Модуль программы “Основы техники изготовления коллажей (картин) из природного материала”.
Планируемый результат: учащиеся разрабатывают эскиз для будущей картины и представляют его как готовый продукт.
Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке среднего по объему и сложности проекта, используя при этом знания в области математики, информатики, компьютерной графики, дизайна и др.
Материалы и количество:
- Персональный компьютер – 7
- Элементы флористических композиций комплект из 7 штук.
Время работы: два занятия (по одному в неделю).
Индивидуальное задание: каждому учащемуся составить эскиз будущей флористической картины из природных камней, сухоцветов. Работа над проектом (два занятия). Деятельность учащихся при работе над проектом приводится на рис. 2.
Оформление творческих проектов учащихся с помощью ЭВМ
Обоснование проекта
Сейчас компьютеры занимают большое место в жизни каждого человека. В настоящее время компьютер - это не только неотъемлемая часть производственного оборудования, а необходимое и универсальное средство обмена информацией, которое теперь доступно большинству людей.
До некоторых пор, только программисты и квалифицированные пользователи ЭВМ могли свободно общаться с электронными машинами. Бурное развитие техники привело к тому, что работой с этими машинами овладевает все большее количество людей.
Такие элементарные понятия, как включить и загрузить машину, знает каждый, кто хоть раз работал на ней. А вот как в этом огромном мире информации отобрать необходимую, внести свою и еще все это оформить? Для этого нужны специальные знания. Ими овладеть то же способен каждый.
Итак, если вы хотите что-то написать, да еще нарисовать, а затем получить результаты своего творчества, то для начала необходимо иметь представление о своем проекте.
Необходимое обеспечение
С помощью компьютерной техники можно быстро и качественно оформить задуманные творческие проекты. Для этого могут быть применены следующие устройства:
1. Персональный компьютер типа IBM PC с установленным на нем программным обеспечением Windows, Word for Windows (текстовый редактор).
2. Сканер (например, Ве@r Paw 1200CU) с программным обеспечением к нему (например, Fine Reader 4.0 Professional).
3. Принтер (например, НР Color- 1050).
Технология выполнения
Набор текста
Рис. 3. Текстовый процессор Microsoft Word
Текст набирается в текстовом редакторе "Word", который позволяет осуществить печать на русском языке, предоставляет возможность вставить рисунки и необходимым образом оформить проект для выдачи на принтер.
После запуска текстового редактора "Word" на экране появляется два поля: поле меню и поле набора текста. Сам текст набирается в поле набора текста с использованием буквенных клавиш клавиатуры и некоторых служебных клавиш. Выход в меню из поля набора текста осуществляется нажатием левой клавиши <Alt>, или <F1O>, или нажатием левой клавиши "мышки" на соответствующем поле меню.
Набор текста осуществляется на русском языке. Для его включения необходимо нажать клавиши <Shift>+<Alt>. Для перехода из русского алфавита в латинский необходимо повторное нажатие тех же клавиш <Shift>+<Alt>. Чтобы набрать заглавную букву, надо, прижимая клавишу <Shift>, нажать соответствующую буквенную клавишу (например, <Shift>+<О>). Если вы хотите весь текст набрать большими буквами или таким образом выделить какое-то слово, то надо нажать клавишу <Caps Lock>. При этом на клавиатуре загорится индикатор. Отмена такого режима производится так же этой клавишей.
Для того чтобы сделать абзац, надо в конце предыдущего предложения нажать клавишу <Enter>.
Для набора соответствующих знаков препинания необходимо нажать соответствующие клавиши, указанные в таблице 1.
Символ |
Клавиши |
! |
<Shift>+<l> |
“ |
<Shift>+<2> |
; |
<Shift>+<4> |
: |
<Shift>+<6> |
? |
<Shift>+<7> |
, |
<Shift>+<,> |
( |
<Shift>+<9> |
) |
<Shift>+<0> |
Редактирование текста
Установка параметров страницы документа
После набора текста необходимо задать требуемые параметры страницы. Для этого надо войти в пункт меню "Файл" - "Параметры страницы". В разделе "Размер бумаги" установить ширину и высоту листа, в разделе "Поля" задать параметры полей.
Затем надо задать отступ абзаца. Для этого следует перейти в начало текста клавишами <Ctrl>+<Home> и отметить текст, используя клавиши <Shift>+<Ctrl>+<End>. Или тоже самое можно сделать с помощью "мышки" следующим образом: поставить курсор мыши на первую строку левого поля набора текста, нажать на левую клавишу "мышки" и, удерживая ее, переместиться к концу текста. После этого надо войти в пункт меню "Формат" - “Абзац" и в разделе "Отступы и интервалы" указать размер отступа первой строки.
Следующим этапом выбирается шрифт текста. Для этого надо войти в пункт меню “Формат” - “Шрифт” и выбрать “Наименование” шрифта, “Стиль” шрифта, “Размер” шрифта. Пример шрифта, с заданными параметрами, будет выведен внизу. Если выбранный шрифт подходит для текста, то можно нажать клавишу <ОК>.
Чтобы выделить заголовок, надо отменить выделение всего текста и выделить необходимый заголовок. Это можно сделать или с помощью мыши, поставив ее курсор напротив заголовка и нажав на левую клавишу, или нажатием клавиш <Shift>+<End>. Затем надо войти в пункт меню “Формат” - “Шрифт”, выбрать желаемый “Размер” и “Стиль”, войдя в “Формат” - “Абзац”, “выравнивание” сделать “по центру”, а первую строку - “нет”. Таким образом, выделенный заголовок будет располагаться строго по центру формата.
Чтобы включить автоматический режим переноса слов, надо войти в “Сервис” - “Язык” - “Расстановка переносов” и выбрать “Автоматическая расстановка переносов”, а также задать ширину зоны переноса слов - пустой промежуток у правого края (узкая зона уменьшает неровность правого края текста; широкая зона сократит число дефисов переноса)
Вставка таблиц
Для вставки таблицы в пункте меню необходимо выбрать “Таблица” - “Добавить” - “Таблица”. Затем указать “Число столбцов” и “Число строк” и нажать клавишу <ОК>. Потом можно заполнять таблицу.
Вставка рисунков
Рисунки могут быть выполнены как на бумаге, так и в графических редакторах: Paint; CorelDraw; PhotoShop и др. Некоторые простые рисунки выполняются в текстовом редакторе Word.
Вставка рисунков, выполненных на бумаге
Для вставки рисунков, выполненных на бумаге, необходим сканер и программное обеспечение к нему.
Рассмотрим снятие изображения с листа бумаги с помощью сканера и программы Fine Reader 4.0 Professional.
Рис. 5. Программа обслуживания сканера Fine Reader 4.0 Professional
Готовый рисунок нужно положить в сканер. Затем необходимо нажать экранную кнопку <Preview>. На экране компьютера получится предварительное изображение. Курсором мыши надо отметить контур рисунка или его часть, которую требуется вставить в текст, и, выбрав клавишу <Zoom>, отсканировать это окно. На экране появится увеличенное изображение.
Далее подбираются параметры изображения: режим (черно- белый рисунок, цветной рисунок, черно-белая фотография и др.), яркость, контрастность. Когда это будет сделано, рисунок следует сохранить в файле, нажав <Final> и имя файла, а затем вставить в рабочий документ. Для этого надо выйти в пункт меню “Вставка” - “ Рисунок” и выбрать имя файла вашего рисунка. Таким образом, он будет вставлен в место положения курсора.
Выполнение рисунков в графическом редакторе Paint
Рис. 6. Графический редактор Paint
Для выполнения таких рисунков в графическом редакторе Paint надо сначала запустить графический редактор. На экране вверху появится раздел меню, в левой части - раздел операций, внизу - возможные цвета, в центре - рабочее окно. Этот редактор позволяет создавать рисунки, выбирая различные элементы в поле команд (прямоугольник, эллипс, линия, кривая и т.д.).
Затем необходимо выбрать в пункте команд “выделение”, растянуть рамку на всю площадь вашего рисунка и в пункте меню “Правка” выбрать “Копировать”. Далее в Word в пункте меню “Правка” выбрать “Вставить”. Теперь в тексте появится ваш рисунок.
Выполнение рисунков в текстовом редакторе Word>
Перед началом работы в панели инструментов выбрать “Рисование”. В нижней части экрана появится дополнительная панель, в левой части которой находятся экранные кнопки с элементами рисунков (автофигуры, линия, стрелка, прямоугольник, овал). В этой панели нужно выбрать фигуру и перевести курсор на экран. При работе пользуйтесь подсказками в нижней части экрана.
Вывод на печать
Разбивка документа на страницы
Работа должна заканчиваться печатью документа. Для этого необходимо сначала разбить документ на страницы. Нумерацию страниц в документе выполняют следующим образом: в пункте меню “Вставка” - “Номера страниц” задают необходимое положение номера страницы на листе (вверху справа, внизу в центре и т.д.) и типы символов номера страницы (арабскими, римскими и т.д.).
Печать документа
На принтере НР Color- 1050 для печати документа необходимо войти в “Файл” - “Печать”, ввести номера или диапазоны страниц, указать число копий, нажать клавишу <ОК> и распечатать документ.
Рис. 7. Текстовый процессор Microsoft Word .
вывод документа на печать
Экономическое обоснование проекта
Ориентировочная стоимость оборудования ЭВМ и программного обеспечения составляет около 45000 рублей. Срок эксплуатации - 5 лет. Это составляет 5 . 300= 1500 дней.
Стоимость работы оборудования на один день составляет:
45 000 / 1500 = 30 руб.
Работа по оформлению проекта занимает 2 дня. Тогда стоимость амортизации оборудования составляет:
30 . 2 = 60 руб.
Для распечатки проектов необходима бумага. Цена одного листа – 0,4 руб. Всего понадобилось 20 листов. Таким образом, стоимость бумаги составляет:
0,4 . 20 = 8 руб.
Итого, себестоимость оформления проекта без учета моего труда равна 68 руб.