Интегрированный урок русского языка и чтения

Разделы: Начальная школа


Тема

  • Настоящее время глагола. И. Бунин «Бушует талая вода…»

 Цели

  • закрепить знания и умения учащихся в распознавании лиц и чисел у глаголов настоящего времени;
  • развивать умения спрягать глаголы;
  • познакомить учащихся со стихотворением И. Бунина;
  • формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, развивать воображение;
  • воспитывать любовь к природе, языку.

Оборудование

  • магнитофон;
  • пьеса П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»;
  • репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;
  • книга по чтению «Живое слово»;
  • тетрадь по русскому языку, ручка, карандаш;
  • карточки по вариантам.

Пояснения к уроку

На доске портрет И. Бунина, картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», слова – полый, талый, напоены, в забытьи. В процессе урока нужная часть на доске открывается. На каждой парте лежит конверт с вопросами по вариантам.

ХОД УРОКА

Организация урока

Сегодня мы проведем урок русского языка и чтения, как один большой, но взаимосвязанный урок.

Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега,
И зажурчали, зазвенели
Деревья, воздух и луга.
Закройте глаза и послушайте…

Чтение учителем стихотворения И. Бунина «Бушует полая вода…» под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Апрель»

  • Понравилось вам стихотворение?
  • Какое время года изобразил поэт?

Иван Алексеевич Бунин провел свое детство в деревне Озерки, в Орловской области.

Сменяются времена года, меняются картины природы, меняются впечатления и переживания мальчика. И когда Бунин становится поэтом, он пишет о деревенской жизни, о русской природе.

А мы, читая стихотворение И.А. Бунина, видим картину, написанную свежими и нежными красками.

А какие картины вы представили себе во время его звучания?

А как вы думаете, о начале или конце весны говорится в этом стихотворении? Почему?

Словарь

В данном стихотворении вам встретятся слова: полый, талый, напоены, в забытьи.

Давайте их объясним.

Откройте стр. 34 и прочитайте это стихотворение.

Чтение стихотворения учащимися про себя.

Какие приметы весны описал поэт?

 Выборочное чтение.

  • Что поэт говорит о воде?
  • А какой ветер в стихотворении И. Бунина?
  • Как надо прочитать эти строки?
  • А есть ли запахи у весны? Какие они?
  • Вы получили удовольствие от чтения этого стихотворения?

Работа в тетради.

Откройте тетрадь, запишите число.

Кто написал стихотворение, которое вы сейчас прочитали?

Минутка чистописания.

Б

Бунин Иван Алексеевич

Бушует полая вода.

  1. Назовите глагол в данном предложении.
  2. Докажите, что это глагол.
  3. Найдите глаголы в стихотворении, выпишите их.

Комментируемое чтение.

Бушует, шумит, кричат, дымятся, разливаются, блещут, трепещут, стоишь, слышишь, журчит, сверкает, звучит, закрывает.

  • Как вы думаете, почему так много глаголов в стихотворении?
  • Что обозначает глагол?
  • В каком времени употреблены глаголы?
  • Что вы знаете о глаголах настоящего времени?
  • Что такое спряжение?

Самостоятельная работа.

Проспрягайте глаголы:

I вар. – кричат, II вар. – журчит.

Взаимопроверка.

Физминутка.

Самостоятельная работа.

Найдите глаголы, с помощью которых поэт говорит о воде?

Бушует, шумит, журчит, сверкает

В каком лице и числе они стоят?

Поставьте эти глаголы в 3 лицо мн. числа.

Беседа. Рассказ учителя. Выборочное чтение

  • Как приветствует весну природа?
  • Найдите и прочитайте эти строки?

Весна – это удивительный мир красок и звуков. Это и журчание ручейка, шелест ветра и щебет птиц.

  • О каких птицах говорит поэт?

Прочитайте эти строки.

Именно с прилетом птиц связывали на Руси приход весны. Создавали поэтические картины не только поэты, но и художники. Русский пейзажист Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил уголок родной природы созданием картины «Грачи прилетели».

(Учитель вывешивает репродукцию картины).

Композиция картины необычайно жизненна. Вы посмотрели в окно… и увидели на переднем плане… что?

Кажется, что тонкие голые ветки берез ожили, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. А с голубого неба льются на землю ласковые лучи весеннего солнца.

  • Найдите строки стихотворения, которые можно отнести к данной картине?
  • А вам приходилось наблюдать подобное в природе?
  • А поднимает ли весна настроение?

Глубь небес опять ясна,
Пахнет в воздухе весна.
(А. Фет)

Чтение стихотворения учащимися про себя.

Прочитайте стихотворение. Отметьте отрывок, который вам понравился.

Чтение отрывка учащимися вслух

А какие чувства вызвали у вас стихотворение?

Итог урока.

  • Понравился вам урок?
  • Что такое глагол?
  • Как изменяются глаголы в настоящем времени?

Домашнее задание.

Выразительно читать стихотворение.

Подготовьтесь к словарному диктанту.

Работа в парах.

Вопросы I вар.

  • Что называют глаголом?
  • Что такое спряжение?
  • Как изменяются глаголы в настоящем времени?
  • Назови только глаголы: молчит, молчание, думает, дума, говорит, рисунок, рисует.

Вопросы II вар.

  • На какие вопросы отвечает глагол?
  • Что вы знаете о начальной форме глагола?
  • Каким членом предложения является глагол?
  • Проспрягайте устно: плывет.

(Оценку учащиеся друг другу ставят в тетрадь на поля).

Урок окончен. Спасибо.