Цели:
- Дать учащимся объективные, соответствующие возрасту, знания о здоровом, правильном образе жизни.
- Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Познакомить родителей с валеологическим курсом и научить сохранять своё здоровье, здоровье школьника и его учителя.
Методы:
Валеологическая работа ведётся по двум направлениям:
- Факультативный курс по валеологии для учащихся “Уроки здоровья”.
- Родительский лекторий “Как сохранить своё здоровье, здоровье школьника и его учителя”. Факультативный курс по валеологии разработан для каждой возрастной ступени, с увеличением количества занятий в последующих классах:
- I класс – 8 занятий, по два занятия в четверть.
- II класс – 12 занятий, по три занятия в четверть.
- III класс – 16 занятий, по четыре занятия в четверть.
- IV класс – 20 занятий, по пять занятий в четверть.
Это сделано для того, чтобы по мере развития учащихся каждая тема рассматривалась всё более полно, что соответствует возрастающему объёму их знаний.
Для реализации программы используются разные формы и методы работы: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, групповые дискуссии, ролевое моделирование, игровая деятельность, практические занятия и т.д.
В реализации данной программы учителю соответствующую помощь оказывают преподаватель физкультуры, детский врач, медсестра школы, работники столовой и родители.
Курс родительского лектория разработан также для каждой возрастной категории учащихся по четыре занятия в учебный год.
Формы и методы используются различные: лекции, дискуссии, заседания “круглого стола”, практические занятия для родителей, встречи с интересными, нужными людьми.
Результаты работы.
Дети должны знать:
- Устройство своего организма.
- Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.
- Знать самого себя и свои возможности.
- О пользе и вреде продуктов питания.
- О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ.
- О правильном использовании физических упражнений.
- Черты характера людей, виды давления на человека, формы отказа от него, последствия вредных привычек.
Дети должны уметь:
- Слышать и чувствовать состояние своего организма.
- Принимать правильные решения в опасных ситуациях.
- Находить друзей по интересам.
- Распределять физические нагрузки правильно, соблюдать личную гигиену.
- Организовывать правильное питание.
- Проявлять дружбу, сопротивляться давлению, говорить “нет” в опасных ситуациях.
Программа валеологического курса для
младших школьников “Уроки здоровья”
(I-IV классы).
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.”
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям. Поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.
Цели:
- Закладывать навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
- Научить детей ответственно относиться к своему здоровью.
Тематическое планирование факультативного валеологического курса.
I класс (8 занятий)
- Твоё здоровье – что это?
- Я – неповторимый человек.
- Твой новый режим дня.
- О чём говорят чувства? Твоё настроение.
- Кем работает сердечко?
- Ешь полезную для здоровья пищу.
- Мыло и мыльные пузыри.
- Сигнал тревоги (первая помощь).
II класс (12 занятий)
- Вкусы и увлечения.
- Твоё здоровье и учебная нагрузка.
- Как сохранить зрение.
- Вредные привычки.
- Учусь понимать людей.
- Здоровье и питание.
- Учусь принимать решение в опасных ситуациях.
- Движение – путь к совершенству.
- Правда об алкоголе.
- Инфекции и их предупреждение.
- Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.
- Сколько времени можно проводить у телевизора в день?
III класс (16 занятий)
- Можешь ли ты уже сам заботиться о своём здоровье?
- Мой характер.
- Влияет ли воздух на моё здоровье?
- Курение или здоровье - выбирай сам.
- Когда лень – всё идет через пень.
- Чистота и здоровье. Чистота в твоём доме, на твоём рабочем месте.
- Чихали мы на простуду. Народные рецепты.
- Дружба с природой.
- Худощавые дети, избыточный вес.
- Умывание и купание.
- Почему нельзя пить воду сразу из - под крана?
- Здоровье и цветущие растения (аллергия).
- Весёлые физминутки.
- Ритмическая гимнастика.
- Подвижные речевые игры.
- Лето красное! Физкульт – привет!
IV класс (20 занятий)
- Осанка. Следишь ли ты за своей осанкой?
- Хорошее настроение и здоровье.
- Улыбка – залог успеха и здоровья.
- Беседа о зубах.
- Хорошее самочувствие: слушаю свой организм.
- Цвет и настроение.
- Самоуважение.
- Учись сопротивляться давлению
- Учись говорить “нет”.
- Народные традиции и здоровье.
- Что нужно знать о лекарствах.
- Аптека на подоконнике.
- Остановись – подумай (безопасность).
- Знай и будь осторожным.
- Витамины рядом с нами.
- Почему нельзя ходить без зонта в дождь?
- Как правильно загорать?
- Экстремальные ситуации. Учусь выбирать правильное решение.
- Движение – это жизнь. Учусь распределять физические нагрузки.
- Сохраним природу – сохраним здоровье.
Программа родительского лектория
“Как сохранить своё здоровье, здоровье
школьника и его учителя.”
Обучение учащихся может идти в отрыве от обучения их родителей. Поэтому целесообразно разработать и ввести систему знаний и для учащихся, и для родителей.
В результате проведения родительского лектория родители должны узнать, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.
Занятия разрабатываются по возрастным категориям учащихся, по четыре занятия в год для каждого класса.
Тематическое планирование родительского лектория.
I класс
- Что такое валеология?
- Ответственность за своё здоровье и здоровье ребёнка, учителя.
- Режим дня школьника в школе и дома.
- Как регулировать настроение ребенка? Мотивация учения.
II класс
- Здоровье ребёнка – ребенок со здоровой психикой.
- Курение и здоровье. Пассивное курение.
- Осознанный подход к питанию. Экология и питание.
- Семья – отдых, движение, телевизор, труд, природа. Выбирайте!
III класс
- Экология: воздух, вода, жилище. Здоровье и наша квартира.
- Труд и здоровье.
- Охрана природы – залог здоровья.
- Аллергия и цветущие растения. Как себя вести?
IV класс
- Особенности возраста. Учиться у ребенка.
- Психологический климат в семье. Влияет ли настроение родителей на здоровье детей?
- Вредные привычки и семья. Пример родителей.
- Воспитываем личность. Культура моей семьи и Я.