Цель урока: отработать навык описания свойств функций аналитически и по графику.
Ход урока.
I. Фронтальная работа с классом.
Вопросы:
- Дайте определение функции.
- Что называется областью определения функции?
- Что называется областью значений функции?
- Что такое функции?
- Какая функция называется возрастающей (убывающей) в промежутке?
II. Выполнение упражнений.
Найдите область определения функций (аналитически).
1. у =
2. у =
3. у =
4. у =
5. у =
6. у =
III. Работа с плакатами.
Вниманию учащихся предоставляются плакаты с изображением графиков следующих функций: линейная – рис.1, рис.2; прямая пропорциональность – рис.3, рис. 4; обратная пропорциональность – рис. 5, рис. 6; квадратичная – рис. 7; у = х3 – рис. 8; у = - рис. 9
Задание: найдите область определения и область значений данных функций.
Учащиеся поднимают жетоны с номерами верных ответов.
Ответы для области определения функции:
1. D(у) = R
2. D(у) = (-; 0) (0; +)
3. D(у) = [0;+)
4. D(у) = (0;+)
Ответы для области значений функции:
1. E (у) =R
2. Е (у) = (-;0)
3. Е (у) = (-;0)(0;+)
4. Е (у) = [0;+)
IV. Работа с учебником.
Описать свойства функции, график которой изображен на рисунке 18 по следующему плану:
1. Область определения функции.
2. Нули функции.
3. Промежутки знакопостоянства функции.
4. Промежутки возрастания и убывания функции.
5. Наибольшее и наименьшее значения функции.
6. Область значений функции.
Запись в тетради:
- D(g)=[-10;10].
- g(x)=0 при х=-8; х=-3; х=4; х=8.
- g(x)>0 при х(-8;-3)(4;8); g(x)<0 при х[-10;-8) (-3;4)(8;10].
- Функция возрастает в промежутках [-10;-5]; [0;6], функция убывает в промежутках [-5;0]; [6;10].
- Наибольшее значение функции--g(x)=6, наименьшее значение функции—g(x)=-7.
- Е(g)=[-7;6].
V. Самостоятельная работа.
Работа выполняется под копирку. Один экземпляр учащиеся сдают учителю, другой—оставляют у себя для проверки. Решение заранее записывается на обратной стороне доски и открывается после выполнения работы. Учащиеся проверяют свои работы и выставляют оценки.
Задание для самостоятельной работы: описать свойства функции, график, которой изображен на рисунке 5 (вариант 1) и на рисунке 7 (вариант 2).
VI. Подведение итогов урока.
VII. Задание на дом.
№ 35(а), № 38 ( устно), № 27, № 144, № 151.