Тема
- Настоящее время глагола. И. Бунин «Бушует талая вода…»
Цели
- закрепить знания и умения учащихся в распознавании лиц и чисел у глаголов настоящего времени;
- развивать умения спрягать глаголы;
- познакомить учащихся со стихотворением И. Бунина;
- формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, развивать воображение;
- воспитывать любовь к природе, языку.
Оборудование
- магнитофон;
- пьеса П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»;
- репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;
- книга по чтению «Живое слово»;
- тетрадь по русскому языку, ручка, карандаш;
- карточки по вариантам.
Пояснения к уроку
На доске портрет И. Бунина, картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», слова – полый, талый, напоены, в забытьи. В процессе урока нужная часть на доске открывается. На каждой парте лежит конверт с вопросами по вариантам.
ХОД УРОКА
Организация урока
Сегодня мы проведем урок русского языка и чтения, как один большой, но взаимосвязанный урок.
Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Закройте глаза и послушайте…
Чтение учителем стихотворения И. Бунина «Бушует полая вода…» под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»
- Понравилось вам стихотворение?
- Какое время года изобразил поэт?
Иван Алексеевич Бунин провел свое детство в деревне Озерки, в Орловской области.
Сменяются времена года, меняются картины природы, меняются впечатления и переживания мальчика. И когда Бунин становится поэтом, он пишет о деревенской жизни, о русской природе.
А мы, читая стихотворение И.А. Бунина, видим картину, написанную свежими и нежными красками.
А какие картины вы представили себе во время его звучания?
А как вы думаете, о начале или конце весны говорится в этом стихотворении? Почему?
Словарь
В данном стихотворении вам встретятся слова: полый, талый, напоены, в забытьи.
Давайте их объясним.
Откройте стр. 34 и прочитайте это стихотворение.
Чтение стихотворения учащимися про себя.
Какие приметы весны описал поэт?
Выборочное чтение.
- Что поэт говорит о воде?
- А какой ветер в стихотворении И. Бунина?
- Как надо прочитать эти строки?
- А есть ли запахи у весны? Какие они?
- Вы получили удовольствие от чтения этого стихотворения?
Работа в тетради.
Откройте тетрадь, запишите число.
Кто написал стихотворение, которое вы сейчас прочитали?
Минутка чистописания.
Б
Бунин Иван Алексеевич
Бушует полая вода.
- Назовите глагол в данном предложении.
- Докажите, что это глагол.
- Найдите глаголы в стихотворении, выпишите их.
Комментируемое чтение.
Бушует, шумит, кричат, дымятся, разливаются, блещут, трепещут, стоишь, слышишь, журчит, сверкает, звучит, закрывает.
- Как вы думаете, почему так много глаголов в стихотворении?
- Что обозначает глагол?
- В каком времени употреблены глаголы?
- Что вы знаете о глаголах настоящего времени?
- Что такое спряжение?
Самостоятельная работа.
Проспрягайте глаголы:
I вар. – кричат, II вар. – журчит.
Взаимопроверка.
Физминутка.
Самостоятельная работа.
Найдите глаголы, с помощью которых поэт говорит о воде?
Бушует, шумит, журчит, сверкает
В каком лице и числе они стоят?
Поставьте эти глаголы в 3 лицо мн. числа.
Беседа. Рассказ учителя. Выборочное чтение
- Как приветствует весну природа?
- Найдите и прочитайте эти строки?
Весна – это удивительный мир красок и звуков. Это и журчание ручейка, шелест ветра и щебет птиц.
- О каких птицах говорит поэт?
Прочитайте эти строки.
Именно с прилетом птиц связывали на Руси приход весны. Создавали поэтические картины не только поэты, но и художники. Русский пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил уголок родной природы созданием картины «Грачи прилетели».
(Учитель вывешивает репродукцию картины).
Композиция картины необычайно жизненна. Вы посмотрели в окно… и увидели на переднем плане… что?
Кажется, что тонкие голые ветки берез ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. А с голубого неба льются на землю ласковые лучи весеннего солнца.
- Найдите строки стихотворения, которые можно отнести к данной картине?
- А вам приходилось наблюдать подобное в природе?
- А поднимает ли весна настроение?
Глубь небес опять ясна,
Пахнет в воздухе весна.
(А. Фет)
Чтение стихотворения учащимися про себя.
Прочитайте стихотворение. Отметьте отрывок, который вам понравился.
Чтение отрывка учащимися вслух
А какие чувства вызвали у вас стихотворение?
Итог урока.
- Понравился вам урок?
- Что такое глагол?
- Как изменяются глаголы в настоящем времени?
Домашнее задание.
Выразительно читать стихотворение.
Подготовьтесь к словарному диктанту.
Работа в парах.
Вопросы I вар.
- Что называют глаголом?
- Что такое спряжение?
- Как изменяются глаголы в настоящем времени?
- Назови только глаголы: молчит, молчание, думает, дума, говорит, рисунок, рисует.
Вопросы II вар.
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что вы знаете о начальной форме глагола?
- Каким членом предложения является глагол?
- Проспрягайте устно: плывет.
(Оценку учащиеся друг другу ставят в тетрадь на поля).
Урок окончен. Спасибо.