В процессе данной игры воспитанники школы-интерната активно включаются в проектировочную деятельность. Личностная включенность детей в ОДИ достигается путем применения различных игровых методик, которые более свойственны социально-психологическому тренингу, что помогает более успешно готовить воспитанников к социальной адаптации.
Цель: Развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению подростков, самореализация ребенком своего “Я”, его адаптация к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Формирование активной жизненной позиции;
- Развитие проектировочных умений;
- Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений: умение считаться с взглядами других, конструктивно решать возникшие проблемы.
- Выяснить значение понятия “дом” в понимании воспитанников;
- Формирование представлений у воспитанников о доме, о будущей жизни в ходе проектирования;
- Активизация процесса самопознания.
Предварительная работа.
До заключительной игры воспитанники уже познакомились с различными профессиями. Совместно с воспитателями они составляли мини-проекты по созданию развивающей образовательной среды в жилых комнатах, которая включает в себя благоустройство комнат с учетом возрастных и психологических особенностей.
Участники: ведущий и не менее 15 участников.
Необходимые материалы.
1) 3 листа ватмана, визитные карточки, фломастеры, ручки, карандаши, линейки, ластики, клей, цветная бумага, английские булавки, скотч для работы в группах, вырезки из газет для составления коллажа.
2) Плакат с рисунком символического дома, куда дети будут приклеивать свои “ожидания”.
3) 2 листа ватмана для работы в ходе занятия;
4) Плакат с алгоритмом проектирования;
5) Макет сказочной деревни.
ХОД ИГРЫ
I. Вступительное слово Ведущего по организации дальнейшей игры. Сообщение темы, цели, задач.
II. Вводная часть
Цель: Создание благоприятных условий для работы группы, знакомство участников с правилами игры.
А) Упражнение “Раздели мою радость со мной!”
Инструкция: все участники сидят на стульях, расставленных по кругу, и ведущий вместе с ними. Оформляются визитные карточки с именами участников. Ведущий предлагает участникам, называя свое имя при знакомстве, передать из рук в руки свою радость, которой хочет поделиться. Например: “Меня зовут Саша, я вчера получил долгожданное письмо от друга, я очень счастлив”, и т.д.
Б) Игра “Китайский футбол”.
Инструкция: Веселая разминка. Мяч для игры должен быть небольшим (около 10 см. в диаметре) и легким. Участники группы встают в круг нога к ноге (ноги на ширине плеч – это ворота). Руки – это и “вратари” и “нападающие”. Все наклоняются в круг и пытаются забить гол другим, при этом бить в “ворота” двух ближайших соседей нельзя. Кому забили гол, тот уже выходит из круга.
В) Вступительное слово ведущего о правилах общения во время игры.
- Семеро одного ждут;
- Одна станция в эфире;
- Правило поднятой руки;
- Не вести перекрестные разговоры;
- Безоценочное общение;
- Правило пирога.
Г) Упражнение “Ожидание”
Инструкция: “Все мы от занятия чего-то ждем. Ребята, каждый сейчас подумает и напишет на листе блокнотика свое “ожидание” и прикрепит вот сюда, в этот наш символический домик, а в конце занятия посмотрим, сбудутся ли наши “ожидания””.
/Выполняют. Каждый из участников пишет на листочке, что он ожидает получить от игры. Листочки прикрепляют к символическому домику./
Информационная часть.
Игра “Ассоциации”
Инструкция: “Поведение человека, его отличительные черты характера часто у нас ассоциируются с определенным цветом, каким-то животным, предметом, возможно даже природным явлением. Мы часто можем слышать в речи следующие выражения: “хитрая, как лиса”, “неповоротливый, как медведь” и т.д. Да и любой предмет у нас с чем-нибудь ассоциируется. С чем же ассоциируется ДОМ? Давайте составим схему”.
/Все, что скажут дети, записывается на схеме/.
Рефлексия.
Мини-пауза. Упражнение-тест “Геометрические фигуры”.
Инструкция: “Все вы изучаете геометрию, решаете задачи и очень часто встречаетесь с различными геометрическими фигурами. Да и в повседневной жизни, в быту нас окружает множество предметов домашнего обихода, безделушки, игрушки в форме геометрических фигур. Я вам предлагаю из этой корзинки выбрать себе наиболее близкую фигуру и после этого прошу рассаживаться уже по выбранной вами фигуре в отдельные подгруппы”.
Участникам игры предлагается выбрать любую из геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат. После этого участники должны объединиться в подгруппы./
Рефлексия: познакомить участников с краткой психологической характеристикой основных форм личности на основе предпочтения каких-либо геометрических фигур.
Треугольник – это лидеры, инициаторы идей, способные концентрироваться на главной цели. Это энергичные, неудержимые, сильные люди, которые ставят конкретные цели и достигают их.
Квадрат – люди трудолюбивые, усердные, доводящие начатое дело до конца, упорные. Выносливость, терпение делают этих людей высококлассными специалистами в любом деле. Коммуникабельны, хорошие организаторы;
Круг – это мифологический круг гармонии. Люди творческие, чувствительные, их отличает способность сопереживать, сочувствовать. Эти люди способны распознать притворщика, обманщика, лжеца, они являются центром коллектива. Интеллектуалы.
Работа с алгоритмом проектирования
Алгоритм составления проектов.
- Гипотеза – построить дом своей мечты.
- Цель – что хотим построить, кто будет проживать в этом доме (Пол, возраст, сем. положение)
- Задача – как будем строить. План.
- Средства – те навыки, умения, которые понадобятся. Материалы.
- Моделирование из рекомендованного материала.
- Защита проектов.
Работа в подгруппах 30 мин.
Задания:
- Треугольник – “Строители” – проектировать дом из бумаги;
- Квадрат – “Архитекторы” – начертить проект своей квартиры;
- Круг – “Дизайнеры” – составить коллаж комнат.
IV Заключительная часть.
- Защита проектов.
- Сюрприз “Дом моей мечты”.
- Рефлексия “ожиданий”.
Список использованной литературы:
А.В.Волохов “Дети и взрослые: взаимообогащение (из опыта работы)”, М., ГОУ, 2002г;
Л.М.Митина “Психология развития конкурентоспособной личности”, М., 2002г.
// Школьные технологии, №2 – 2000г.