Развитие идей проектной педагогики в системе повышения квалификации

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Тема, сформулированная в заголовке, затрагивает целый комплекс педагогических, организационных, методических и методологических вопросов. Здесь будут освещены только некоторые ракурсы данной проблематики, связанные с проектированием и созданием юношеского портала WEB-дизайн студии.

Студия существует более трех лет, работает по принципу учреждения дополнительного образования и объединяет учащихся из различных учебных учреждений города и области, детей разных национальностей, разных стартовых знаний. Отметим, что прием учащихся производится без какого-либо отбора, занятия бесплатные. В студию принимается любой ребенок, подросток, студент, желающий овладеть основами технологий Web-публикаций. Для многих учащихся данные занятия есть средство овладеть информационными технологиями, постичь знания из новых сфер. В число учащихся входят также дети школы “Жар-Птица”, Пайпертовского Центра, Центра гемофилии, для которых интернет-технологии – важнейший стимул образования.

Обучение в студии структурировано по следующим уровням.

Начальный курс (2-4 занятия) – это полное изучение HTML, включая широкий спектр атрибутов тегов и средств навигации. К этому же уровню отнесено знакомство с несколькими вспомогательными приложениями для создания карт изображений и изготовления кнопок. На данном уровне владения технологий учащиеся приступают к созданию своих работ. При этом навигация реализуется либо использованием фреймов, как, скажем, в сайте “Марк Шагал”, так и использованием таблиц.

На следующем уровне - изучение CSS – каскадных таблиц стилей, позволяющих (помимо прочего) разнести контент страниц и их описание. Соответственно, учащиеся знакомятся с основами DHTML, способами управления содержимым гипертекстовой страницы при помощи динамических воздействий на гипертекстовую модель документа. Воздействия реализуются в процессе освоения я/п JavaScript – как средства написания соответствующих скриптов. Постепенно приходит понимание того, что все элементы страницы без исключения (графика, заголовки, таблицы, текст, все теги и их атрибуты) доступны для управления. Т.о. мы подходим к представлению об объектной модели броузера. И, что очень важно, с помощью CSS и JavaScript можно управлять любым элементом на странице, меняя его локально, и не перезагружая всю страницу. В ряде работ, скажем, “Польский Петербург”, “Стивен Спилберг” и многих других широко используется технология абсолютного позиционирования, позволяющая выводить на экран элементы страницы (текст, графику), указывая реальные координаты.

Далее учащиеся осваивают программное изменение координат в объектной модели для изменения положения элемента на экране. Такой технологией создано, скажем, трансформирующееся меню в сайте “Китайский Петербург”. Постепенно осваиваются другие технологии, к примеру, использование свойств видимости/невидимости блоков. На этой технологии основана реализация разворачивающегося меню в сайте “Датский Петербург”.

Программное изменение данных свойств плюс игра со свойством z-Index позволили достичь визуальных эффектов на первой странице сайта “Театр “Кабуки” в Петербурге”. Напомним, что z-Index определяет номер слоя, в который помещается элемент, что позволяет одним элементам при движении в многослойном пространстве проходить над или под другими.

Технология фильтров, задаваемых в CSS и программно изменяемых в скриптах, позволяет авторам сайтов визуально выразить определенные жанровые идеи, делающие более выразительной представленную на странице информацию. Примеров использования таких технологий в работах портала немало, к примеру, сайт “Детские рисунки Булата Окуджавы”. Кстати, эта работа дополнена и музыкой нескольких песен великого поэта.

Составной частью курса обучения в студии являются технологии обработки графики для получения маломерных изображений. Можно привести несколько работ с почти профессиональным уровнем обработки картинок, достигающих хороших результатов в соотношении объем/ качество, как, скажем, это сделано в работах “Греческий Петербург” и “Китайский Петербург”.

Имеется также группа, изучающая технологии Flash, в частности, FlashMX с программированием на я/п Action Script. На портале имеются работы с вставками Flash, в частности, работа по оптике из блока “Виртуальный музей науки” или целый забавно и остроумно сделанный фильм “Сименс во Всеволожске”, которым открывается проект “Сименс на Всеволожской земле. К 150-летию фирмы Сименс в России”. Данный сайт отличается большой исследовательской работой, высоко оцененной фирмой “Сименс”.

Летние занятия были посвящены освоению технологий создания серверных скриптов с использованием я/п PHP. Следующим шагом было изучение языка программирования mySQL для управления базами данных. Данные темы были необходимы, т.к. студия совместно с Отделом орнитологии Дворца Творчества Юных начала работу над новым большим проектом, посвященном перелетным птицам. Сайт, связанный с миграцией птиц, прилетающих летом на землю северо-запада России и пролетающих огромными массами в направлении к месту зимнего гнездования через узкую полоску Израильской земли, оказался чрезвычайно интересной, технически очень сложной, комплексной работой. Вторая работа этого цикла - зеркало на русском языке еще одного сайта данной тематики оказалась для нас также интересным программным опытом, позволяющим средствами PHP решить вопросы файлового обмена. Статья о международной конференции, проведенной в декабре и связанной с этими работами, опубликована в журнале “Пять углов” журналистом, принимавшим непосредственное участие в этом мероприятии.

В настоящий момент портал включает в себя две группы работ:

  • группа работ культурологической тематики
  • группа работ антифашистской тематики

Сайты первой группы объединены общей идеей знакомства с культурным разнообразием народов мира. Большая часть этих работ объединена в проект “Ожерелье культур”, посвященный влиянию культур разных стран на формирование культуры Петербурга. Данный проект стартовал в 470 гимназии и продолжил свое развитие силами учащихся студии, среди которых гимназисты, лицеисты и школьники ряда учебных заведений города и области, а теперь и студенты вузов.

Отметим из уже подготовленные сайты

  • “Шведский Петербург”,
  • “Голландский Петербург”,
  • “Китайский Петербург”,
  • “Итальянский Петербург”,
  • “Прибалтийский Петербург”,
  • “Английский Петербург”,
  • “Греческий Петербург”,
  • “Польский Петербург”,
  • “Чешский Петербург”,
  • “Норвежский Петербург”,
  • “Еврейский Петербург”(…от черты оседлости),
  • “Французский Петербург”,
  • “Немецкий Петербург”,
  • “Американский Петербург”
  • “Датский Петербург”.

Из работ этого же блока отметим сайт “Книжный Невский” – виртуальное путешествие по Невскому проспекту XIX века с точки зрения книжных магазинов, книжных лавок, Издательских домов, с информацией о писателях, издателях, деятелях культуры, посещавших эти магазины или сотрудничавших с теми или иными Издательскими домами. Все персоналии российской словесности, упомянутые на страницах сайта, сгруппированы на отдельной странице, на основе которой планируется сделать поисковую систему по сайту.

К работам этого же блока относятся сайты “Кинематографический Невский” и сайт “Судьба Эрмитажной коллекции Рембранда”

Следует отметить чрезвычайно богатый фактографическим материалом сайт “Адмиралтейство - ковчег наук, ремесел и культур”. Данная работа включает в себя еще и большое количество фотографий, впервые опубликованных в Интернете с согласия музея истории Адмиралтейства, оказавшего большую помощь в сборе материала и иллюстраций.

Блок сайтов “Культура и традиции” посвящен знакомству с разнообразием культурных традиций мира. Тема данная представляется актуальной и значимой в настоящее время, ибо умение и способность принять другую культуру – ключевые для развития толерантности мышления. Все это есть активный способ противостоять росткам национализма, нацизма, расизма, агрессии в обществе. Это также расширяет представление о культурном разнообразии мира, приучает к толерантности, столь необходимой в нынешних условиях.

Еще одна группа работ – это “Персоналии” - сайты, посвященные ряду выдающихся деятелей культуры, науки, таким как Альберт Эйнштейн, Аркадий Райкин, Булат Окуджава, художник Марк Шагал, композитор Исаак Шварц, поэтесса Рахель и писатель Натан Альтерман, писательница, художница и праведница мира Кузьмина-Караваева (Мать Мария), Вауль Валленберг и Стивен Спилберг.

Последние работы перекликаются с работами антифашистского цикла, из которых выделим работу “Трагедия Холокоста”, содержащую информацию об исторических, экономических и религиозных корнях нацизма и фашизма, а также интерактивную карту Европы, по которой можно получить информацию о том, как в той или иной европейской стране оказывалось сопротивление фашизму. Отметим также сайт “За колючей проволокой”, включающий в себя всю историю создания концлагерей Второй Мировой войны. Раздел этого сайта – “Дети – узники лагерей и гетто” никого, наверное, не оставляет равнодушным.

Очень важной была работа над сайтов, посвященном Яношу Корчаку. Этот проект стал участником чтений, проводимых Петербургским Корчаковским Центром совместно с консульством Польши. Данный сайт наряду с другими нашими работами был представлен на открытии Петербургского Центра толерантности в ноябре 2003 г.

Практически все работы участвовали в XIX, XX и XI Международных конференциях “Школьная информатика и проблемы устойчивого развития” и были отмечены дипломами. Работы участвовали также в конференции ”МИФ” (математика, информатика, физика), проводимой Санкт-Петербургским университетом и получили Диплом победителя. Портал дважды участвовал в конкурсе “Молодежь и знания”, проводимом фирмой “Сименс” и был удостоен звания “Лучший юношеский портал России”. Более 50 учащихся студии по итогам этих конкурсов получили Дипломы фирмы “Сименс”.

Очень интересным и успешным является участие работ портала во Всероссийских Олимпиада Юных Журналистов 2001, 2002 и 2003 гг. Надо отметить, что к каждому такому мероприятию участники готовят представление своей работы, что является по сути рефлексией, осмыслением даже самыми юными участниками того, что хотели рассказать и показать своей работой, что, по мнению авторов, удалось реализовать в работе, что следовало бы еще сделать. Часто учащиеся указывают также, чему они научились в процессе данной работы, в процессе анализа и отбора материала, как структурирован материал, какие предложены средства навигации, какие технические подходы и технологические приемы использованы и каким все это служит целям. Прекрасной школой стало для студии участие в конкурсе Федерации интернет образования “Мой Петербург”, посвященном юбилею города. 19 работ студии были награждены. 2 работы вошли в число победителей.

Работы также успешно участвовали в секциях Web-дизайна в рамках Международной выставки “Диалоги” и выставок “Петербург-2000” и “Петербург-2001”, проходящих в Центральном Выставочном Зале “МАНЕЖ” Санкт-Петербурга, в презентациях сайтов в программах “Все флаги в гости к нам”, проводимой отделом иностранной литературы библиотеки им. Маяковского, в ряде других мероприятий города.

Полученный в середине января 2004 года Диплом ЮНЕСКО и пять сайтов портала, которые ЮНЕСКО выставил на своем российском сервере, являются подтверждением того, что проектная педагогика дает серьезный шанс для учащихся обучаться новым технологиям, развиваясь также и в гуманитарных сферах.

Адрес портала: webs.israelsp.ru