ? Argumentez б l’aide du texte.

- Dites le moyen d'expression qu' emploie l'auteur afin d'exprimer sou attitude vis-а-vis de...

- Dites, quels sonts les sentiments de l'auteur а l'égard de ... ? Est-ce qu'ils coincident avec les votres ?

- Quelle est l’attitude de l’auteur envers son personnage ?

- Quelle impression avez-vous sur ce personage ?

- Trouvez l'information supplémentaire sur ... Formulez vos émotions émotionnelles.

- Remplissez le schéma par l'information sur les impressions du personnage sur...

- Comparez les impressions du personnage avec les vos.

- Exprimez votre opinion personnelle.

Если статья (текст, публикация) сопровождены иллюстративным материалом, то можно предложить следующие виды заданий:

- Désignez parmi les photos celle qui correspond au contenu de l'article.

- Rétablissez l'ordre des photos

- Quelle photo est la plus réussite. Argumentez votre choix.

- Comparez la description de l'héros et de Sa photo (illustration).

- Comparez les personnages. m а remplir :

- Tableau б remplir :

Impression générale

détails

manière de déscription

(réaliste

idéaliste

caricaturiste

ironique etc.)

- Faites le portrait ...

Ha “продвинутом” этапе можно предложить следующую систему упражнений:

Restituez le rйcit d'après un point du schema (où ? quand ? Qui ? Quoi ? Pourquoi ? Qu'est-cequi se passe ?)

- Decrivez le paysage par l'analogie (ou l’objet).

- Decrivez... vous-même. (votre propre description)

- Imaginez la fin du rйcit

a) gai (ridicul)

b) tragique

c) innattendu

d) autre

- Complétez le texte par le portrait du personnage.

- Décrivez les sentiments de l’hèros dans un moment donné.

- Imagine les souvenirs de l'héros sur son enfance (son voyage а ...) ...

- Imagine le dialogue par téléphone entre les personnages.

- Imaginez que vous êtes rédacteur d'un journal, les autres sont les correspondants. Chaque prépare un article. On choisit les plus intéressants et on argumente le choix.

- Composez un court article pour votre journal mural.

- Préparez un exposé en franзais sur ...

Практическую значимость работы с прессой на уроках трудно переоценить. Это и удовлетворение познавательной потребности учаùихся, и повышение мотивации, и формирование умений понимать и творчески перерабатывать информацию. Кроме этого удовлетворяется потребность в изучении современной страноведческой лексики, обогащается лексический словарь, расширяется коммуникативный опыт. К позитиву можно отнести и насыщение страноведческой информацией уроков языковой практики, и практическое использование в речевом поведении учащихся сведений по истории, экономике, культуре страны, ее бытового уклада и т.д.

То есть, лингвострановедческий аспект вплетается в собственно лингвистический и в результате взаимодействия усвоенных языковых структур и интеллектуально переработанной страноведческой информации создается органическая система коммуникативных навыков и умений, которая обеспечивает ситуативную адекватность речевого поведения обучаемых.