Методика графического проектирования уроков технологии

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Ввиду того, что деятельность педагога профессиональной школы является интегративной и состоит из двух компонентов: педагогической и специальной (под специальной будем понимать деятельность по преобразованию различных материалов), почти у 80% слушателей (система повышения квалификации), студентов педагогических учебных заведений, вызывают трудности: проектирование урока, системы уроков, проектирование педагогических ситуаций, разработка педагогических технологий. Учителю (преподавателю, мастеру производственного обучения, педагогу дополнительного образования) в данной ситуации необходимо спроектировать сначала технологический процесс обработки заданного материала, а затем организовать педагогический процесс. Ввиду того, что почти все педагогические работники профессиональной школы организуют свою деятельность, используя чертежи, схемы, алгоритмы, технологические последовательности и другую техническую документацию, они имеют высокий уровень абстрактного и логического мышления. Поэтому для ликвидации выше названных затруднений мы предлагаем методику графического проектирования учебных занятий, системы занятий.

В основе данной методики лежит обобщающая теория В.В. Давыдова.

За основу берется большой законченный объем деятельности педагога, делится на законченные дидактические этапы. На каждом этапе рассматривается во взаимосвязи деятельность учащихся, деятельность педагога, методы обучения, способы активизации познавательной деятельности учащихся, уровень усвоения учебного материала, способы подачи учебной информации, способы, виды и формы контроля и др.

Каждому элементу педагогического процесса присваивается графический символ (рис. 1). Урок “рисуется” на развернутом листе, где на каждом этапе продумываются во взаимосвязи все элементы педагогического процесса (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Для освоения методики графического проектирования следует выполнить алгоритм подготовительной работы преподавателя:

  1. Изучить материал по заданной теме.
  2. Изучить методику составления документов письменного инструктирования (ДПИ): инструкционной карты (ИК), инструкционно-технологических карт (ИТК), технологических карт (ТК), алгоритмов деятельности (А) и др.
  3. Продумать все способы сжатия информации, выбрать рациональный для объяснения нового материала (опорные конспекты, таблицы, схемы, алгоритмы, фреймы и др.).
  4. Создать “копилку” методических приемов, классифицировать их.
  5. Продумать формы и методы обучения (классификацию методов обучения), ФОПД учащихся.
  6. Продумать формы и методы контроля ЗУН.
  7. Привести в систему наглядность и дидактический материал, присвоить символы.

При проектировании урока педагогу необходимо выполнить второй алгоритм деятельности:

  1. Определить тему программы, тему урока, цели.
  2. Выбрать наглядность, раздаточный материал, оборудование, инструменты с указанием количества единиц для определения ФОПД в зависимости от темы, цели урока.
  3. Определить тип урока и в зависимости от его вида построить ряд прямоугольников (по количеству этапов) (рис.2, позиция 1).
  4. Разделить построенные четырехугольники пополам: в верхней части записать название этапа урока, в нижней – методы обучения на данном этапе (рис. 2, позиция 2). Здесь же фиксируется временной этап (позиция 4).
  5. Надстроить над каждым прямоугольником перпендикуляр, по обе стороны которого зафиксировать деятельность учителя (позиция 3) слева, деятельность учащихся (ФОПД) (позиция 3') справа
  6. Все этапы соединить стрелками, т. к. они направлены на реализацию триединой цели урока.
  7. Под прямоугольниками описать кратко, в виде алгоритма, содержание деятельности учителя на каждом этапе, применяя условные обозначения (рис. 1).
  8. В завершении опорного конспекта указать способы активизации познавательной деятельности учащихся, формы и способы контроля ЗУН, отметить наиболее “опасные” моменты урока.

* Этапы урока можно располагать вертикально, это зависит от творчества учителя.

Предложенная графическая форма проектирования уроков поможет детально представить урок в виде определенной модели, эффективнее провести урок, эффективнее сделать самоанализ урока.

Данная модель может быть использована как для проектирования урока с последующим описанием в текстовой форме, так и как самостоятельный поурочный план с условием, что разработано проектированное оснащение урока, и учитель способен согласно предлагаемой модели получить эффективный результат урока.

Путем интервьюирования, беседы были выяснены достоинства и недостатки данной методики.

К достоинствам следует отнести: наглядность изображения плана урока, планирование наглядного взаимодействия учителя и учеников, возможность применения нескольких классификаций методов обучения, комплексное восприятие всех систем урока, возможность четкого самоанализа урока, отработка умения анализировать чужой урок, развитие творческого воображения учащихся, усиление интереса к очень сложной деятельности - составление планов урока, способ самообразования по теории урока и др.

В качестве недостатков было указано: наличие дополнительного времени для усвоения условных сигналов, сжатая форма записи деятельности учителя.

Данная методика используется в практике с 1996 года сначала в системе повышения квалификации (Курганский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ноябрьск, г. Муравленко, п. Красный Селькуп, п. Тарко-Сале, г. Новый Уренгой Ямало-ненецкого автономного округа), затем в системе среднего профессионального образования (Мишкинское педагогическое училище), высшего педагогического образования (Курганский государственный университет, Шадринский государственный педагогический институт).

Данный подход к проектированию индивидуальной педагогической траектории в графическом виде лег в основу создания учебно-методического комплекса для учителя технологии, в том числе:

1. Системы уроков по теме “Конструирование швейных изделий в 5-9 классе”. – Курган: ИПК, 2001 – 40с. Системы уроков по теме “Моделирование швейных изделий в 5-9 классе”. – Курган: ИПК, 2001 – 40с.

2. Системы уроков по теме “Раскрой швейных изделий в 5-9 классе”. – Курган: ИПК, 2001 – 40с.

3. Системы уроков по теме “Технология изготовления швейных изделий в 5 классе”. – Курган: ИПК, 2001 – 40с.

4. Системы уроков по теме “Технология изготовления швейных изделий в 6 классе”. – Курган: ИПК, 2001 – 40с.

5. Системы уроков по теме “Технология изготовления швейных изделий в 7 классе”. – Курган: ИПК, 2001 – 40с.

6. Системы уроков по теме “Технология изготовления швейных изделий в 8 классе”. – Курган: ИПК, 2001 – 40с.

7. Системы уроков по теме “Технология изготовления швейных изделий в 9 классе”. – Курган: ИПК, 2001 – 40с.

В качестве примера в работе представлены системы уроков по различным разделам программы “Технология” (рис. 3), некоторые занятия факультатива “Фитодизайн в условиях Крайнего Севера” (рис. 4).

Рис. 3
Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4