Региональный компонент в воспитании дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: знакомить с прошлым нашего города, рассказывать о людях, которые славили, украшали, воспевали его; вызвать интерес к истории города, родной земле.

Понедельник. Тема: “ История города Курганинска”.

Утренняя беседа о поселениях людей на территории г. Курганинска, знакомство с историей возникновения города, его названия, памятниками культуры; объяснить пословицу:

“Глупа та птица, которой гнездо свое не мило”.

Познавательное занятие: ”История возникновения родного города”

Экскурсия в краеведческий музей. Показать фотографии старинных домов, называемых курень, хата, мазанка. Рассказать что такое курень, хата, мазанка, как они строились и украшались.

Рисование. ”Дом, в котором жила моя бабушка”

Неформальное общение. Обмен впечатлениями об экскурсии в музей.

Дидактические игры: “Из ряда слов найди нужное”, ”Найди ответ”, ”Гимн Краснодарского края начинается...”

Задание на дом: принести старинные вещи и утварь в детский сад, для организации выставки.

Вторник. Тема: ”Город и его достопримечательности”.

Утренняя беседа о достопримечательностях города: о Свято-Вознесенском храме, о старинных зданиях; знакомство с гербом города.

Экскурсия по центру города.

Самостоятельная художественная деятельность. Тема: “Здания нашего города”, “Раскрась герб нашего города”.

Дидактические игры: “Какое слово лишнее”, “Узнай по описанию”, “Из ряда слов найди нужное”.

Задание на дом: узнать у родителей, на какой улице живет семья, почему так названа, что было здесь раньше.

Среда. Тема: “Экология нашего города”.

Утренняя беседа о растительном и животном мире нашего города, края и об охране его многообразия, рассматривание картинок о природе края из “Чудо – книги”, оформленной детьми.

Автобусная экскурсия по природным ландшафтам города: на берег реки Лаба, на пруд.

Неформальное общение: обмен впечатлениями об увиденном.

Самостоятельная художественная деятельность. Темы: “Курганинск- город тополей”, “Осень в нашем городе”, “Мое любимое место отдыха”.

Дидактические игры: “Какое слово лишнее”, “Узнай по описанию”, “Найди ответ”, “Назови по порядку”.

Задание на дом: придумать и нарисовать с родителями символы-знаки охраны природы нашего города, края.

Четверг. Тема: “Курганинск славен трудом людей”.

Рассматривание фотоальбома “ Наши станичники”, организация выставки продукции кондитерских изделий ООО “Галан”, чтение книг: “Песни и стихи о Курганинске” наших соотечественников, “Земля и люди колхоза “Кавказ” В. Маглинова.

Встреча с ветеранами Труда г.Курганинска.

Дидактическая игра “Какое слово лишнее”.

Задание на дом: принести фотографии родителей для альбома о профессиях.

Пятница. Тема: “Казачьему роду - нет переводу”.

Выставка старинных вещей, утвари, поделок из теста, кукол в национальной одежде “Казак и казачка”.

Пригласить детский ансамбль кубанской песни “Родничок”.

Праздник “Люблю тебя, мой город родной” (обрядовые игры, песни, хороводы).

Сценарий праздника “Люблю тебя, мой город родной”.

Звучит музыка в исполнении казачьего хора. Входят дети, садятся.

Ведущая: “Недавно мы, курганинцы, отпраздновали 150-ю годовщину основания станицы Курганной. И этот праздник мы посвящаем нашему любимому городу.

С днем рождения, мой город родной,
С днем рожденья, дорогой Курганинск!
Шелестишь зеленою листвой,
Словно разговариваешь с нами.
Расскажи нам, как родился ты,
Как в степи народы кочевали,
Как казаков зоркие посты
От набегов край наш охраняли.
Наших предков щедрая судьба
На земле Кубани поселила,
И река, бурлящая Лаба,
Как водой живою напоила.
Много лет прошло уже с тех пор,
Вырос город из былой станицы”.

Исполнение “ Песни о Курганинске”-ансамбль взрослых.

Ребята:

“Любовь свою к родному краю
Мы остро чувствуем вдали.
Глаза закроем - вспоминаем,
Как листья тополей нежны.
Как речка вечером искрится
В закате солнца золотом,
И как пшеница колосится,
На поле, что в краю родном”.

Исполнение песни Г.Струве “Что мы Родиной зовем”.

Звучит музыка в грамзаписи.

Входит экскурсовод.

Экскурсовод: ”Здравствуйте, добрый день! Я сегодня буду вашим экскурсоводом. Мне очень хочется многое рассказать вам, дети, о нашем крае и нашем небольшом городке.

Осенью 1853 года на место военного сторожевого поста из-за реки Кубань прибыло 70 казачьих семей. Именно оттуда началось поселение, которое в 1855 году было названо станицей Курганной”.

Исполнение песни кубанских казаков “У Кубани, у реки”.

Экскурсовод: “Красивым и нарядным выглядел город в дни празднования юбилея. Шумные гуляния, веселье радовали курганинцев и их гостей. На площади города, в парке проходили концерты взрослых и детей, праздник воздушных шаров, выступления спортсменов – парашютистов, шествия в народных и театрализованных костюмах.

И наши ребята тоже не отстают от артистов и покажут свой веселый зажигательный танец”.

Исполнение танца “Казачата” муз. К. Листова.

Экскурсовод: ”А вы знаете, какие умельцы живут в нашем крае и городе. Посмотрите на это изделие с кубанской вышивкой, на выбитые кружева, керамику. Недаром русский поэт Сергей Есенин писал так: ”Как прекрасна земля и на ней человек!”

На переднем плане перед зрителями стоят столы с изделиями кубанских мастеров.

Неожиданно речь экскурсовода прерывает голос по “радио”.

Голос: “Внимание! Внимание! Приглашаем, вас, совершить экскурсию на катере по реке Лаба, познакомиться с достопримечательностями нашего края”.

Экскурсовод: “Дети, нас приглашают на экскурсию. Давайте отправимся”.

Часть зала представляет собой катер. В середине стоит мачта со спасательным кругом. Дети “плывут” и одновременно исполняют песню А. Филиппенко “Ой, струится реченька”, девочки танцуют с лентами.

Экскурсовод: ”Плывет наш катерок по быстрой горной реке Лаба, убегают назад берега с заливными лугами, луговыми озерами, убегают вдаль перелески, а у самого горизонта дымка лесов. Посмотрите, какие красивые краски дарит нам осень. Как красиво в эту золотую пору!”

Ребята:

“Лес задумчивый овеян
Голубою дымкою,
Каждый листик серебрится
Тонкой паутинкою,
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо- тихо падают,
От реки притихшей веет
Легкою прохладою.
Молчаливые тропинки
В даль уходят синюю,
Над лесами пролетают стаи журавлиные”.

Исполнение песни “Сарафан надела осень” слова И. Черницкой, музыка Т. Папатенко.

Экскурсовод: “Ребята, а сейчас мы подойдем на нашем катере к пристани и сделаем остановку, полюбуемся красотой природы и поиграем”.

Игры: “Кто быстрее возьмет кубанку с коня?”, “Кто быстрее перенесет картофель из обруча в обруч?”

Ребенок:

”Пусть нет у нас высоток и метро,
И спозаранку не гремят трамваи,
Зато в “Галане” делают ситро,
И хлеб пекут, и булки- караваи.
Таких тенистых улиц и дворов
Вы много повстречаете в России,
Живи, мой город, стройся, будь здоров!
И становись с годами все красивей”.

Исполнение хоровода “Топай, топай, каблучок”.

Ребята:

“А у наших у ворот пляшет девок хоровод.
Ой, Кубань, ой, Кубань.
Кому горе, кому грех, а нам – радость…”
Исполнение песни “Корыто”.

Ребенок:

“Веселились мы, плясали,
Да не все вам показали,
Где мы только не бывали,
Что мы только не видали.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела,
Нежный взгляд - не по уставу
Подарила казакам”.

Исполнение шуточного танца “Тополя и казаки”.

Экскурсовод: “Вот, ребята, мы и отдохнули, а теперь нам пора возвращаться”.

Звучит музыка. Дети “плывут”.

Экскурсовод: “Вот мы и дома. Ребята, слышите, нас кто- то встречает? Это наши гости из детского ансамбля “Родничок”.

Под музыку входит ансамбль “Родничок”.

Дети: “Мы – ансамбль “Родничок “. Мы поем кубанские песни, частушки, и сейчас мы их для вас исполним”.

Исполнение частушек, песни “Сад во дворе”.

Ведущая: “А что за праздник без угощения, без наших кубанских вареников!”

Исполнение песни “Вареники”.

Дети из ансамбля:

”Мы вам песенку пропели
И желаем от души,
Чтоб дела ваши большие
Были очень хороши.
До свидания, до свидания,
До свидания три раза,
И еще раз до свидания,
Ваши добрые глаза”.

Все участники праздника под музыку покидают зал.

 Содержание дидактических игр.

Из ряда слов найди нужное”:

а) жилище казаков: дом, хата, юрта;
б) звание вождя казаков: генерал, атаман, есаул, президент;
в) какой фильм снимался в нашем городе: “Кавказская пленница”, “Кубанские казаки”, “Свинарка и пастух”.

“Найди ответ”:

а) на берегу этой реки обосновалась станица Курганная: Кубань, Лаба, Чамлык;
б) Гимн Краснодарского края начинается: “Ты, Кубань, ты наша Родина…”, “С чего начинается Родина…”, “Россия - священная наша держава…”

“Какое слово лишнее”:

а) площади: привокзальная, Красная, центральная;
б) кафе: “Островок”, “Блюз”, “Почта”, “Надежда”;
в) вокзалы: автовокзал, морской вокзал, железнодорожный вокзал;
г) заводы: молочный, сахарный, машиностроительный, пенькозавод;
д) продукция Курганинского молзавода: йогурт, сметана, кефир, молоко;
е) продукция ООО “Галан”: мороженое, вафли, конфеты, лимонад, крекер;
ж) реки нашего края: Лаба, Кукса, Волга, Синюха, Чамлык, Кубань;
з) сельхозпродукты нашего края: пшеница, свекла, хлопок, кукуруза;
и) полезные ископаемые нашего края: песок, гравий, нефть, уголь;
к) наш край омывают моря: Черное, Красное, Азовское.

“Узнай по описанию”:

а) это двухэтажное кирпичное здание, построенное более 30 лет назад. Справа от него возвышается Дворец культуры, за ним – обелиск, посвященный павшим в годы войны.(Исторический музей);
б) это море нашего края не замерзает, в нем водятся дельфины, оно очень соленое. (Черное море).

“Назови по порядку” от самой крупной, многоводной – Кукса, Лаба, Кубань.

(Кубань, Лаба, Кукса).