Урок природоведения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Кожа  - "пограничник" нашего организма.

Цели:

1. Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - строение кожи, роль кожи, терморегуляция. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
2. Развивать гигиенические понятия о гигиене кожи, профилактике и первой помощи при повреждении кожи.
3. Развивать познавательную активность учащихся в процессе наблюдений и на этапе самостоятельного применения знаний.
4. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.

Оборудование:

1. Учебник "Мир и человек". А. А. Вахрушев. 4 класс.
2. Тетрадь "Мир и человек". А. А. Вахрушев. 4 класс.
3. Лупы.
4. Зеркала.
5. Таблица “Кожа”.
6. “Анатомия человека" - иллюстрированный атлас для детей. Ричард Уокер.
7. Книга для учителя “Мир и человек”. 4 класс. А. А. Вахрушев.
8. Лист учёта.

ХОД УРОКА.

I. Организационные момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

1. Интеллектуальная разминка.

Одного мудреца спросили: “ Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?” Подумав, мудрец ответил: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец.
- Что же является главным в жизни каждого человека?
- Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Вывод: Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко и учиться.

- Какие системы органов вы можете назвать?

  • Опорно-двигательная
  • Система пищеварения
  • Дыхательная
  • Выделительная
  • Система кровообращения
  • Органы чувств

- Какие органы относятся к органам чувств?

  • Глаза
  • Нос
  • Язык
  • Уши
  • Слизистая оболочка, кожа (покровные органы)

2. Проблемная ситуация.

Человек, у которого в результате ожога поражена часть кожи, может погибнуть, если не удастся пересадить ему новую кожу. Почему?

Вывод: организм доступен микробам.

III. Совместное открытие знаний.

1. Прочитайте название темы урока: “Кожа - пограничник нашего организма”

- Как вы понимаете?
- Как же устроена наша кожа, чтобы выполнять такую важную роль?
Давайте изучим строение кожи и её функции.

2. Работа по таблице “ Кожа”

Беседа:

  • Сколько слоёв выделяется в коже?
    • наружный
    • внутренний ОПОРА
    • жировой слой
  • Какова роль наружного слоя?
    • Защита всего организма.
  • Что располагается во внутреннем слое?
    • ОПОРА:
      • внутренний слой
      • сальные железы
      • нервы
      • кровеносные сосуды
      • потовые железы
      • волосяная сумка
  • Какова роль подкожного жира?
    • Он сохраняет тепло, предохраняет от ушибов.

IV. Практическая работа.

- Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.

1. Рассмотрите кожу на своей руке. Потрогайте её. Оттяните и отпустите. Что происходит и почему?

Вывод: Кожа хорошо растягивается и принимает первоначальную форму. Она мягкая и эластичная.

2. Рассмотрим кожу через лупу.

- Что увидели? ( Поры)
- Каково назначение пор? ( Через них кожа дышит, выделяет пот, жир.)

3. Проведите пальцем по лбу и приложите его к стеклу. Что увидели? ( Жирное пятно. Это жир, который выделяется через поры. Жир смазывает кожу, делает её мягкой, не даёт ей высыхать.)

4. Найдите в учебнике ответ на вопрос: Какую роль выполняет кожа, имея такое строение?

ОПОРА:

- защищает
- предохраняет
- сохраняет температуру тела (терморегуляция - работа со словарём)
- орган осязания

V. Работа в группах. Составление правил ухода за кожей

- Красота человека во многом зависит от состояния его кожи. Врачи говорят, что кожа - это зеркало здоровья человека. Попробуйте доказать это утверждение.

Очень вредны для кожи различные загрязнения, пересыхания. Ссадины, ушибы, порезы облегчают проникновение в организм вирусов и бактерий, которые могут вызвать опасные заболевания.
На здоровье кожи влияют не только внешние факторы, но и внутренние. Некоторые болезни самого организма отражаются на коже в виде покраснений, высыпаний, уплотнений. Заметили - сразу обращайтесь к врачу.
А чтобы кожа была здоровой и в полной мере могла выполнять все свои функции, за ней нужно правильно ухаживать.

- Обсудите в группах и представьте нам правила ухода за кожей.

Итоги обсуждения:

1. Мыть каждый день лицо, руки, шею, ноги, подмышечные впадины тёплой водой с мылом.
2. Закалять кожу. Умываться то холодной, то горячей водой.
3. Мыться полностью 1-2 раза в неделю.
4. Хорошо вытирать кожу.
5. Смазывать кремом.
6. Беречь от повреждений.

Очень важно уметь оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.
- А какие повреждения могут быть на коже? ( Ушибы, ожоги, рана, обморожение.)
- Послушаем сообщения ребят по этому вопросу. ( Сообщения детей о первой медицинской помощи при различных повреждениях кожи.)

VI. Самостоятельное применение знаний.

Работа в тетрадях, по выбору 2-3 задания.

- При затруднениях в ходе самостоятельной работы обращайтесь за помощью к учителю или к учебнику.

VII. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?
Обмен мнениями по выполнению заданий:
- Какие новые знания помогли справиться с заданиями?
- Поделитесь опытом решения задач из рабочей тетради.
- Почему кожу называют нашей природной одеждой?

VIII. Вывод.

IX. Домашнее задание.

1. § 5
2.Творческие вопросы и задания в тетради.