Уже два с половиной десятилетия я открываю детям прекрасный мир звуков. В нашем учебном заведении эстетическому, культурному и нравственному воспитанию уделяется очень большое внимание. А формы работы с будущими учителями самые разные: постановка спектаклей (музыкальных, драматических, кукольных), постановка танцев (от старинных до современных) с изучением их истории, обучение вокалу в вокальных ансамблях и хоре, игра на различных музыкальных инструментах, в том числе сделанных своими руками..
В каждой группе обязательно есть свой хоровой коллектив, а также сводные хоры факультета. Своей главной задачей руководителя хора, музыканта и воспитателя я вижу в том, чтобы помочь молодым людям понять, что для их самоутверждения есть много путей и один из них – творчество. Я стараюсь, чтобы пение в хоре стало для них духовной потребностью. Ведь не секрет, что молодежь нашего времени в большинстве своём является поклонниками лёгких жанров, а не серьёзной музыки, поэтому моя задача – “влюбить” учащихся в прекрасную хоровую, симфоническую, оперную музыку, повысить их культуру, научить их красивому вокалу, чистой интонации и раскрепощённости на сцене. За годы своей деятельности я поняла, что нет людей бесталанных, нужно только помочь им раскрыть свои возможности. И тогда самые безнадёжные “гудошники” вдруг начинают не только чисто интонировать, но и получают огромное удовольствие от многоголосного пения. Важно, чтобы участники хора чувствовали себя на репетициях комфортно, не тряслись и не боялись за неправильно спетый звук. Я постоянно хвалю учеников, у которых ничего не получается в первое время. Результаты налицо: ученик перестаёт комплексовать, очень старается и начинает чисто интонировать.
Детальная работа, доведение каждого звука до совершенства, приучает участников хора к полной отдаче. Постепенно они понимают, что пение – это не открывание рта под музыку, не просто проведение времени для души, и совершенно по-новому начинают воспринимать значение и смысл вокально-хоровой работы. Никаких скидок на самодеятельность не делаю, ибо речь идёт об искусстве.
Общение с музыкой воспитывает человеческую душу, развивает нравственный потенциал и интеллектуальный мир человека, поэтому очень большое значение я уделяю репертуару. В нём особо почётное место занимают образцы классической хоровой музыки композиторов Баха, Генделя, Пёрселла, Гайдна, Моцарта, Грига, Мендельсона, Шопена, русских композиторов Бородина, Чайковского, советских композиторов, композиторов Татарстана Яруллина, Яхина, Шарифуллина. Сотрудничаю с молодыми композиторами РТ В. Харисовым, Е. Шатровой, Е. Салушко.
Так как в репертуарном плане ощущается дефицит и для всех руководимых мною хоров и вокальных ансамблей нужен интересный репертуар, который я каждый год обновляю, мне приходится самой делать аранжировки, обработки песен и романсов.
Интересно заметить, как со временем меняются вкусы воспитанников. Если в начале им больше нравится музыка шлягерного плана, и их кумиры– это ансамбль “Руки вверх”, то постепенно они влюбляются в классическую музыку, которую раньше не слушали, считали её скучной и сложной для понимания. Конечно, те сложности, с которыми они столкнулись в работе над классикой, не сравнимы ни с чем, и вот преодоление этих трудностей даёт им возможность понять, что сложные программы “голыми руками” не возьмёшь и требуют высокого профессионализма.
Трудности, с которыми я сталкиваюсь в работе, это недостаточное количество времени, отведённое для уроков музыки – 1 час в неделю. Понимая, что в учебном плане сложно что-то изменить из-за большой загруженности учащихся, договариваюсь с ними о факультативе хора. Благо, вижу с их стороны понимание, желание петь и совершенствовать своё исполнение.
Новым направлением в своей деятельности считаю работу над постановкой сказок в качестве режиссёра, музыкального руководителя и концертмейстера. Так как мне более близко вокальное исполнение, я ищу для постановки со студентами музыкальные сказки или сказки-оперы, такие как “Квартет” на музыку А. Бойко, “Огниво” на муз. Карамышева, “Бармалей” муз. Е. Салушко и др. Это очень раскрывает сценические способности, эмоциональность и артистичность будущих учителей.
Моим группам приходится очень много выступать. При той нагрузке, которая падает на моих студентов, я с отрадой замечаю, что это нисколько не влияет на качество их учёбы. Наоборот, они стараются максимально использовать своё время. Я считаю, что именно музыка высокого образца делает наших девушек выгодно отличающимися своей интеллигентностью, внешней и внутренней красотой, вкусом, умением выглядеть и держаться.
В своих анкетах на вопрос о художественной самодеятельности они отвечали: “Я приветствую то, что в училище мы занимаемся художественной самодеятельностью, это помогает нам не зачерстветь, приобщиться к культурным ценностям, проявить себя в том, в чём ты способен. Хор приветствую всей душой, и руками, и ногами “за”. Музыка помогает мне отвлечься от проблем, забыться. После репетиций я чувствую лёгкость, настроение поднимается. Мне нравится, что нас обучают правильному пению”.
Конспект открытого урока музыки на конкурсе “Преподаватель года ССУЗ – 2000 г.” со студентами теоретического отделения Казанского музыкального училища
Тема: Роль хорового искусства в формировании духовности
Цели урока:
- Воспитание певческой культуры, любви к хоровому искусству;
- Знакомство с певческими школами, историей возникновения хорового искусства с лучшими хоровыми коллективами РТ;
- Развитие интереса студентов к хоровому пению, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя и ансамбля.
Основной этап урока
Введение в тему
Луначарский сказал: “Когда люди перестанут петь, они перестанут жить”. А много ли мы знаем о хоровом искусстве, об исполнительстве, о его значении в жизни, о том, что даёт хоровое пение вообще человеку и, в частности, вам, как будущим музыкантам.
Музыка началась с пения. Пение – это изначальный элемент, прародитель всякой музыки. Не все умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте, но всякий человек, худо ли, хорошо ли, поёт или напевает. Фома Аквинский сказал: “Не уметь петь так же стыдно, как не уметь читать”.
- Как вы считаете, в чём своеобразие человеческого голоса, его отличие от других музыкальных инструментов?
Действительно, он “живой” музыкальный инструмент. Если у других музыкальных инструментов при игре колеблется тело, как бы безразличное душе, то в пении душа раскрывается через собственное тело.
- Как вы считаете, зависит ли от самобытности народа, его культуры, корней манера звуководения, стиль исполнения, характер певческого звука?
Да, действительно, всё это находится в тесной связи. Поэтому существует несколько певческих школ.
Итальянская – первая европейская школа, которая выделялась совершенной техникой бельканто, блестящими голосами певцов. Яркими представителями той эпохи были Кафарелли, Фаринелли, Аппиани, Энрико Карузо.
Французская школа – отличается декламационностью исполнения.
Немецкая школа – опирается на национальные песенные традиции.
И, наконец, русская школа пения (конец XIX – начало ХХ веков) – характеризуется драматическим мастерством, простотой, задушевностью, психологичностью. Яркие представители русской певческой школы: Л.В.Собинов, А.В. Нежданова, О.А. Петров, И.С. Козловский и, конечно, Ф.И. Шаляпин.
Именно хоровое пение способствовало воспитанию таких великих деятелей русской оперной сцены. В хоре начинали свой творческий путь Нежданова, Собинов, Козловский, Зыкина. Об этом они говорят в своих воспоминаниях. Козловский: “Пение в хорошем хоре поможет певцу развить слух, ощущение ритма, ансамбля, приобщить его к культуре многоголосного исполнения”. Шаляпин: “Что-то голос не слушается. Надо бы попеть в хоре”.
- Что же такое хор?
Хор – это не масса безликих исполнителей чужой воли, а ансамбль солистов, объединённых общей идеей, общим делом. Он должен быть оснащён техническими и художественными средствами хорового исполнения для передачи идейного содержания, заложенного в произведении.
В хоре поёт душа. Действительно, учёными доказано, что пение приводит одновременно к физической и психологической разрядке. Дыхание обогащает весь организм кровью, вибрация голосовых связок – это своеобразный массаж, в процессе которого задействованы все мышцы. Сегодня у нас есть прекрасная возможность окунуться в мир хоровой музыки при помощи видео- и аудиозаписи.
Просмотр и прослушивание “Причастного стиха” П.И. Чайковского в исполнении хора “Dornencrone” под управление профессора Булдаковой А.В. на Международном конкурсе в Мальте.
Смешанный академический хор! Хоровые партии: S, А, Т, В.
Каждую партию ассоциируют с явлением природы: S – солнце, огонь, А – вода, влага, Т – воздух, В – земля, фундамент.
Прослушивание татарской народной песни “Сибле чечек”, обработка М. Музаффарова в исполнении национального молодёжного хора “Хыял” при музыкальном факультете КГПУ. Руководитель А. Заппарова.
- Что же вам, как музыкантам, даёт хор? (Ответы студентов).
Обобщение:
- духовное наслаждение,
- знакомство с выдающимися образцами хоровой музыки,
- развивается гармонический слух,
- вырабатывается ансамбль
- чувство единения, “локтя”,
потому что хоровое пение самый доступный, самый демократичный вид искусства, который объединяет людей, различных по характеру, взглядам, национальному признаку, даже вероисповеданию.
Вокально-хоровая работа
Хочу познакомить вас с несколькими упражнениями предмета хоровое сольфеджио. Они удивительно полезны для развития гармонического слуха, внутреннего слышания, чувства ритма. Это будет нашей подготовкой к работе над произведением.
Упр. 1.
Цель: настройка на лад.
Пение ступеней в ладу закрытым звуком, на слоги “ля-ле-ли-лё-лю” каждую ступень. Заботиться о дыхании, лёгком, объёмном звуке.
Упр. 2.
Цель: развитие гармонического слуха.
Аккорд Т53 в D-dur в (ре-мажоре), изменение ступеней в аккорде, образование новых ступеней в аккорде, образование новых видов аккорда.
Упр. 3. – на ритмическую точность.
Пятиступенный ход в быстром темпе с акцентами по 4.
Упр. 4.
Музыкальный диктант р.н.п. “Ах, вы сени” с различными заданиями:
- Пение сольфеджио.
- Ноту “фа” хлопаем в ладоши, остальное поём.
- Ноту “фа” хлопаем, ноту “ми” щёлкаем пальцами, остальное поём.
- Ноту “фа” хлопаем, ноту “ми” щёлкаем пальцами, “до” – топаем.
- Увеличиваем темп исполнения.
Знакомство с произведением П.И. Чайковского “Утро” из детского альбома на стихи В.Лунина.
Работа по хоровым партиям, соединение голосов, работа над текстом. Так как хоровая партитура написана в жанре хорала, имеет аккордово-гармонический склад, обратить внимание на чистое исполнение аккордов, лёгкий полётный звук, поэтическую сторону произведения.
Итог урока
В самом начале урока мы задались вопросом: каждый ли человек должен уметь петь? Может быть, не стоит буквально понимать смысл этих слов. Тем не менее, каждый человек в душе должен быть музыкантом. А одухотворённый, не равнодушный человек объединяет вокруг себя единомышленников. Если в душе каждого человека будет звучать музыка, сколько искринок добра он зажжёт вокруг себя!