Организационно-деятельностная игра "Что нам стоит дом построить"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


В процессе данной игры воспитанники школы-интерната активно включаются в проектировочную деятельность. Личностная включенность детей в ОДИ достигается путем применения различных игровых методик, которые более свойственны социально-психологическому тренингу, что помогает более успешно готовить воспитанников к социальной адаптации.

Цель: Развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению подростков, самореализация ребенком своего “Я”, его адаптация к жизни в современном обществе.

Задачи:

  1. Формирование активной жизненной позиции;
  2. Развитие проектировочных умений;
  3. Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений: умение считаться с взглядами других, конструктивно решать возникшие проблемы.
  4. Выяснить значение понятия “дом” в понимании воспитанников;
  5. Формирование представлений у воспитанников о доме, о будущей жизни в ходе проектирования;
  6. Активизация процесса самопознания.

Предварительная работа.

До заключительной игры воспитанники уже познакомились с различными профессиями. Совместно с воспитателями они составляли мини-проекты по созданию развивающей образовательной среды в жилых комнатах, которая включает в себя благоустройство комнат с учетом возрастных и психологических особенностей.

Участники: ведущий и не менее 15 участников.

Необходимые материалы.

1) 3 листа ватмана, визитные карточки, фломастеры, ручки, карандаши, линейки, ластики, клей, цветная бумага, английские булавки, скотч для работы в группах, вырезки из газет для составления коллажа.

2) Плакат с рисунком символического дома, куда дети будут приклеивать свои “ожидания”.

3) 2 листа ватмана для работы в ходе занятия;

4) Плакат с алгоритмом проектирования;

5) Макет сказочной деревни.

ХОД ИГРЫ

I. Вступительное слово Ведущего по организации дальнейшей игры. Сообщение темы, цели, задач.

II. Вводная часть

 Цель: Создание благоприятных условий для работы группы, знакомство участников с правилами игры.

А) Упражнение “Раздели мою радость со мной!”

Инструкция: все участники сидят на стульях, расставленных по кругу, и ведущий вместе с ними. Оформляются визитные карточки с именами участников. Ведущий предлагает участникам, называя свое имя при знакомстве, передать из рук в руки свою радость, которой хочет поделиться. Например: “Меня зовут Саша, я вчера получил долгожданное письмо от друга, я очень счастлив”, и т.д.

Б) Игра “Китайский футбол”.

Инструкция: Веселая разминка. Мяч для игры должен быть небольшим (около 10 см. в диаметре) и легким. Участники группы встают в круг нога к ноге (ноги на ширине плеч – это ворота). Руки – это и “вратари” и “нападающие”. Все наклоняются в круг и пытаются забить гол другим, при этом бить в “ворота” двух ближайших соседей нельзя. Кому забили гол, тот уже выходит из круга.

 В) Вступительное слово ведущего о правилах общения во время игры.

  • Семеро одного ждут;
  • Одна станция в эфире;
  • Правило поднятой руки;
  • Не вести перекрестные разговоры;
  • Безоценочное общение;
  • Правило пирога.

 Г) Упражнение “Ожидание”

Инструкция: “Все мы от занятия чего-то ждем. Ребята, каждый сейчас подумает и напишет на листе блокнотика свое “ожидание” и прикрепит вот сюда, в этот наш символический домик, а в конце занятия посмотрим, сбудутся ли наши “ожидания””.

/Выполняют. Каждый из участников пишет на листочке, что он ожидает получить от игры. Листочки прикрепляют к символическому домику./

 Информационная часть.

Игра “Ассоциации”

Инструкция: “Поведение человека, его отличительные черты характера часто у нас ассоциируются с определенным цветом, каким-то животным, предметом, возможно даже природным явлением. Мы часто можем слышать в речи следующие выражения: “хитрая, как лиса”, “неповоротливый, как медведь” и т.д. Да и любой предмет у нас с чем-нибудь ассоциируется. С чем же ассоциируется ДОМ? Давайте составим схему”.

/Все, что скажут дети, записывается на схеме/.

Рефлексия.

Мини-пауза. Упражнение-тест “Геометрические фигуры”.

Инструкция: “Все вы изучаете геометрию, решаете задачи и очень часто встречаетесь с различными геометрическими фигурами. Да и в повседневной жизни, в быту нас окружает множество предметов домашнего обихода, безделушки, игрушки в форме геометрических фигур. Я вам предлагаю из этой корзинки выбрать себе наиболее близкую фигуру и после этого прошу рассаживаться уже по выбранной вами фигуре в отдельные подгруппы”.

Участникам игры предлагается выбрать любую из геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат. После этого участники должны объединиться в подгруппы./

Рефлексия: познакомить участников с краткой психологической характеристикой основных форм личности на основе предпочтения каких-либо геометрических фигур.

Треугольник – это лидеры, инициаторы идей, способные концентрироваться на главной цели. Это энергичные, неудержимые, сильные люди, которые ставят конкретные цели и достигают их.

Квадрат – люди трудолюбивые, усердные, доводящие начатое дело до конца, упорные. Выносливость, терпение делают этих людей высококлассными специалистами в любом деле. Коммуникабельны, хорошие организаторы;

Круг – это мифологический круг гармонии. Люди творческие, чувствительные, их отличает способность сопереживать, сочувствовать. Эти люди способны распознать притворщика, обманщика, лжеца, они являются центром коллектива. Интеллектуалы.

Работа с алгоритмом проектирования

Алгоритм составления проектов.

    1. Гипотеза – построить дом своей мечты.
    2. Цель – что хотим построить, кто будет проживать в этом доме (Пол, возраст, сем. положение)
    3. Задача – как будем строить. План.
    4. Средства – те навыки, умения, которые понадобятся. Материалы.
    5. Моделирование из рекомендованного материала.
    6. Защита проектов.

Работа в подгруппах 30 мин.

Задания:

  • Треугольник – “Строители” – проектировать дом из бумаги;
  • Квадрат – “Архитекторы” – начертить проект своей квартиры;
  • Круг – “Дизайнеры” – составить коллаж комнат.

IV Заключительная часть.

  • Защита проектов.
  • Сюрприз “Дом моей мечты”.
  • Рефлексия “ожиданий”.

Список использованной литературы:

А.В.Волохов “Дети и взрослые: взаимообогащение (из опыта работы)”, М., ГОУ, 2002г;

Л.М.Митина “Психология развития конкурентоспособной личности”, М., 2002г.

// Школьные технологии, №2 – 2000г.