Повторительно-обобщающий урок-зачет "Эпоха Брежнева" 1964—1982/5

Разделы: История и обществознание


Урок проводится в 11-м классе после изучения темы и рассчитан на “пару” (два академических часа без перемены). Применяется одна из современных активных технологий “Уголки” [1].

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

1. Выявить уровень усвоения системы знаний по теме и владения умениями выполнять самостоятельную работу разной степени сложности.

2. Продолжить формирование умений: а) самоорганизации в учебном процессе; б) анализировать и оценивать события и определять своё отношение к ним; в) разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы).

3. Усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.

Работа проводится в три этапа:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Итоговый.

Первый этап

За две недели до урока гимназистам даётся задание – повторить пройденный материал и прочитать дополнительную литературу; побеседовать с родственниками-современниками эпохи об их впечатлениях о жизни в те времена; найти дома и принести в класс любые вещественные и письменные памятники изучаемого периода с приложением краткого их описания.

Второй этап (урок)

Оформление класса. На доске написано название темы, названия “уголков”, помещены портреты Л.Брежнева, А.Косыгина, Ю.Андропова, К.Черненко, А Сахарова, А.Солженицына, В.Высоцкого. По периметру класса на стенах и столах размещены вещественные памятники эпохи - значки, деньги, талоны, пионерский галстук, пилотка, горн и барабан, комсомольский, партийный, профсоюзный и военный билеты, бытовые предметы (одежда, часы, игрушки, канцелярские принадлежности, календари и т.д.), а также газеты и книги тех лет. Пространство кабинета разделено на несколько “уголков”. “Уголок” представляет собой сдвоенный стол с четырьмя стульями вокруг. В каждом “уголке” имеется один из типов заданий, но в 4-5 вариантах. Типы заданий различны по сложности. Общее количество заданий должно быть больше, чем количество учеников в классе. По ходу урока каждый ученик будет переходить из одного “уголка” в другой, выполняя предложенные в них задания. Каждый гимназист сам определяет маршрут и работает в своём темпе. Учитель исполняет роль диспетчера, следит за тем, чтобы в одном “уголке” не накапливалось больше учащихся, чем имеется заданий, при необходимости даёт пояснения. Результаты прохождения маршрута фиксируются в индивидуальном именном маршрутном рабочем листе (см. образец).

Маршрут (названия) Выполнение задания Заметки для себя, вопросы

Ход урока. В качестве заставки к уроку воспроизводится запись песни А.Пахмутовой “И вновь продолжается бой…”, создающая эмоциональный настрой (возможны и другие варианты). В это время учащиеся знакомятся с оформлением кабинета. Следует вводное слово учителя (объяснение характера работы, критериев оценки), раздача маршрутных листов (7-8 минут). Далее учащиеся выполняют задания по избранным маршрутам, заполняют маршрутные листы. На это отводится примерно 50 минут, после чего все листы сдаются на проверку учителю. Некоторые задания могут быть не выполнены (не успели, сложно). Способные учащиеся, быстро прошедшие весь маршрут, могут сделать ещё один вариант задания в каком-либо из “уголков”, получая за это дополнительные очки. Предлагаются следующие типы заданий.

Тест: Выбери правильный ответ на вопрос. В каждом тесте – три вопроса. Для примера приведём вопросы теста № 1:

1. Новым лидером КПСС в 1964 г. стал –
а) Л.И.Брежнев,
б) А.Н.Косыгин,
в) Н.В.Подгорный.

2. Какая сфера народного хозяйства впервые стала одной из приоритетных во второй половине 1960-х гг.? –
а) сельское хозяйство,
б) тяжёлая промышленность,
в) лёгкая промышленность.

3. Войска Организации Варшавского Договора были введены в Чехословакию в – а) 1965; б) 1968; в) 1970 г.

Вопрос-ответ: Дай краткий ответ на вопрос. В каждом варианте – тоже три, но закрытых, вопроса. Например, вариант № 3:

1. Когда начала проводиться экономическая реформа (“косыгинская”)?

2. Какие новые положения были внесены в “брежневскую” Конституцию? (Перечислить).

3. С какой социалистической страной СССР находился во взаимной конфронтации, доходящей до вооруженных столкновений?

Великие и знаменитые: Составь свой список имён выдающихся деятелей брежневской эпохи (не менее 5), которых должен знать каждый образованный человек, и кратко аргументируй свой выбор. Для желающих можно предложить в качестве “подсказки” 50-60 карточек с именами политиков, героев труда, деятелей науки и культуры, известных спортсменов, общественных деятелей и т.д.

Словарик: Выбери из предложенного списка понятий не менее 5 тематически близких, объясни критерий отбора и дай определение каждого термина. Наш список состоял из 25 терминов, относящихся к разным сферам жизни советского общества – Дефицит. Диссидент. “Доктрина Брежнева”. “Железный занавес”. НАТО. Нефтедоллары. Номенклатура. ОСВ. Правозащитник. “Пражская весна”. ПРО. “Развитой социализм”. Разрядка. Работать “в стол”. Рентабельность. “Самиздат”. СОИ. “Тамиздат”. Теневая экономика. Фонд материального стимулирования. Хозрасчёт. “Холодная война”. Хельсинкская группа. “Хроника текущих событий”. Щекинский эксперимент.

Работа с текстом: Придумай заголовок к предложенному тексту, составь план, сформулируй главную мысль отрывка (см. пример текста для анализа в кн.: История отечества: люди, идеи, решения. – М., 1991, выпуск 2, стр. 355-356).

Работа с документами: Ответь на вопросы к документам. В качестве документов предлагаются отрывки из воспоминаний современников, данные статистики – таблицы, диаграммы, выдержки из официальных документов, записки в ЦК КПСС, факты, фотографии, стихи и т.д. Богатейший материал для составления этого задания можно найти в экспериментальных учебных пособиях из серии “Уроки Клио” [2, 3], а также в монографической литературе [4, 5] и изданиях, относящихся к изучаемой эпохе [6]. Для примера возьмём вариант № 4, посвящённый политической системе СССР.

Для анализа были предложены следующие документы:

1. Выдержки из Конституции СССР 1977 г. (статьи 6, 93, 95, 104, 108, 128, 129).

2. Данные статистики
а) Выборы в Верховный Совет СССР в марте 1984: приняли участие 184 миллиона человек (99,99% всех избирателей, внесённых в списки); на каждое депутатское место было выставлено по одному кандидату от блока коммунистов и беспартийных; за предложенных кандидатов проголосовало свыше 99,99% избирателей;
б) в 1984 г. доля женщин в общей численности депутатов Верховного Совета СССР – 32,8%, в краевых, областных и местных советах – 49,4%. Доля работающих женщин среди всего населения, занятого общественно-полезным трудом, составляла 51,2%;
в) численность КПСС к 1 января 1985 г. – 18 743 611 человек. Среди коммунистов, имевших местом своей основной работы ЦК КПСС, 86,4% являлись при этом и депутатами Верховного Совета СССР.

Государственная деятельность членов ЦК КПСС (данные начала 1986 г.)

Сферы управленческой деятельности членов ЦК Количество членов ЦК в этих сферах В том числе являются депутатами Верховного Совета
( в %)
В том числе являются Героями СССР и Социалистического труда
(в %)
Министерства 102 79,4 32,4
Советы и общественные организации 27 92,6 44,4
Армия 23 100,0 76,9
Производство 26 11,5 76,9

3. Свидетельство современника о выборах в СССР (выдержка из статьи писателя и публициста, члена редколлегии журнала “Новый мир” Ю.Буртина, опубликованной в газете “Известия” в конце 1980-х гг.)

“Когда учительский коллектив одной из школ Костромской области вместо того, чтобы дружно поддержать рекомендованные горкомом партии кандидатуры в Верховный Совет СССР, предложили в дополнение к ним свою (поэта А.Твардовского), обком партии объявил это решение недействительным. Второй секретарь обкома разъяснил обескураженным учителям: “Вы, товарищи, не поняли, что выдвижение кандидатов производится организованно. В этом деле есть чёткий порядок. Загодя, когда избирательная кампания ещё не объявлена, мы получаем разнарядку. Поскольку установлено – каков должен быть состав Верховного Совета, какой процент рабочих, служащих, сколько женщин и т.д., нам говорят: “У вас четыре округа. По одному будет баллотироваться ваш первый секретарь, а по другим представьте кандидатуры. В промышленности у вас текстильный уклон – значит должна быть одна работница-текстильщица. Далее, поскольку область в основном сельскохозяйственная, желателен один председатель колхоза - член партии и одна рядовая колхозница”. Мы эту разнарядку спускаем в районы – подготовьте конкретные предложения. Потом предложения приходят к нам. Мы их рассматриваем, передаём список наверх. Там утверждают и снова спускают к нам для выдвижения в трудовых коллективах. Дело, как видите, большое, сложное. А вы вот взяли так сами и выдвинули. Пришли бы в горком посоветоваться – вам бы объяснили: есть порядок! И самодеятельность здесь не нужна”.

4. Ксерокопия первого листа газеты “Правда” от 23 февраля 1980 г., посвящённой выборам в Верховные Советы союзных, автономных республик и местные Советы народных депутатов. На нём помещён призыв: “Все как один отдадим свои голоса за кандидатов нерушимого блока коммунистов и беспартийных!” и отчёт о встрече избирателей с Л.Брежневым, кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР.

Задание: 1. Как, судя по приведённым данным, реализовывалось на практике положение 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли Коммунистической партии? 2. Охарактеризуйте выборы в высшие органы власти страны в тот период. В чём вы видите их основные отличия от системы формирования властных органов, существующих в России сейчас? 3. Какие сведения о политической элите советского общества 1970-80-х гг. сообщают данные таблицы?

Наглядная агитация: ответь на вопросы к изобразительным материалам (советские плакаты 1960-1980-х гг., образы советских женщин, репродукции картин советских художников из календаря “В мире прекрасного” за 1969 и 1975 гг., подборка праздничных поздравительных открыток.)

Опишем одно из таких заданий. Учащимся выдавался комплект из 30 открыток, посвящённых праздничным датам (Новый год, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 7 ноября), фотографии с демонстраций на Красной площади и в провинциальном городе. К ним прилагалась историческая справка об общенародных праздниках в СССР: “В 1960-80-е годы отмечались как общенародные следующие праздники:
1. Новый год – с 31 декабря на 1 января. Отмечался с 1936 года. Выходной день – 1 января.
2. День Советской Армии – 23 февраля. Стал выходным днём с 2002 года.
3. Международный женский день – 8 марта. Стал выходным днём с 1966 года.
4. День рождения В.И. Ленина. Отмечался коммунистическим субботником на рабочих местах и по приборке территории.
5. Международный день солидарности трудящихся – 1 мая. Выходные дни – 1-2 мая. Отмечался первомайской демонстрацией трудящихся.
6 День Победы – 9 мая. Стал выходным днём и отмечался военным парадом на Красной площади в Москве, чествованием ветеранов Великой Отечественной войны с 1965 года.
7. День защиты детей – 1 июня.
8. День Конституции – до 1977 года – 5 декабря, затем – 7 октября.
9. День Великой Октябрьской социалистической революции – 7 ноября. Выходные дни – 7-8 ноября. Отмечался демонстрацией трудящихся”.

Задание: Прочитайте справку. Рассмотрите открытки и материалы. Ответьте на вопросы:

1. К каким из перечисленных праздников выпускались открытки для поздравлений массовым тиражом? Обратите внимание на тираж на обороте открыток.

2. Какие из праздников, отмечаемые в наши дни, не существовали в советские времена? Почему?

3. Какие политические идеи и образы закреплялись в сознании людей через поздравительные открытки? Какими средствами художники делали эти идеи привлекательными?

После завершения работы в “уголках” гимназисты получают творческое задание, которое будет выполняться малыми группами по 3-4 человека в каждой: дать оценку брежневской эпохе от лица определённого социального типа. Примерный список таких типов: бывший партийный работник, находящийся ныне на пенсии; рабочий оборонного предприятия; представитель творческой интеллигенции; бывший колхозник, ставший ныне фермером; делец теневой экономики в 1970-80-х гг. – нынешний “новый русский”; врач районной поликлиники; депутат Верховного совета в прошлом, а сегодня – депутат Государственной Думы; студент вуза 1960-70-х гг.; ветеран Великой Отечественной войны; диссидент. Возможны и другие варианты. На столе учителя разложены карточки надписью вниз, их число равно числу учащихся в классе. На каждой из них обозначен тот или иной персонаж из списка, повторяясь 3-4 раза. Допустим, что в классе 24 ученика. Следовательно, из них можно образовать 6 групп по 4 человека или 8 групп по 3 человека. Соответственно, и персонажей должно быть 6 или 8. Учащиеся разбирают карточки, составляют группы по персонажам и приступают к выполнению задания. При этом они могут использовать материалы выставки в классе, приготовленные ранее воспоминания родственников, предложенные учителем данные о доходах, ценах на товары и услуги, свидетельства современников эпохи и другие источники. Каждая группа составляет письменно тезисы своего выступления. На выполнение задания отводится примерно 15 минут. Сложность такого вида работы состоит в том, что принадлежность к определённому социальному типу не означает однозначно положительной или отрицательной оценки времени брежневского правления. Тем более, что отдельные персонажи должны давать свои оценки “изнутри” изучаемого периода, а другие – из сегодняшнего времени.

Третий этап

В конце урока учитель даёт домашнее задание – на основе тезисов каждая группа должна подготовить сообщение, определить основного выступающего. Презентация групповых работ относится на следующий урок. После выступления на нём предполагается дискуссия в целях уточнения и коррекции высказанных соображений. Этот вид работы в баллах не оценивается. К этому же времени учитель проверяет маршрутные листы. На уроке он анализирует результаты работы учеников и выставляет оценки. Для диагностики определения уровня обученности учащихся учитель может обратиться к специальной методической литературе [7, глава 7].

Система критериев оценки достаточно сложна. За каждый правильный ответ на тестовые и простые вопросы ученик получает один балл. В задании “великие и знаменитые” по баллу даётся за каждую правильно выбранную и убедительно аргументированную персону. Ошибкой считается выбор личности, относящейся к другой эпохе или отнесённой не к той сфере деятельности. Аргументация должна обнаруживать знание учеником конкретных заслуг названного деятеля. В задании “словарик” один балл даётся за верный отбор группы терминов и по баллу за каждое точное по смыслу определение. В задании “работа с текстом” 1 баллом оценивается правильное выполнение каждой из трёх его частей. За выполнение задания “работа с документами” начисляется 4 балла. Цена ответов на вопросы рубрики “наглядная агитация” - 2 балла. Учащиеся, набравшие 25 баллов и более и прошедшие маршрут по всем “уголкам”, получают оценку “отлично”; набравшие 23-24 балла – “хорошо”; набравшие 20-22 балла – “удовлетворительно”; набравшие менее 20 баллов – “неудовлетворительно”.

Литература

1. Современные методы в современном преподавании: Научно-практическая конференция 3-4 апр. 2003 г. Тезисы / Государственная публичная историческая библиотека России; межрегиональная общественная организация “Объединение преподавателей истории”; журнал “Преподавание истории в школе”. – М., 2003. – С. 57-63.

2. Кушнерёва Ю., Черникова Т. 1960-е годы: иллюзии и разочарования: Экспериментальное учебное пособие для средней школы /2-е издание, дополненное. – М., 1999.

3. Саплина Е.В., Сорокин В.С., Уколова И.Е. Трудные пути к демократии: Экспериментальное учебное пособие для средней школы. – М., МИРОС, 2000.

4. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И.Брежнева. – М., “Новости”, 1991.

5. Погружение в трясину: (Анатомия застоя) /Составление и общая редакция Т.А.Ноткиной. – М., Прогресс, 1991.

6. Иллюстрированная история СССР /Пашуто В.Т., Итенберг В.С., Тарновский К.Н. и др.- 3-е дополненное издание. – М., Мысль, 1980.

7. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М., Ладога-100, 2002.