Данная форма нетрадиционного урока позволяет осуществить индивидуальный подход в организации изучения исторического прошлого. В ходе подготовки к итоговому уроку создаются группы учащихся в соответствии с учебными возможностями, индивидуальными особенностями, интересами. Учащиеся получают задания разного характера (музыкальные, художественные, сценические, познавательные) и уровня сложности (описательные, проблемные, исследовательские, творческие). В соответствии с индивидуальными особенностями определяются и роли в группах. Такой подход позволяет не только усваивать исторический материал, но и через учебный предмет развивать индивидуальные способности и реализовывать себя наиболее успешно.
Предлагаю методическую разработку повторительно-обобщающего урока в 9 классе по теме “Жизнь советских людей в 1953-64 гг.”
Тип урока – повторительно-обобщающий.
Вид урока – урок-портрет эпохи (урок погружения в историю).
Цель: обобщить знания учащихся об основных реформах Хрущёва в политической, социально-экономической, духовной областях, полученные в ходе предшествующей практической работы, определить особенности жизни и быта советских людей в 1953–64 гг., основные черты и характер хрущёвского десятилетия. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с художественным и учебным текстом, документами, предметами быта, музыкальными произведениями, кино и фотодокументами, оценивать события
Оборудование урока:
в углу кабинета – уголок хрущёвской квартиры с предметами быта, собранными учащимися:
стол, накрытый вышитой скатертью и статуэтками,
этажерка с произведениями В. И. Ленина, журналами “Огонёк” за 1960 гг.,
на стене – вышитый портрет В. И. Ленина,
у стола – радиола на ножках с пластинками 60-х гг.,
половик,
на доске – иллюстрации из журнала “Огонек”,
видеофильм “Н.С. Хрущёв”,
кинофильм “Карнавальная ночь”.
Опережающие задания учащимся (по группам):
создать художественный образ десятилетия (коллаж из семейных фотографий и иллюстраций журнала “Огонек”).
приготовить сообщения о жизни тагильчан и жителей Вагонки в 50–60 гг.
проинсценировать анекдоты, в наибольшей степени отражающие характер эпохи.
создать музыкальный образ десятилетия.
собрать предметы быта того времени и воссоздать уголок хрущёвской квартиры 50–х гг.
План урока
Основные общественно-политические события 1953–1964 гг.
Социально- экономическая политика и положение колхозников.
Жизнь и быт горожан.
Повседневная жизнь, быт и успехи тагильчан.
Художественный и музыкальный образ десятилетия.
Вводное слово учителя.
Сегодня мы завершаем изучение раздела истории России “Первые попытки десталинизации СССР в 1953– середине 60-х гг.”. Истоки многих сегодняшних процессов и событий лежат в том десятилетии, когда у руля государства стоял Никита Сергеевич Хрущёв
Просмотр фрагментов видеофильма “Н. С. Хрущёв” и х/ф “Карнавальная ночь”
Вопросы для учащихся.
Какими словами можно определить настроение и чувства советских людей, встречающих Новый год?
Какие политические события обусловили надежду на свободу и счастье?
Учащиеся рассказывают о возвращении людей из тюрем, реабилитации жертв политических репрессий и целых народов, о разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС.
Вопрос-задание для учащихся: расскажите о жизни колхозников. Какие социально- экономические реформы оказали наиболее значительное влияние на повседневную жизнь и быт жителей колхозов и совхозов.
Задание учащимся: по ходу ответа одноклассника оценить реформы Н. С. Хрущёва в области сельского хозяйства. Для этого в тетради перечислить реформы (меры) и их последствия.
Обсуждение результатов работы и составление динамической таблицы на доске:
Реформы (меры) Последствия освоение целины
кукурузная эпопея
повышение заработной платы
установление пенсий
введение паспортов
введение материальных стимулов
расширение личных подсобных
хозяйств, а затем их ограничение.подъём сельского хозяйства
увеличение количества продуктов питания
продовольственный кризис
Вывод: меры в области сельского хозяйства непоследовательны, противоречивы и неоднозначны.
Задания для учащихся.
Расскажите о жизни горожан и основных мерах Н.С. Хрущёва в области промышленности.
Перечислите основные достижения социально – экономической политики Н.С. Хрущёва.
После ответа в ходе беседы выясняются основные достижения и записываются на доске.
массовое строительство благоустроенного жилья,
введение семичасового рабочего дня,
снижение пенсионного возраста,
запуск искусственного спутника Земли,
первый полёт человека в космос,
создание атомных станций,
строительство атомного ледокола “Ленин”,
введение бесплатного обучения (отмена платы за обучение).
Вывод: советские люди испытывают радость, гордость, надежду и веру в светлое будущее – коммунизм.
Сообщение учащихся 2-ой группы о жизни и достижениях тагильчан и жителей района в 50–60 гг.
Остальные ученики на основе сообщения записывают в тетради основные достижения социально-экономического развития города.
1953 г. – построен Цементный завод,
1954 г. – введён в эксплуатацию Исинский пруд,
1955 г. – АТС Металлургического завода, городской театр, больничный городок металлургов,
1956 г. – индустриальный техникум, телевизионная станция,
1957 г. – машиностроительный техникум,
1958 г. – Дворец культуры УВЗ, кинотеатр “Родина”, школа № 86, мельничный комбинат,
1960 г. – пионерский лагерь “Лесная сказка”, молочный завод, завод крупнопанельного домостроения,
1962 г. – кинозал Дворца культуры УВЗ,
1963 г. – кинотеатр “Россия”.
Учитель: Настроения людей, их отношение к происходящим событиям ярко проявляются в анекдотах.
Инсценирование анекдотов учащимися 3-ей группы.
Анекдоты:
1) Армянское радио спрашивают:
– Нужна ли в русском языке буква “М”?
Армянское радио отвечает:
– Не нужна. Мяса нет, маргарина нет, молока нет. Маленкова нет, Молотова тоже нет. Остался один Микоян, и тот не русский.
2) Армянское радио спрашивают:
– Почему у нас такие перебои в снабжении мясопродуктами?
Армянское радио отвечает:
– Мы идём к коммунизму настолько быстро, что скот не поспевает за нами.
3) Армянское радио спрашивают:
– Почему нет мяса в магазинах?
Армянское радио отвечает:
– Почему нет? Бараны в науку полезли, коровы и гусыни замуж за генералов повыходили, быки спортом занялись, овцы на целину уехали, свиньи партийные должности позанимали, а куры со смеху передохли.
4) Армянское радио спрашивают:
– Почему нет обуви в магазинах?
Армянское радио отвечает:
– Потому что босиком легче догнать и перегнать Америку.
5) Армянское радио спрашивают:
– Кто такой Хрущёв?
Армянское радио отвечает:
– Мелкий общественный деятель времени Аркадия Райкина.
6) Армянское радио спрашивают:
– Какая разница между Хрущёвым и ракетой-носителем?
Армянское радио отвечает:
– Ракета-носитель сперва поднимается вверх, а затем разгоняет спутник, а Хрущёв сперва разгоняет спутники, а затем поднимается вверх.
7) Армянское радио спрашивают:
– За что сняли Хрущёва
Армянское радио отвечает:
– За 7 “К”: культуру, коммунизм, кукурузу, Китай, краснобайство, кубинский кризис и кузькину мать.
8) Армянское радио спрашивают:
– Почему Хрущёв отказался ввести шестичасовой рабочий день?
Армянское радио отвечает:
– На просьбу рабочей делегации он ответил: “Потому что вы и так работаете полдня, а вторую половину анекдоты обо мне рассказываете”.
Вопросы учащимся:
Какая черта времени проявилась в анекдотах особенно ярко?
(Учащиеся отмечают свободу, демократию).
Какие чувства и настроения отразились в анекдотах?
(Учащиеся указывают на то, что в условиях демократии усиливается недовольство политикой Хрущёва).
Учитель: Настроения людей и характер эпохи передают ярко поэзия и музыка.
Задания учащимся: Определите характер песен, стихов, настроение и чувства советских людей.
Стихи и песни (отчет 4-ой группы учащихся).
Мы все привыкли кое-как
Трудиться – так нас приучили
И в результате – часто брак
И бедность, что мы заслужили.
Царит посредственность везде,
Зажав таланты жадной пастью.
Уселись в тёпленьком гнезде
Торговки вместе с местной властью.
А бюрократ всегда готов
Вильнуть хвостом, когда угроза.
И бьётся бедненький Хрущёв
С такою кучею навоза.
Попов Владимир Афанасьевич,
преподаватель НТГПИ,
1963 год.
Звучит попурри любимых песен 50–60 гг. (поют учащиеся 4-ой группы).
Коллаж (художественный образ) десятилетия комментируют ученики 1-ой группы. Они указывают главные черты и особенности хрущевского десятилетия.
По итогам урока составляется таблица “Основные черты хрущевского десятилетия”
Сфера |
Позитивные черты |
Негативные черты |
Политическая | Десталинизация Демократизация |
Культ личности |
Экономическая | Создание основ индустриального общества | Продовольственный кризис |
Духовная | Оттепель | Партийно-государственный контроль |
Подводя итоги, учащиеся отмечают характер настроений советских людей, в том числе тагильчан, это: радость, надежды и разочарования.
Домашнее задание:
обсудите дома с родителями проблему: перестройка 80-90 гг. близка по духу хрущёвской оттепели. Какие уроки мы можем вынести из хрущёвского десятилетия.