ЦЕЛЬ:
- Расширить знания учащихся о творчестве А.Л.Барто на примере героев из её произведений,
- воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней,
- работать над выразительностью чтения,
- формировать устойчивый интерес к чтению,
- развивать память, внимание, логическое мышление, умение работать в группе
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Вступительное слово учителя.
Мы сегодня проведем урок по теме: стихи А.Л.Барто. А.Л.Барто удивительный человек, большой друг детей нашей страны и всего мира. Сегодня мы продолжим разговор о смешных и забавных, веселых, озорных, серьезных и печальных стихах А.Л.Барто. Но прежде посмотрите на портрет этого талантливого человека
- Что бы вы сказали о ней?
- Кого она вам напоминает (маму, бабушку)?
- Посмотрите на глаза. Ведь это зеркало человека. Что вы видите в них?
Все в ней просто, она такая домашняя, уютная, к ней хочется прижаться, рассказать все, спросить обо всем. Она вызывает расположение, доверие. Она такая близкая и родная. Не случайно, при встрече с детьми, а Агния Львовна часто бывала в школах, в п/лагерях, во дворцах пионеров, очень душевно разговаривала с детьми и иногда им не говорила, что она пишет стихи. Однажды даже казус произошел. Одна девочка подошла к ней после уроков и спросила: “Вы из РОНО? Да - ответила неуверенно Агния Львовна. А я Вас видела по телевизору. Вы тогда А.Л.Барто работали”
Агния Львовна - большой друг детей, талант её отмечен многими орденами и медалями. За сборник стихов “За цветами в зимний лес” она получила награду Родины – Ленинскую премию. В нем лучшие стихи Агнии Львовны. Итак, обратимся к стихам Барто.
2.Выставка книг.
Посмотрите, все ли сборники вам знакомы? Нет ли лишних? Вы молодцы, сразу нашли мою ошибку (Среди стихов “Сказка о коньке-горбунке”).
Да, тема нашего урока – стихи Барто. Мы будем читать, открывать мир поэзии, знакомиться с героями стихов Барто. Давайте вернемся к тому возрасту, когда вы еще не умели ни читать, ни писать, а уже знали стихи Барто. Какие это стихи? Назовите их? В каком они сборнике? (Игрушки) Что можно сказать о героях, о действующих лицах этих стихотворений? (“Лошадка”, “Уронили мишку на пол”, да, дети, которые пользуются этими играми добрые, заботливые). А стихи простые, легко запоминающиеся. Не зря Ю.А.Гагарин брал их с собой в космос.
А в каких сборниках вы читали ещё стихи о добре, о бережном отношении ко всему живому?
Это сборники: -“За цветами в зимний лес”
-“Мы не заметили жука”
- “Лебединое горе”
- “Вовка - добрая душа”
Можем ли мы по названию стихов сказать, как Агния Львовна относилась к природе, к животным, ко всему окружающему миру?
Чему учат нас эти стихи? (Не проходить мимо беды, даже если она случилась с жуком)
Агния Львовна была дочерью ветврача. У них дома постоянно находились животные, часто больные. А иногда они погибали, и маленькой Агнии приходилось их хоронить, что она со слезами и печалью делала.
Сборник “За цветами в зимний лес” называется так потому, что стихи открывают нам удивительный мир, нужно только уметь находить видеть это удивительное. Стихи Барто помогают нам в этом.
3.Конкурс на лучшего чтеца стихотворений А.Л.Барто (2-3 уч-ся)
- Какие стихи вам понравились, запомнились?
- Почему?
4.Инсценирование отрывков стихотворения “Сонечка”.
5.Литературный бой.
Проведем литературный бой. Воевать будем стихами. 1-ый и 2-ой ряды. Название стихотворений и строчки, которые запомнились. Побеждает ряд, в котором все принимают участие и отстреливают беспрерывно атаки.
Помогать мне будут Рома и Женя.
Литературный бой.
1. Помогите человеку:
Сема долго не был дома
Отдыхал в Артеке Сема
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.
Вот знакомый поворот-
Но ни дома, ни ворот!
Куда пропал дом? Кто вспомнит название стихотворения (“Дом переехал”)?
2. У поэтессы есть стихотворение “Помощница”. Оно начинается
У Танюши дел не мало
У Танюши много дел...
Что делала Таня целый день? Кому и как помогала?
3.В каком стихотворении бабушка с внуком пошла на футбол, но неожиданно стала болеть за другую футбольную команду? “Петя на футболе”
4. Почему однажды Петя просыпался 10 раз? (“В школу”)
5.О ком из героев стихотворений Барто сказано:
Он купил ириску,
Решил её не есть.
Но как не есть ириску,
Когда ириска есть (“Сила воли”)
6.Кто из героев жаловался:
Как много стали задавать?!
Вдруг он сказал сердито.
Сижу за книжкой до сих пор
И всё не выучил урок
Почему он так долго сидит за уроками (“Сережа учит уроки”)
7. Героям каких стихотворений мы скажем, посоветуем:
Очень плохо жить на свете,
Если видишь все не так (“Наш сосед Иван
Петрович”)
Не завидуйте другому,
Даже если он в очках (“Очки”)
Что ты плачешь, рёвушка,
Ревушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти (“Девочка-рёвушка”)
8. Продолжите:
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке…
Рассказывали бабушки
У нас одни пятерки(“Две бабушки”)
Учит деда Алексей
Возле птицефермы…..
Не кричите на гусей
Птица будет нервной!(“Кого считать красивой”)
Лена – девочка с букетом
Отстает по всем предметам….
Ну, когда учиться ей
Завтра снова юбилей(“Леночка с букетом”)
От зари и до зари
В летний день и в зимний
Люся просит….
подари,
Мама, подари, мне.(“Подари, подари”)
9. У А.Барто есть стихотворение “Фонарик”
Мне не скучно без огня,
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем,
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком-
Он с зеленым огоньком.
О каком фонарике идет речь?
10. У поэтессы много стихотворений про Вовку, которые имеют общее название “Вовка – добрая душа”. Кто помнит из вас, за какие хорошие дела Вовку так называют? (Помогает бабушке нянчить внуков, говорит “С добрым утром” и т. д.)
11.Отгадайте:
Кто, кто в этой комнатке живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
(Машенька из стихотворения “Машенька”)
12.Отвечайте, что придумала девочка? Как называется стихотворение?
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы.
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
(“Я знаю, что надо придумать”)
13.Назовите героиню стихотворения:
Ну я выбрала по фото,
Но мне петь еще охота.
За кружок по рисованию
Тоже все голосовали (“Лида Болтунья”)
14.Почему у Тани вдруг
На лице такой испуг?
Почему у Тани вдруг
Вата валится из рук?
Как называется стихотворение?
15.
Доктор смотрит на больного
Говорит ему сурово:
Мы тебе не дурачки,
Не нужны тебе очки.
16. Кому было трудно жить на свете? В каком стихотворении?
До чего же я старался,
Я с девчонками не дрался,
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком,
И скорей иду в сторонку,
Будто с ней я не знаком.
17. У кого?
Нос распух, что свекла,
Платье все промокло
Молодцы! Вы много прочитали стихов и запомнили. Мне даже трудно определить, какой ряд лучше.
6. Краткий итог о бое
О чем пишется в стихах А.Л.Барто?
Скажите, почему вы запомнили эти стихи? Как они написаны? (В них много задора, радости, они веселые). Да, сказаны они легко, в шутку. А заставляют ли задуматься? Заставляют всерьез. О чем? Об этом видно будет из литературной викторины.
7. Игра “карточки” - составь весь текст стихотворения из написанных строчек на разных листочках.
Объявляя на ходу
У меня уроков много
Я за хлебом не пойду
Она кричит ещё с порога,
Говорит она толкаясь:
Она билета не берет
Говорит она старушке:
Всех локтями раздвигая,
Фу, какая теснота!
Это детские места
Пробирается вперед
8. Литературная викторина
1) Показ иллюстрации к стихотворению “Любочка”.
К какому стихотворению этот рисунок? А как относится автор к этой девочке? Прочитайте, где автор выражает свое отношение к Любочке. Вы встречались с такими Любочками? У нас их, наверное нет?!
2) А это что за мальчик?
(Смотрит недовольно, в кармане, под мышкой на какие то кульки. Он пока молчит, чего-то стесняется. Чего же он стесняется?)
“Жадный Егор”
А на елке в парке
Завтра будут выдавать
Школьникам подарки
Как автор относится к таким мальчикам? Откуда это видно?
3)А теперь что за герои? Из какого стихотворения?
Одна почему-то плачет, а другая с бинтом и ватой?
Почитайте строчки, в которых их изображают.
4) А это из какого стихотворения герои, послушайте и определите
Леша – миленький, хорошенький.
Маша – сделай одолжение
Света – мы к тебе прикреплены, что же делать мы
должны.
Вадик – вы просите пуще.
Агния Львовна называет Лёшеньку: миленький, хорошенький., нравится ли ей Лёшенька? А почему она его так называет?
(Она смеется над ними за то, что они ленивые, капризничают, хотя уже ученики 2-го и 3-го классов. Смех – это великое оружие против недостатков. Однажды Агнии Львовне один мальчик даже позвонил домой и с обидой спросил: “Почему она о нем написала, его ребята задразнили”)
5)Сценка о вежливости, шуточная загадка.
Вывод: какие герои перед нами прошли? О чем заставляют задуматься?
Что осуждает А.Барто и вместе с нею мы?
(Лень, жадность, грубость, неумех)
А какие нехорошие привычки осуждает А.Барто?
Приведите примеры с говорящими названиями.
“Болтунья”, “Рёвушка”, “Девочка чумазая”, “Лебединое горе”
9.Читательские отчеты
У Агнии Львовны есть стихи, названия которых являются как бы загадками. Название одно, а говорится в основном о другом (“Снегирь” - что делал мальчик, чтобы получить снегиря; “В театре”)
С кем из описанных героев вы хотели дружить?
1) “Рукавички я забыла”
2) “Он был совсем один”
3) “Лебединое горе”
Что сказать о мальчике? Он внимательный, добрый, друга не бросит.
10. Прослушивание стихотворения в грамзаписи.
“Рёвушка” - осуждает привычки дурного.
11.Меткий образный язык превратил многие строки в пословицы и поговорки:
Разумной хочешь, ты расти, считай в уме до 30.
Есть такие люди – им всё подай на блюде.
А что болтунья, Лида, мол
Это Вовка выдумал (скороговорка)
Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится.
Очень плохо жить на свете, если видишь все не
так.
(Наш сосед Иван Петрович)
Не завидуйте другому, даже если он в очках.
Случаются, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно они зовутся Любами. (Любочка)
12. Вывод – обобщение
Чем близки нам стихи А.Л.Барто? (Они про нас)
Что осуждают? Чему учат?
Да, стихи веселые, часто как бы в шутку, а заставляют задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. А.Л. огорчают грубость, лень, хвастовство. Стихи Барто ведут нас с детства до взрослой жизни. Есть и для 12-14 летних, о дружбе, товариществе, о пионерских делах, об общественной работе. Она писала и рассказы на основе писем, которые получала после создания поэмы “Звенигород”. Она сделала счастливыми многих детей и взрослых, стала для них самым дорогим человеком. Молодцы ребята! Вы правильно понимаете стихи. Читайте, учитесь у них жить, воспитывать характер.
Оценки.