Урок граждановедения в первом классе "Наш класс"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- создавать ситуации, позволяющие каждому ученику раскрыть содержание своего собственного опыта;
- формировать новый опыт;
- научить учащихся анализировать и приходить к единому мнению.

ХОД УРОКА

Дети рассаживаются по группам. Каждая группа - это город, имеющий свое название.

Учитель. Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, и поэтому хочу вас сегодня познакомить еще с одной сказкой.
Жили-были пальчики. И не было между ними дружбы. Они постоянно ссорились и что-то делили. Надоела им такая жизнь, они решили расстаться и отправились в путь-дорогу.

На пути своей судьбы
Повстречалися они
Не с бумагой, не с письмом,
А с неведомым числом.

Что это за число? (На доске появляется число 5.)

Свойство то число имело,
Говорить оно умело.
“Я ль на свете всех милее,
Всех прекрасней и умнее?
Только пальчики в ответ,
Говорят: “Конечно нет!”
Знаем мы, что значит 5 -
Это значит всем страдать,
Все делить и драться -
Лучше всем расстаться.
И отправились в страну
Где все всегда по одному.

Каждый пальчик отправляется в свой город.

1. Большой пальчик отправляется в город Художников.
2. Указательный - в город Науки.
3. Средний - в город Мастеров.
4. Безымянный - в город Поваров.
5. Мизинчик - в город Парикмахеров.

Но чтобы попасть в город, необходимо выполнить задание. Ребята, попробуйте выполнить задания вместе с пальчиками. (Каждая группа получает задание).

  • Задание для города Художников. Взять “большим” пальчиком кисточку и нарисовать солнышко.
  • Задание для города Науки. Взять указательным пальцем ручку и написать слово ДРУЖБА.
  • Задание для города Мастеров. Взять средним пальчиком иголку и вдеть нитку в иголку.
  • Задание для города Поваров. Взять безымянным пальцем ложку.
  • Задание для города Парикмахеров. Взять мизинцем расческу и причесаться.

После выполнения задания задается вопрос:

- Смогли ли пальчики попасть в свой город? (Нет).
- Почему? (Одним пальчиком невозможно выполнить ни одного задания).
Опечаленные тем, что их настигла неудача, они отправились дальше. Долго они шли и тропинки их свели к новому городу под названием “Город Класс”. Находится этот город в Привокзальном районе, на территории школы 58. Рядом был красивый пруд- его Верх-Нейвинским зовут. И жили в нем дети с очень красивыми именами.

На доске весит рисунок большого дома под названием “Наш класс” со множеством окошек.

- Ребята, напишите на карточке свое имя и поместите в то окошечко, которое вам больше понравится. (Ребята помещают свое имя в любое пустое окошко.)
- Давайте вспомним, что обозначают ваши имена. (Дети перелистывают свои альбомы и читают обозначение своего имени: Виктор  - победитель и т.д.)
- Пальчикам очень нравились ваши имена, но они вас еще плохо запомнили. Я буду показывать на окошечко, а вы будите вставать и говорить. (Я - Саша, я - Оля...)
- А если я покажу два окошечка например Оля и Саша то, получится два Я или МЫ, т.к. Я + Я = МЫ.
- Так кто же живет в этом доме? (Мы.)
- Значит класс это - мы.
- А какие МЫ? (Добрые, несправедливые, вежливые, заботливые, настойчивые, дружные, ленивые и т.д.)
- Что значит быть добрым? Злым? Дружным?...

Ответы детей.

- Ребята, вы знаете, а пальчики не верят, что дружба может делать настоящие чудеса и хотят вас проверить не деле. Для этого они придумали для каждой группы задание - собрать мозаику. (Группам раздается мозаика.)
- Смогли ли вы справиться с этим заданием? (Да.).
- Почему? (Помогали все пальчики)
- Ребята, давайте придумаем конец сказки.

Работа в группах. Дети рисуют и по рисункам, рассказывают сказку.

Вместе пальчики друзья!
Друг без друга им нельзя!