Система адаптации и профессионального роста педагогов профессионального образования колледжа малого северного города

Разделы: Администрирование школы


В последнее время “малый город”, “профессиональное образование малого города”, “профессиональное образование малого северного города” с их разнообразными проблемами оказывается в центре внимания представителей самых различных наук, в том числе и педагогических, так как в малых городах учреждения профессионального образования выступают в качестве важнейших градообразующих элементов.

Объяснить это можно многими обстоятельствами. В первую очередь, тем что, малые северные города обладают целым рядом специфических особенностей: природногеографическими (отдаленностью от развитых промышленных, научных и культурных центров); экономическими (монопрофильностью производства); особенностями состава населения (полинациональностью, миграционным составом, временным характером проживания); относительной однородностью социальной инфраструктуры и др. (С.А. Гильманов).

Основным инструментом социализации и профессионализации человека в обществе является образование, в том числе профессиональное. Развитие гуманного и демократичного общества, становление рыночной экономики требуют рассмотрения вопросов профессионального образования в аспекте регионального развития. Усиливается регионализация социальной жизни людей в целом, и ориентация основных слоев населения на решение жизненных проблем по месту своего постоянного жительства, в частности. Именно поэтому Муравленковский многопрофильный колледж, выполняя свою традиционную роль, является ключевым элементом инфраструктуры города, одним из образовательных учреждений, имеющим тесную связь с жизнью города. С одной стороны колледж вписан в региональный социум, с другой – определяет его профессионально-образовательную политику.

Система адаптации и профессионального роста педагогов профессионального образования колледжа малого северного города представлена на рисунке.

Город Муравленко является типичным малым северным городом с населением по состоянию на 01.01.2002 г. 36182 человека, город интенсивного, крупномасштабного промышленного освоения месторождений нефти. Ведущими отраслями производства являются нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, индустрия транспортировки нефти. Существуют и такие отрасли, как строительство, транспорт, производство товаров народного потребления, сфера обслуживания, образование, культура.

Особенность малого северного города обуславливают особенности развития профессионального образования в нем.

Муравленковский многопрофильный колледж – единственное в городе учреждение профессионального образования, являющееся монополистом на рынке образовательных услуг в сфере среднего и начального профессионального образования.

История профессионального колледжа берет свое начало в 1999 году. Постановлением Мэра г.Муравленко от 05.09.1999 года №334 “Об образовании единого комплекса профессионального образования Муниципального профессионального колледжа” на базе профессионального училища и филиала Ноябрьского техникума, для подготовки рабочих и специалистов среднего звена, был открыт профессиональный колледж – учреждение, обеспечивающее подготовку специалистов среднего и начального профессионального образования в основном для нефтяной промышленности и сферы обслуживания. С этого времени профессиональный колледж готовит кадры для предприятий города. Учредитель колледжа – Администрация муниципального образования г.Муравленко.

В декабре 2002 года колледж прошел государственную аттестацию и получил “Свидетельство о государственной аккредитации” (рег. №86 от 13 марта 2003г.).

В особенностях развития Муравленковского многопрофильного колледжа как колледжа малого северного города, можно выделить следующие аспекты:

- содержательный (региональная переориентация, многопрофильность, многоуровневость, национальный характер);

- социально-педагогический (компонент единого образовательного пространства города, усиление социальной функции, просветительство, участие в культурной жизни города, кадровая политика);

- экономический (влияние на развитие экономики, научное обеспечение, сотрудничество с работодателями, создание рабочих мест для выпускников);

- организационно-финансовый (организация учебного процесса, многоканальность финансирования, развитие собственного производства).

Муравленковский многопрофильный колледж – многоступенчатое, многоуровневое учебное заведение, реализующее образовательные программы:

- (полного) общего среднего образования – для лиц обучающихся на базе основного общего образования;

- начального профессионального образования базового уровня;

- начального профессионального образования повышенного уровня;

- среднего профессионального образования базового уровня;

- среднего профессионального образования повышенного уровня;

- дополнительное профессиональное образование.

В колледже ведется обучение по 8-ми рабочим профессиям, 7-ми специальностям и 17-ти направлениям дополнительного образования. Численность студентов (учащихся) составляет 850 человек.

Колледж имеет в своем распоряжении: 2 учебных корпуса (общей площадью 6984 м2), учебно-производственные мастерские, актовый зал, медпункт, библиотеку, 7 единиц автотранспорта.

Колледж располагает 81 персональным компьютером типа Celeron 1770, из которых 38 установленны в трех компьютерных кабинетах для учебных целей. Все учебные кабинеты и служебние помещения, имеющие компьютеры, объединены в локальную компьютерную сеть, кроме того, имеется 5 ксероксов, 39 принтеров, 8 сканеров. Все компьютеры подключены к сети Интернет.

Учебно-производственная база колледжа включает 13 учебно-производственных мастерских и 3 производственных участка: мастерские по демонтажу и ремонту узлов и агрегатов автомобильного транспорта, механообрабатывающая, сварочная и медницко-жестяницкая, слесарная, швейные, по ремонту и обслуживанию электрооборудования, по ремонту и обслуживанию санитарно-технического оборудования, участок по ремонту и техническому обслуживанию автомобильного транспорта, лаборатория для обработки пищевых продуктов.

Наблюдается общая тенденция роста оснащенности учебно-производственных мастерских и кабинетов. Уровень оснащения средствами обучения, оборудованием и инструментами учебно-производственных мастерских и учебных кабинетов находится в пределах от 75% до 85%.

Библиотечный фонд по специальным (профессиональным) и общеобразовательным предметам, методической, справочной литературы насчитывает 19269 экземпляров.

Профессиональную и общеобразовательную подготовку осуществляют 113 педагогов профессионального образования, из них: 4 кандидата наук, 4 соискателя. 51,8% педагогов имеют квалификационные категории, из них преподавателей – 65,5% и мастеров производственного обучения – 37,0%.

Однако, для колледжа г. Муравленко как многоступенчатого многопрофильного образовательного учреждения профессионального образования малого северного города существует проблема высококвалифицированных педагогических кадров, особенно с базовым профессионально-педагогическим образованием. Эта проблема носит общий, продолжительный характер, ведет к существенным затруднениям в организации профессионально-образовательной деятельности, создает достаточно тяжелые проблемы на уровне руководства и управления колледжем. Отсутствие высококвалифицировнных кадров подчас тормозит расширению спектра образовательных услуг, осуществлениею обучения повышенного уровня.

Особенность кадрового состава состоит в том, что:

1. Отсутствуют кадры с базовым профессионально-педагогическим образованием или имеющие стаж работы в образовательных учреждениях профессионального образования.

2. В основном, на работу в колледж идут инженеры или мастера с производства, а также учителя школ, которые не имеют опыта работы в учреждениях данного типа и руководствуются в деятельности опытом, приобретенным на прежней работе, которая значительно отличается от профессионально-педагогической.

3. Педагоги, принятые на работу в колледж, имели опыт работы в других регионах страны и странах СНГ, и их взгляды не всегда соответствуют новым условиям.

4. Большинство педагогов профессионального образования, приезжающие в настоящее время на работу в колледж, расчитывают на заработную плату, обеспечивающую им достойное проживание, иначе говоря, большую “северную” зарплату.

5. Зачастую работник имеет определенные ожидания по поводу своей работы, которые не всегда адекватны требованиям, предъявляемым организацией в отношении данного работника.

При формировании кадрового потенциала следует понимать, что работа, связанная с подбором кадров, заключается не просто в мероприятиях по их набору, а в отборе людей, которые будут отвечать требованиям современного образования по уровню подготовки, компетентности, ответственности. Все больше возрастает значение таких деловых качеств, как инициатива, чувство нового, смелость и готовность брать ответственность на себя, умение ставить перд собой задачи и решать их, желание учиться и работать.

Проходит какой-то период (период адаптации), и человек осознает, что ожидает от него организация, а руководство начинает понимать стремления и надежды своего нового работника.

Для того чтобы ввести новых работников в коллектив колледжа, мы используем целый ряд способов, как объективных, так и субъективных. Во время приема на работу мы даем человеку информацию о колледже с тем, чтобы ожидания кандидата были реалистичными. В ходе личностного общения новые работники узнают о сложившихся традициях, реальных шансах продвижения по службе и росте вознаграждения.

Если не прилагать активных усилий по адаптации новых работников, то надежды как кандидата, так и организации могут не оправдаться. По своему социальному назначению среда, в которой работает педагог, должна отвечать основным требованиям: формировать общественно и личностно значимые духовные потребности, интересы и обеспечивать их удовлетворение в соответствии с социальными и культурными нормами, создавать условия для самореализации личности, обеспечивать воспроизводство культурного, творческого и духовного потенциала.

Для выполнения актуальных задач профессионального образования на основе результатов научных исследований с использованием прогрессивных технологий обучения нами разработана и апробируется система адаптации и профессионального роста педагогов профессионального образования в условиях многопрофильного колледжа малого северного города. В созданной системе периоды адаптации и профессионального роста рассматриваются в контексте концепции профессионального становления личности педагога (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др.).

Профессиональное становление определяется как непрерывный процесс формирования профессионала, детерминированный социальный средой, профессиональной деятельностью и активностью самого человека. Данный процесс состоит из пяти основных этапов: оптация (выбора пофессии), профессионального образования, адаптации, профессионализма и мастерства. Наиболее значимыми для педагога профессионального образования колледжа являются этапы адаптации и профессионализации, то есть профессионального роста. Именно на обеспечение данных этапов профессионального становления направлена разрабатываемая система. Подобное этапное развитие профессионала реализуется, в первую очередь, принципом непрерывности и соответствующей организацией образования, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров.

В этом случае понятие непрерывности образования означает, что педагог профессионального образования учится постоянно, без относительно длительных перерывов, причем, не только в образовательных учреждениях, а большей частью занимается самообразованием.

Приступая к разработке системы адаптации и профессионального роста педагогов професионального образования, мы опирались на идею движения личности в образовательном пространстве по трем векторам (А.М. Новиков).

Во-первых, педагог профессионального образования может, оставаясь на одном и том же формальном базовом образовательном уровне (преподавателем, мастером производственного обучения), совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство через прохождение процедуры аттестации на вторую, первую и высшую квалификационную категорию (“вектор движения вперед”).

Во-вторых, подниматься по ступеням и уровням профессионального образования – “вектор движения вверх”. При этом человек может последовательно восходить по ступеням и уровням образования (например, мастер производственного обучения, имеющий среднее профессиональное образование обучается в ВУЗе, преподаватель, имеющий высшее образование - поступает в магистратуру, аспирантуру и докторантуру).

В-третьих, непрерывность образования подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т.е. возможность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и профессионально-образовательных потребностей колледжа (например, поменять специальность “Экономика” на специальность “Оператор по добыче нефти и газа”) – “вектор движения по горизонтали”.

Таким образом, колледж малого города условно является центром непрерывного профессионального образования самих педагогов.

Создание системы адаптации и профессионального роста педагогов дает возможность коллективу колледжа:

- выполнять требования Государственных стандартов СПО и НПО к профессионально-педагогическим кадрам с целью продолжения образования, повышения квалификации;

- осознать уникальность колледжа;

- формировать позитивный имидж колледжа у горожан и работодателей;

- развивать потребность в новых знаниях по преподаваемой дисциплине или профессии, психологии, педагогике, основам управления коллективом;

- проявлять стремление к самореализации, повышению своего профессионального статуса, изменению материального положения.

Осознавая все выше сказанное, в Муравленковском профессиональном колледже разработана и последовательно внедряется система адаптации и профессионального роста педагогов профессионального образования. Для реализации системы созданы соответствующая нормативная база, планы и программы адаптации и профессионального роста педагогов.

Система имеет четыре уровня: мотивационный, деятельностный, организационный, результативный.

Мотивационный уровень предусматривает проведение работы по формированию положительной мотивации к адаптации и профессиональному росту педагогов.

Формирование положительной профессиональной мотивации происходит за счет внешних и внутренних факторов. Совокупность внешних фракторов является необходимым условием для рождения внутренних посылов.

Формирование положительной профессиональной мотивации педагогов начинается с развития познавательных потребностей. Содержание модели выпускника колледжа, которое диктует повышенные требования к уровню преподавания, подводят педагога к потребности когнитивного насыщения. Для педагога важнейшим является внутреннее осознание информационного и профессионального “голода”. Удовлетворение этих потребностей в системе реализуется через обучение, повышение квалификации, самообразование.

К внешним факторам, мотивирующим стремление к самореализации, мы относим стимулирующее оценивание деятельности, ведение методического рейтинга; поощрение творчества, создание ситуации успеха и взаимопомощи. Свободный выбор форм обучения, повышения квалификации, самообразования и аттестации на квалификационную категорию, форм методической работы и удовлетворение желания быть значимой личностью отражает в системе стремление самореализоваться в плане профессионального мастерства.

Основные внешние факторы, которые формируют осознание требований колледжа: разъяснение требований к кадрам необходимости участия в аттестационных мероприятиях; развитие желания быть полезным колледжу и формирование общеколледжной педагогической культуры. Это побуждает педагогов к поиску контактов, сотрудничеству и заинтересованностью результатами коллективной работы.

Деятельностный уровень предполагает определение видов и этапов последовательного, систематического вхождения в профессионально-педагогический процесс начинающих педагогов и последующий рост их профессионального мастерства.

К третьему уровню – организационному – относится непосредственно организация всех форм и видов деятельности по адаптации и профессионального роста педагогов профессионального образования.

В адаптационный период, который, как мы считаем, длиться 1-1,5 года, это, посещение занятий в школе молодого мастера производственного обучения или молодого преподавателя “Введение в должность”, внедрение наставничества опытных педагогов за начинающими, систематическое индивидуальное консультирование, организация работы с документами методического кабинета. На начало учебного года в колледже начинает работу 5-6 молодых педагогов. Один-три человека ежегодно не идентифицируют себя с ролью педагога колледжа.

Следующим направлением деятельности в системе профессионального роста педагогов является обучение. Так как колледж – образовательное учреждение повышенного уровня, требование к базовому образованию педагогов – высшее педагогическое (для преподавателей общеобразовательных дисциплин) или профессионально-педагогическое (для преподавателей общетехнических, специальных дисциплин и мастеров производственного обучения).

В силу указанных выше особенностей малого северного города не все члены педагогического состава колледжа имеют высшее образование. Поэтому в колледже создана группа для обучения в Российском Государственном профессионально-педагогическом университете.

С этим же университетом имеется договоренность по обучению в заочной аспирантуре и организации соискательства для преподавателей, имеющих первую и высшую квалификационную категорию. Для них начала работать школа “Педагога-исследователя”, в методическом кабинете имеются материалы по основам научных исследований, работающие кандидаты наук проводят индивидуальные консультации. Отдельные педагоги уже определили темы своих педагогических исследований, проводят констатирующий эксперимент. В настоящее время готовится к защите диссертационного исследования руководитель колледжа.

Направление – повышение квалификации – также многогранно. Прежде всего, была осуществлена плановая курсовая подготовка в окружном институте повышения квалификации (г. Салехард). Прошли курсовую подготовку в отраслевых институтах повышения квалификации почти все руководители подразделений колледжа, в лучших техникумах округа проходят стажировку преподаватели. Третий год для всех педагогов работает школа “Технология педагогического труда” и проводятся постоянно действующие семинары по различным актуальным проблемам профессиональого образования, выявленным диагностикой педагогов.

В колледже созданы реальные условия для самообразования педагогов. Подобранный методический материал систематизирован по проблемам, преподаваемым дисциплинам, профессиям, направлениям деятельности.

В рамках реализации разработанной системы осуществляется формирование внешних связей с целью привлечения базовых научно-образовательных центров (Российский Государственный профессионально-педагогический университет (г.Екатеринбург), Институт проблем развития среднего профессионального образования (г. Москва), Институт развития профессионального образования (г. Москва), Челябинский институт развития профессионального образования, Тюменский государственный университет, Курганский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования). Идет интенсивное внедрение в профессионально-образовательный процесс современных технологий, активных методов обучения и контроля знаний и умений.

Реализация целей, поставленных при создании системы адаптации и профессионального роста педагогов профессионального образования, прослеживается в получаемых результатах. Педагог получает возможность вести образовательную деятельность в соответствии с должностными обязанностями, одновременно развивается способность эффективно вести образовательную деятельность в режиме исполнения. Развитие креативности и повышение образовательного ценза позволяет педагогу выходить на образовательную деятельность в творческом режиме. Высокий образовательный уровень дает возможность начать научно-исследовательскую деятельность и полностью реализовывать свою готовнось и способность к самореализации. По “пути” профессионального роста у педагога неоднократно имеется этап самооценки и внешней оценки профессионального мастерства как инструмент получения информации для дальнейшего профессионального роста.

Основными условиями, влияющими на успешную реализацию системы в целом, являются:

1. Большая потребность колледжа в высококвалифицированных специалистах, способных вести профессионально-образовательную деятельность, адекватную современным требованиям.

2. Высокий уровень положительной мотивации педагогов профессионального образования к своему профессиональному росту.

3. Наличие возможности проводить обучение, повышение квалификации и самообразование педагогов профессионального образования на базе колледжа, без выезда в другие образовательные учреждения.

Таким образом, разработанная система позволяет в достаточно короткий срок, на непрерывной основе, “выращивать” педагогов профессионального образования, адекватных современным требованиям профессионального образования с учетом особенностей многопрофильного колледжа малого северного города. Реализация системы адаптации и профессионального роста педагогов профессионального образования колледжа малого северного города позволит перейти от бессистемной работы по поиску педагогов профессионального образования к непрерывной, преемственной деятельности по адаптации и профессиональному росту своих педагогов. Существенно сократится срок адаптации и профессионального роста педагогов, что, в свою очередь, реально скажется на уровне преподавания. Повысится престижность работы в колледже.

Высокий уровень профессионализма каждого педагога и коллектива колледжа в целом позволит:

- повысить уровень качества профессионально-образовательного процесса и подготовки рабочих и специалистов;

- создать условия для формирования профессионализма студентов и учащихся;

- создать условия для экологической и успешной адаптации и социальной реализации в профессии каждого жителя города;

- развивать социальную и образовательную инфраструктуру как среду безопасной жизнедеятельности;

- влиять на формирование благоприятной социально-профессиональной среды города.

Система адаптации и профессионального роста педагогов профессионального образования может быть реализована в любых учреждениях профессионального образования малых городов России, особенно северных.