Тема: Кожа - "пограничник" нашего организма.
Цели:
1. Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические
понятия - строение кожи, роль кожи,
терморегуляция. Формировать положительное
отношение к здоровому образу жизни.
2. Развивать гигиенические понятия о гигиене
кожи, профилактике и первой помощи при
повреждении кожи.
3. Развивать познавательную активность учащихся
в процессе наблюдений и на этапе
самостоятельного применения знаний.
4. Воспитывать аккуратность и бережное отношение
к своему организму и здоровью.
Оборудование:
1. Учебник "Мир и человек". А. А. Вахрушев.
4 класс.
2. Тетрадь "Мир и человек". А. А. Вахрушев. 4
класс.
3. Лупы.
4. Зеркала.
5. Таблица “Кожа”.
6. “Анатомия человека" - иллюстрированный
атлас для детей. Ричард Уокер.
7. Книга для учителя “Мир и человек”. 4 класс. А.
А. Вахрушев.
8. Лист учёта.
ХОД УРОКА.
I. Организационные момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
1. Интеллектуальная разминка.
Одного мудреца спросили: “ Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.
- Подумайте и объясните, почему так ответил
мудрец.
- Что же является главным в жизни каждого
человека?
- Что значит, по-вашему, быть здоровым?
Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться.
- Какие системы органов вы можете назвать?
- Опорно-двигательная
- Система пищеварения
- Дыхательная
- Выделительная
- Система кровообращения
- Органы чувств
- Какие органы относятся к органам чувств?
- Глаза
- Нос
- Язык
- Уши
- Слизистая оболочка, кожа (покровные органы)
2. Проблемная ситуация.
Человек, у которого в результате ожога поражена часть кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему новую кожу. Почему?
Вывод: организм доступен микробам.
III. Совместное открытие знаний.
1. Прочитайте название темы урока: “Кожа - пограничник нашего организма”
- Как вы понимаете?
- Как же устроена наша кожа, чтобы выполнять такую
важную роль?
Давайте изучим строение кожи и её функции.
2. Работа по таблице “ Кожа”
Беседа:
- Сколько слоёв выделяется в коже?
- наружный
- внутренний ОПОРА
- жировой слой
- Какова роль наружного слоя?
- Защита всего организма.
- Что располагается во внутреннем слое?
- ОПОРА:
- внутренний слой
- сальные железы
- нервы
- кровеносные сосуды
- потовые железы
- волосяная сумка
- ОПОРА:
- Какова роль подкожного жира?
- Он сохраняет тепло, предохраняет от ушибов.
IV. Практическая работа.
- Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.
1. Рассмотрите кожу на своей руке. Потрогайте её. Оттяните и отпустите. Что происходит и почему?
Вывод: Кожа хорошо растягивается и принимает первоначальную форму. Она мягкая и эластичная.
2. Рассмотрим кожу через лупу.
- Что увидели? ( Поры)
- Каково назначение пор? ( Через них кожа дышит,
выделяет пот, жир.)
3. Проведите пальцем по лбу и приложите его к стеклу. Что увидели? ( Жирное пятно. Это жир, который выделяется через поры. Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не даёт ей высыхать.)
4. Найдите в учебнике ответ на вопрос: Какую роль выполняет кожа, имея такое строение?
ОПОРА:
- защищает
- предохраняет
- сохраняет температуру тела (терморегуляция - работа со словарём)
- орган осязания
V. Работа в группах. Составление правил ухода за кожей
- Красота человека во многом зависит от состояния его кожи. Врачи говорят, что кожа - это зеркало здоровья человека. Попробуйте доказать это утверждение.
Очень вредны для кожи различные загрязнения,
пересыхания. Ссадины, ушибы, порезы облегчают
проникновение в организм вирусов и бактерий,
которые могут вызвать опасные заболевания.
На здоровье кожи влияют не только внешние
факторы, но и внутренние. Некоторые болезни
самого организма отражаются на коже в виде
покраснений, высыпаний, уплотнений. Заметили -
сразу обращайтесь к врачу.
А чтобы кожа была здоровой и в полной мере могла
выполнять все свои функции, за ней нужно
правильно ухаживать.
- Обсудите в группах и представьте нам правила ухода за кожей.
Итоги обсуждения:
1. Мыть каждый день лицо, руки, шею, ноги,
подмышечные впадины тёплой водой с мылом.
2. Закалять кожу. Умываться то холодной, то
горячей водой.
3. Мыться полностью 1-2 раза в неделю.
4. Хорошо вытирать кожу.
5. Смазывать кремом.
6. Беречь от повреждений.
Очень важно уметь оказывать первую медицинскую
помощь при повреждениях кожи.
- А какие повреждения могут быть на коже? ( Ушибы,
ожоги, рана, обморожение.)
- Послушаем сообщения ребят по этому вопросу. (
Сообщения детей о первой медицинской помощи при
различных повреждениях кожи.)
VI. Самостоятельное применение знаний.
Работа в тетрадях, по выбору 2-3 задания.
- При затруднениях в ходе самостоятельной работы обращайтесь за помощью к учителю или к учебнику.
VII. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
Обмен мнениями по выполнению заданий:
- Какие новые знания помогли справиться с
заданиями?
- Поделитесь опытом решения задач из рабочей
тетради.
- Почему кожу называют нашей природной одеждой?
VIII. Вывод.
IX. Домашнее задание.
1. § 5
2.Творческие вопросы и задания в тетради.