Урок погружения в курсе истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Данная форма нетрадиционного урока позволяет осуществить индивидуальный подход в организации изучения исторического прошлого. В ходе подготовки к итоговому уроку создаются группы учащихся в соответствии с учебными возможностями, индивидуальными особенностями, интересами. Учащиеся получают задания разного характера (музыкальные, художественные, сценические, познавательные) и уровня сложности (описательные, проблемные, исследовательские, творческие). В соответствии с индивидуальными особенностями определяются и роли в группах. Такой подход позволяет не только усваивать исторический материал, но и через учебный предмет развивать индивидуальные способности и реализовывать себя наиболее успешно.

Предлагаю методическую разработку повторительно-обобщающего урока в 9 классе по теме “Жизнь советских людей в 1953-64 гг.”

Тип урока – повторительно-обобщающий.

Вид урока – урок-портрет эпохи (урок погружения в историю).

Цель: обобщить знания учащихся об основных реформах Хрущёва в политической, социально-экономической, духовной областях, полученные в ходе предшествующей практической работы, определить особенности жизни и быта советских людей в 1953–64 гг., основные черты и характер хрущёвского десятилетия. Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с художественным и учебным текстом, документами, предметами быта, музыкальными произведениями, кино и фотодокументами, оценивать события

Оборудование урока:

в углу кабинета – уголок хрущёвской квартиры с предметами быта, собранными учащимися:
стол, накрытый вышитой скатертью и статуэтками,
этажерка с произведениями В. И. Ленина, журналами “Огонёк” за 1960 гг.,
на стене – вышитый портрет В. И. Ленина,
у стола – радиола на ножках с пластинками 60-х гг.,
половик,
на доске – иллюстрации из журнала “Огонек”,
видеофильм “Н.С. Хрущёв”,
кинофильм “Карнавальная ночь”.

Опережающие задания учащимся (по группам):

создать художественный образ десятилетия (коллаж из семейных фотографий и иллюстраций журнала “Огонек”).
приготовить сообщения о жизни тагильчан и жителей Вагонки в 50–60 гг.
проинсценировать анекдоты, в наибольшей степени отражающие характер эпохи.
создать музыкальный образ десятилетия.
собрать предметы быта того времени и воссоздать уголок хрущёвской квартиры 50–х гг.

План урока

Основные общественно-политические события 1953–1964 гг.

Социально- экономическая политика и положение колхозников.

Жизнь и быт горожан.

Повседневная жизнь, быт и успехи тагильчан.

Художественный и музыкальный образ десятилетия.

Вводное слово учителя.

Сегодня мы завершаем изучение раздела истории России “Первые попытки десталинизации СССР в 1953– середине 60-х гг.”. Истоки многих сегодняшних процессов и событий лежат в том десятилетии, когда у руля государства стоял Никита Сергеевич Хрущёв

Просмотр фрагментов видеофильма “Н. С. Хрущёв” и х/ф “Карнавальная ночь”

Вопросы для учащихся.

Какими словами можно определить настроение и чувства советских людей, встречающих Новый год?

Какие политические события обусловили надежду на свободу и счастье?

Учащиеся рассказывают о возвращении людей из тюрем, реабилитации жертв политических репрессий и целых народов, о разоблачении культа личности Сталина на XX съезде КПСС.

Вопрос-задание для учащихся: расскажите о жизни колхозников. Какие социально- экономические реформы оказали наиболее значительное влияние на повседневную жизнь и быт жителей колхозов и совхозов.

Задание учащимся: по ходу ответа одноклассника оценить реформы Н. С. Хрущёва в области сельского хозяйства. Для этого в тетради перечислить реформы (меры) и их последствия.

Обсуждение результатов работы и составление динамической таблицы на доске:

Реформы (меры) Последствия
освоение целины
кукурузная эпопея
повышение заработной платы
установление пенсий
введение паспортов
введение материальных стимулов
расширение личных подсобных
хозяйств, а затем их ограничение.
подъём сельского хозяйства
увеличение количества продуктов питания
продовольственный кризис

Вывод: меры в области сельского хозяйства непоследовательны, противоречивы и неоднозначны.

Задания для учащихся.

Расскажите о жизни горожан и основных мерах Н.С. Хрущёва в области промышленности.

Перечислите основные достижения социально – экономической политики Н.С. Хрущёва.

После ответа в ходе беседы выясняются основные достижения и записываются на доске.

массовое строительство благоустроенного жилья,
введение семичасового рабочего дня,
снижение пенсионного возраста,
запуск искусственного спутника Земли,
первый полёт человека в космос,
создание атомных станций,
строительство атомного ледокола “Ленин”,
введение бесплатного обучения (отмена платы за обучение).

Вывод: советские люди испытывают радость, гордость, надежду и веру в светлое будущее – коммунизм.

Сообщение учащихся 2-ой группы о жизни и достижениях тагильчан и жителей района в 50–60 гг.

Остальные ученики на основе сообщения записывают в тетради основные достижения социально-экономического развития города.

1953 г. – построен Цементный завод,
1954 г. – введён в эксплуатацию Исинский пруд,
1955 г. – АТС Металлургического завода, городской театр, больничный городок металлургов,
1956 г. – индустриальный техникум, телевизионная станция,
1957 г. – машиностроительный техникум,
1958 г. – Дворец культуры УВЗ, кинотеатр “Родина”, школа № 86, мельничный комбинат,
1960 г. – пионерский лагерь “Лесная сказка”, молочный завод, завод крупнопанельного домостроения,
1962 г. – кинозал Дворца культуры УВЗ,
1963 г. – кинотеатр “Россия”.

Учитель: Настроения людей, их отношение к происходящим событиям ярко проявляются в анекдотах.

Инсценирование анекдотов учащимися 3-ей группы.

Анекдоты:

1) Армянское радио спрашивают:

– Нужна ли в русском языке буква “М”?

Армянское радио отвечает:

– Не нужна. Мяса нет, маргарина нет, молока нет. Маленкова нет, Молотова тоже нет. Остался один Микоян, и тот не русский.

2) Армянское радио спрашивают:

– Почему у нас такие перебои в снабжении мясопродуктами?

Армянское радио отвечает:

– Мы идём к коммунизму настолько быстро, что скот не поспевает за нами.

3) Армянское радио спрашивают:

– Почему нет мяса в магазинах?

Армянское радио отвечает:

– Почему нет? Бараны в науку полезли, коровы и гусыни замуж за генералов повыходили, быки спортом занялись, овцы на целину уехали, свиньи партийные должности позанимали, а куры со смеху передохли.

4) Армянское радио спрашивают:

– Почему нет обуви в магазинах?

Армянское радио отвечает:

– Потому что босиком легче догнать и перегнать Америку.

5) Армянское радио спрашивают:

– Кто такой Хрущёв?

Армянское радио отвечает:

– Мелкий общественный деятель времени Аркадия Райкина.

6) Армянское радио спрашивают:

– Какая разница между Хрущёвым и ракетой-носителем?

Армянское радио отвечает:

– Ракета-носитель сперва поднимается вверх, а затем разгоняет спутник, а Хрущёв сперва разгоняет спутники, а затем поднимается вверх.

7) Армянское радио спрашивают:

– За что сняли Хрущёва

Армянское радио отвечает:

– За 7 “К”: культуру, коммунизм, кукурузу, Китай, краснобайство, кубинский кризис и кузькину мать.

8) Армянское радио спрашивают:

– Почему Хрущёв отказался ввести шестичасовой рабочий день?

Армянское радио отвечает:

– На просьбу рабочей делегации он ответил: “Потому что вы и так работаете полдня, а вторую половину анекдоты обо мне рассказываете”.

Вопросы учащимся:

Какая черта времени проявилась в анекдотах особенно ярко?

(Учащиеся отмечают свободу, демократию).

Какие чувства и настроения отразились в анекдотах?

(Учащиеся указывают на то, что в условиях демократии усиливается недовольство политикой Хрущёва).

Учитель: Настроения людей и характер эпохи передают ярко поэзия и музыка.

Задания учащимся: Определите характер песен, стихов, настроение и чувства советских людей.

Стихи и песни (отчет 4-ой группы учащихся).

Мы все привыкли кое-как
Трудиться – так нас приучили
И в результате – часто брак
И бедность, что мы заслужили.

Царит посредственность везде,
Зажав таланты жадной пастью.
Уселись в тёпленьком гнезде
Торговки вместе с местной властью.

А бюрократ всегда готов
Вильнуть хвостом, когда угроза.
И бьётся бедненький Хрущёв
С такою кучею навоза.

Попов Владимир Афанасьевич,
преподаватель НТГПИ,
1963 год.

Звучит попурри любимых песен 50–60 гг. (поют учащиеся 4-ой группы).

Коллаж (художественный образ) десятилетия комментируют ученики 1-ой группы. Они указывают главные черты и особенности хрущевского десятилетия.

По итогам урока составляется таблица “Основные черты хрущевского десятилетия”

Сфера

Позитивные черты

Негативные черты

Политическая Десталинизация

Демократизация

Культ личности
Экономическая Создание основ индустриального общества Продовольственный кризис
Духовная Оттепель Партийно-государственный контроль

Подводя итоги, учащиеся отмечают характер настроений советских людей, в том числе тагильчан, это: радость, надежды и разочарования.

Домашнее задание:

обсудите дома с родителями проблему: перестройка 80-90 гг. близка по духу хрущёвской оттепели. Какие уроки мы можем вынести из хрущёвского десятилетия.