Мое педагогическое кредо — помочь пробудиться таланту. Открытый урок по музыке

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Уже два с половиной десятилетия я открываю детям прекрасный мир звуков. В нашем учебном заведении эстетическому, культурному и нравственному воспитанию уделяется очень большое внимание. А формы работы с будущими учителями самые разные: постановка спектаклей (музыкальных, драматических, кукольных), постановка танцев (от старинных до современных) с изучением их истории, обучение вокалу в вокальных ансамблях и хоре, игра на различных музыкальных инструментах, в том числе сделанных своими руками..

В каждой группе обязательно есть свой хоровой коллектив, а также сводные хоры факультета. Своей главной задачей руководителя хора, музыканта и воспитателя я вижу в том, чтобы помочь молодым людям понять, что для их самоутверждения есть много путей и один из них – творчество. Я стараюсь, чтобы пение в хоре стало для них духовной потребностью. Ведь не секрет, что молодежь нашего времени в большинстве своём является поклонниками лёгких жанров, а не серьёзной музыки, поэтому моя задача – “влюбить” учащихся в прекрасную хоровую, симфоническую, оперную музыку, повысить их культуру, научить их красивому вокалу, чистой интонации и раскрепощённости на сцене. За годы своей деятельности я поняла, что нет людей бесталанных, нужно только помочь им раскрыть свои возможности. И тогда самые безнадёжные “гудошники” вдруг начинают не только чисто интонировать, но и получают огромное удовольствие от многоголосного пения. Важно, чтобы участники хора чувствовали себя на репетициях комфортно, не тряслись и не боялись за неправильно спетый звук. Я постоянно хвалю учеников, у которых ничего не получается в первое время. Результаты налицо: ученик перестаёт комплексовать, очень старается и начинает чисто интонировать.

Детальная работа, доведение каждого звука до совершенства, приучает участников хора к полной отдаче. Постепенно они понимают, что пение – это не открывание рта под музыку, не просто проведение времени для души, и совершенно по-новому начинают воспринимать значение и смысл вокально-хоровой работы. Никаких скидок на самодеятельность не делаю, ибо речь идёт об искусстве.

Общение с музыкой воспитывает человеческую душу, развивает нравственный потенциал и интеллектуальный мир человека, поэтому очень большое значение я уделяю репертуару. В нём особо почётное место занимают образцы классической хоровой музыки композиторов Баха, Генделя, Пёрселла, Гайдна, Моцарта, Грига, Мендельсона, Шопена, русских композиторов Бородина, Чайковского, советских композиторов, композиторов Татарстана Яруллина, Яхина, Шарифуллина. Сотрудничаю с молодыми композиторами РТ В. Харисовым, Е. Шатровой, Е. Салушко.

Так как в репертуарном плане ощущается дефицит и для всех руководимых мною хоров и вокальных ансамблей нужен интересный репертуар, который я каждый год обновляю, мне приходится самой делать аранжировки, обработки песен и романсов.

Интересно заметить, как со временем меняются вкусы воспитанников. Если в начале им больше нравится музыка шлягерного плана, и их кумиры– это ансамбль “Руки вверх”, то постепенно они влюбляются в классическую музыку, которую раньше не слушали, считали её скучной и сложной для понимания. Конечно, те сложности, с которыми они столкнулись в работе над классикой, не сравнимы ни с чем, и вот преодоление этих трудностей даёт им возможность понять, что сложные программы “голыми руками” не возьмёшь и требуют высокого профессионализма.

Трудности, с которыми я сталкиваюсь в работе, это недостаточное количество времени, отведённое для уроков музыки – 1 час в неделю. Понимая, что в учебном плане сложно что-то изменить из-за большой загруженности учащихся, договариваюсь с ними о факультативе хора. Благо, вижу с их стороны понимание, желание петь и совершенствовать своё исполнение.

Новым направлением в своей деятельности считаю работу над постановкой сказок в качестве режиссёра, музыкального руководителя и концертмейстера. Так как мне более близко вокальное исполнение, я ищу для постановки со студентами музыкальные сказки или сказки-оперы, такие как “Квартет” на музыку А. Бойко, “Огниво” на муз. Карамышева, “Бармалей” муз. Е. Салушко и др. Это очень раскрывает сценические способности, эмоциональность и артистичность будущих учителей.

Моим группам приходится очень много выступать. При той нагрузке, которая падает на моих студентов, я с отрадой замечаю, что это нисколько не влияет на качество их учёбы. Наоборот, они стараются максимально использовать своё время. Я считаю, что именно музыка высокого образца делает наших девушек выгодно отличающимися своей интеллигентностью, внешней и внутренней красотой, вкусом, умением выглядеть и держаться.

В своих анкетах на вопрос о художественной самодеятельности они отвечали: “Я приветствую то, что в училище мы занимаемся художественной самодеятельностью, это помогает нам не зачерстветь, приобщиться к культурным ценностям, проявить себя в том, в чём ты способен. Хор приветствую всей душой, и руками, и ногами “за”. Музыка помогает мне отвлечься от проблем, забыться. После репетиций я чувствую лёгкость, настроение поднимается. Мне нравится, что нас обучают правильному пению”.

Конспект открытого урока музыки на конкурсе “Преподаватель года ССУЗ – 2000 г.” со студентами теоретического отделения Казанского музыкального училища

Тема: Роль хорового искусства в формировании духовности

Цели урока:

  • Воспитание певческой культуры, любви к хоровому искусству;
  • Знакомство с певческими школами, историей возникновения хорового искусства с лучшими хоровыми коллективами РТ;
  • Развитие интереса студентов к хоровому пению, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя и ансамбля.

Основной этап урока

Введение в тему

Луначарский сказал: “Когда люди перестанут петь, они перестанут жить”. А много ли мы знаем о хоровом искусстве, об исполнительстве, о его значении в жизни, о том, что даёт хоровое пение вообще человеку и, в частности, вам, как будущим музыкантам.

Музыка началась с пения. Пение – это изначальный элемент, прародитель всякой музыки. Не все умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте, но всякий человек, худо ли, хорошо ли, поёт или напевает. Фома Аквинский сказал: “Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать”.

- Как вы считаете, в чём своеобразие человеческого голоса, его отличие от других музыкальных инструментов?

Действительно, он “живой” музыкальный инструмент. Если у других музыкальных инструментов при игре колеблется тело, как бы безразличное душе, то в пении душа раскрывается через собственное тело.

- Как вы считаете, зависит ли от самобытности народа, его культуры, корней манера звуководения, стиль исполнения, характер певческого звука?

Да, действительно, всё это находится в тесной связи. Поэтому существует несколько певческих школ.

Итальянская – первая европейская школа, которая выделялась совершенной техникой бельканто, блестящими голосами певцов. Яркими представителями той эпохи были Кафарелли, Фаринелли, Аппиани, Энрико Карузо.

Французская школа – отличается декламационностью исполнения.

Немецкая школа – опирается на национальные песенные традиции.

И, наконец, русская школа пения (конец XIX – начало ХХ веков) – характеризуется драматическим мастерством, простотой, задушевностью, психологичностью. Яркие представители русской певческой школы: Л.В.Собинов, А.В. Нежданова, О.А. Петров, И.С. Козловский и, конечно, Ф.И. Шаляпин.

Именно хоровое пение способствовало воспитанию таких великих деятелей русской оперной сцены. В хоре начинали свой творческий путь Нежданова, Собинов, Козловский, Зыкина. Об этом они говорят в своих воспоминаниях. Козловский: “Пение в хорошем хоре поможет певцу развить слух, ощущение ритма, ансамбля, приобщить его к культуре многоголосного исполнения”. Шаляпин: “Что-то голос не слушается. Надо бы попеть в хоре”.

- Что же такое хор?

Хор – это не масса безликих исполнителей чужой воли, а ансамбль солистов, объединённых общей идеей, общим делом. Он должен быть оснащён техническими и художественными средствами хорового исполнения для передачи идейного содержания, заложенного в произведении.

В хоре поёт душа. Действительно, учёными доказано, что пение приводит одновременно к физической и психологической разрядке. Дыхание обогащает весь организм кровью, вибрация голосовых связок – это своеобразный массаж, в процессе которого задействованы все мышцы. Сегодня у нас есть прекрасная возможность окунуться в мир хоровой музыки при помощи видео- и аудиозаписи.

Просмотр и прослушивание “Причастного стиха” П.И. Чайковского в исполнении хора “Dornencrone” под управление профессора Булдаковой А.В. на Международном конкурсе в Мальте.

Смешанный академический хор! Хоровые партии: S, А, Т, В.

Каждую партию ассоциируют с явлением природы: S – солнце, огонь, А – вода, влага, Т – воздух, В – земля, фундамент.

Прослушивание татарской народной песни “Сибле чечек”, обработка М. Музаффарова в исполнении национального молодёжного хора “Хыял” при музыкальном факультете КГПУ. Руководитель А. Заппарова.

- Что же вам, как музыкантам, даёт хор? (Ответы студентов).

Обобщение:

  1. духовное наслаждение,
  2. знакомство с выдающимися образцами хоровой музыки,
  3. развивается гармонический слух,
  4. вырабатывается ансамбль
  5. чувство единения, “локтя”,

потому что хоровое пение самый доступный, самый демократичный вид искусства, который объединяет людей, различных по характеру, взглядам, национальному признаку, даже вероисповеданию.

Вокально-хоровая работа

Хочу познакомить вас с несколькими упражнениями предмета хоровое сольфеджио. Они удивительно полезны для развития гармонического слуха, внутреннего слышания, чувства ритма. Это будет нашей подготовкой к работе над произведением.

Упр. 1.

Цель: настройка на лад.

Пение ступеней в ладу закрытым звуком, на слоги “ля-ле-ли-лё-лю” каждую ступень. Заботиться о дыхании, лёгком, объёмном звуке.

Упр. 2.

Цель: развитие гармонического слуха.

Аккорд Т53 в D-dur в (ре-мажоре), изменение ступеней в аккорде, образование новых ступеней в аккорде, образование новых видов аккорда.

Упр. 3. – на ритмическую точность.

Пятиступенный ход в быстром темпе с акцентами по 4.

Упр. 4.

Музыкальный диктант р.н.п. “Ах, вы сени” с различными заданиями:

  1. Пение сольфеджио.
  2. Ноту “фа” хлопаем в ладоши, остальное поём.
  3. Ноту “фа” хлопаем, ноту “ми” щёлкаем пальцами, остальное поём.
  4. Ноту “фа” хлопаем, ноту “ми” щёлкаем пальцами, “до” – топаем.
  5. Увеличиваем темп исполнения.

Знакомство с произведением П.И. Чайковского “Утро” из детского альбома на стихи В.Лунина.

Работа по хоровым партиям, соединение голосов, работа над текстом. Так как хоровая партитура написана в жанре хорала, имеет аккордово-гармонический склад, обратить внимание на чистое исполнение аккордов, лёгкий полётный звук, поэтическую сторону произведения.

Итог урока

В самом начале урока мы задались вопросом: каждый ли человек должен уметь петь? Может быть, не стоит буквально понимать смысл этих слов. Тем не менее, каждый человек в душе должен быть музыкантом. А одухотворённый, не равнодушный человек объединяет вокруг себя единомышленников. Если в душе каждого человека будет звучать музыка, сколько искринок добра он зажжёт вокруг себя!