Работа над проблемой оптимизации обучения привела к идее создания учебно-методического комплекса модульного типа. (Примечание. Комплекс – это сочетание взаимосвязанных элементов; следовательно, учебно-методический комплекс – это сочетание взаимосвязанных средств обучения – как общих, так и специальных. Под модулем понимают функциональный узел, который может существовать как в системе, так и самостоятельно).
Оптимизация процесса обучения, по выражению Ю.К.Бабанского, “предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса… Принцип оптимальности зовет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий”.
Эта концепция нашла отражение в предлагаемой структуре учебно-методического комплекса и в его дидактических возможностях. (См. схему структуры). Она способствует решению следующих задач: научной организации труда учителя; рациональному размещению средств обучения; экономии времени на подготовку необходимых материалов к занятиям.
Всего в учебно-методический комплекс включено шесть модулей: компьютерный, телевизионный, демонстрационный, методический и библиотечный. Предполагается, что учебная и внеклассная деятельность учителей и учащихся ведется по пяти основным направлениям: планирование, проведение уроков, коррекция знаний отдельных учащихся, внеклассная работа по предмету, работа методического объединения.
Компоненты комплекса размещаются в учебном кабинете и паспортизированы. (См. “Функциональное содержание модулей”). Модульная структура позволяет использовать их сочетания в различных видах деятельности учащихся и учителей.
Рассмотрим примеры использования комплекса.
Компьютерный модуль и его включение в основные направления работы.
На этапе планирования могут быть задействованы офисные программы, которые рассчитаны на оформление как текстовых, так и табличных материалов. Компьютерный набор делает тематические и воспитательные планы наглядными, удобными в использовании и эстетичными. Кроме того, заложенная в компьютер матричная основа таких планов позволяет учителям экономить время при их написании, корректировке и обновлении.
Применение компьютерных программ на уроках – один из самых перспективных методов обучения. Имеющиеся в наличии компьютерные учебники, а также учебные и обучающие программы по отдельным темам позволяют учителю сделать процесс обучения более эффективным: они вызывают живой интерес учащихся к изучаемому материалу, дают возможность применять дифференцированный и индивидуальный подходы. В компьютеризацию уроков активно включаются и сами ученики: уже созданы первые матричные программы для проверки знаний.
Большие возможности дает использование компьютеров для коррекции знаний слабоуспевающих учащихся или тех, кто по состоянию здоровья не смог пройти учебный материал вместе с классом. Здесь в распоряжении учителя как учебные программы, компьютерные хрестоматии, так и возможности компьютерного тестирования (причем, протестировать свои знания ученик может как самостоятельно, так и под руководством консультантов).
Во внеклассной работе компьютерный модуль учебно-методического комплекса привлекается особенно широко. Во-первых, компьютерная верстка докладов на научно-практические конференции может осуществляться в присутствии учителя, что облегчает их редактирование. Во-вторых, специальные программы тренинга делают подготовку олимпийского резерва более плодотворной и индивидуальной. В-третьих, имеющиеся компьютерные энциклопедии помогают интересно и разнообразно проводить факультативные занятия со старшеклассниками и кружковые занятия с учащимися среднего звена.
Работа методического объединения учителей тоже компьютеризируется: многочисленная документация, методические наработки, статистические материалы систематизируются и оформляются с помощью современных офисных программ.
Методическое объединение и задействованность отдельных модулей в его работе.
Работа методического объединения – одна из пяти основных составляющих учебно-воспитательного процесса. Все модули комплекса, так или иначе, способствуют четкой и слаженной работе учителей-предметников.
Хранящаяся в кабинете документация, набранная и отпечатанная на компьютере (см. компьютерный модуль), продублирована в личных папках учителей. Это дает возможность обращаться к ней в любое время и координировать деятельность методобъединения.
Традиционное для школы взаимопосещение уроков и следующее за ним их обсуждение становится более эффективным, когда произведена видеозапись урока и есть возможность его просмотреть и проанализировать (см. телевизионный модуль).
Не только специальное, но и общее оборудование (папки-скоросшиватели, папки-накопители, лотки для хранения материалов и т.п.) помогает систематизировать имеющиеся учебные пособия, а унификация оборудования делает возможным его использование всеми работающими учителями (см. демонстрационный модуль).
Обобщение опыта, его описание, оформление в виде статей, докладов, папок-“раскладушек”, аттестационных материалов становится достоянием всего методического объединения в том случае, если им отведено определенное место в учебно-методическом комплексе кабинета (см. методический модуль).
Особую ценность представляет собой “методическая копилка”, собранная стараниями учителей методобъединения. Дидактические материалы, имеющиеся в кабинете, широко используются на всех уроках и ежегодно пополняются (см. дидактический модуль).
В распоряжении учителей имеется обширная библиотека методической литературы по предметам, а также литературы по воспитательной работе. Находясь всегда под рукой, она помогает в планировании уроков, как опытным учителям, так и молодым специалистам (см. библиотечный модуль).
Дидактические сборники как один из элементов модульной системы.
Примером сочетания общих и специальных средств обучения являются дидактические сборники. Это – своего рода методическая находка учителей 44 школы. Они представляют собой собрание инструктивных материалов для учащихся практических, самостоятельных, проверочных работ, подборки разноуровневых заданий, сброшюрованные по изучаемым курсам. Каждый из таких сборников существует в 16-20 экземплярах и используется учениками на уроках и во внеурочное время. Дидактические сборники имеют много преимуществ по сравнению с традиционными формами подачи заданий: тексты находятся непосредственно перед глазами учащихся, а не на доске; учителю нет необходимости проговаривать и многократно повторять условия работы; создается возможность для дифференцированного и индивидуального подходов к ученикам. Все, что школьники не смогли выполнить на уроках (из-за болезни или нехватки времени), они могут проработать самостоятельно в послеурочное время.
Кроме того, наличие дидактических сборников – это громадная экономия времени самих учителей, так как однажды составленная разработка многократно используется в разных классах и разными преподавателями независимо от того, кто и когда был ее автором.
Общеизвестно, что в школе развивающей и развивающейся на первый план выходят те формы методической работы, которые могут оказаться наиболее эффективными при организации учебного процесса в классах различного образовательного уровня и различных профилей. Приоритетность дифференцированного и индивидуального подходов нацеливает учителей на быстрый поиск и применение самых разных средств обучения, а для этого они должны быть паспортизированы и приведены в систему. Современные требования к учебному кабинету призывают не заниматься “украшательством” и не перегружать его экспонируемым материалом, который может отвлекать учащихся от их основной деятельности – освоения знаний и умений. В то же время многочисленные компоненты учебно-методического комплекса должны быть размещены свободно и удобно для использования. Все это делает модульную структуру учебно-методического комплекса наиболее целесообразной и приемлемой в условиях современной школы.
Схема структуры учебно-методического комплекса модульного типа по истории и географии
Функциональное содержание модулей.
Компьютерный модуль: офисные программы; компьютерные учебники по географии и истории; учебники и обучающие программы по отдельным темам; компьютерные энциклопедии, хрестоматии; матричные программы для проверки знаний; матричные основы учебных и воспитательных планов.
Телевизионный модуль: тематические видеокассеты; сборники видеозаписей TV-программ; рабочие записи уроков (для анализа).
Демонстрационный модуль: карты; таблицы; учебные картины; коллекции горных пород; муляжи; приборы.
Методический модуль: тематические планы; картотека урока; технология научно – исследовательской работы с образцами; описание педагогических технологий.
Дидактический модуль: сборники практических, самостоятельных и проверочных работ по географии; дидактические сборники по истории; дидактические сборники по праву; дидактические сборники по обществознанию; сборник “Готовимся к олимпиаде по географии”; сборники для подготовки к экзаменам по географии: “Репетитор” и “Экзаменатор”.
Библиотечный модуль: картотеки журналов: (“География в школе” за 1978 – 2003 гг.; “Преподавание истории в школе” за 1995 – 2003 гг.; “Преподавание истории и обществознания в школе” за 2000 –2003 гг. ); хрестоматия; методическая литература; публицистическая литература; учебники; словари и справочники; фотоальбомы; подшивки журналов; литература по воспитательной работе.