Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах П.А.Юцявичене (1989, 1990), Т.И.Шамовой (1994), П.И.Третьякова и И.В.Сенновского (1997). Модульные программы по географии с успехом применяются некоторыми учителями географии, опыт которых обобщен в журнале “География в школе”.
Казалось бы, суть модульной технологии предельно ясна, конечная цель определена, остается только применять ее и пожинать плоды! Почему же тогда идея не нашла широкого отклика среди работающих учителей?! Мы видим здесь несколько причин.
Во-первых, составление инструкций для каждого модуля требует от учителя огромных затрат времени. Но, даже имея готовую инструкцию, сам он превращается на уроке в ее “раба”, ведь строгая регламентация всех действий учителя и учащихся не допускает никаких отклонений и случайностей.
Во-вторых, обучение по инструкциям не вполне соответствует принципам гуманизации образования. Никакие опорные конспекты, формы самостоятельной деятельности, занятия парами, в группах и т.п. не способны учесть все индивидуальные особенности детей. Обязательно найдутся такие ученики, которые будут испытывать психологический дискомфорт от подобной заорганизованности.
И, в-третьих, работа по инструкциям дает гораздо меньше возможностей для творчества учителя на уроке. Фактически, стирается грань между понятиями “педагог” и “урокодатель”; становится не совсем понятной разница между компьютерным и “живым” обучением.
Нам кажется, что это и отталкивает учителей от применения модульной технологии.
Предлагаемое нами блочно-модульное планирование уроков географии в Х классе по экономической и социальной географии мира – это попытка “вращивания” модульной технологии в реалии современной школы. А реалии таковы: большая (по 28-30 человек) наполняемость старших классов; высокая (24-25 часов) нагрузка учителя; сложная дифференциация учащихся в плане обучаемости; необходимость подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗе (именно к обучению, а не только к поступлению!). При разработке данного планирования мы исходили из того, что учителю не придется коренным образом перестраивать весь образовательный процесс, всю систему работы в Х классе. Блочно-модульное планирование – это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы; в систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в систему, которая оптимизирует учебный процесс как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.
Ниже мы предлагаем описание блочно-модульной технологии и фрагменты тематического плана экологизированного курса “Экономическая и социальная география мира” в Х классе.
Сущность такого планирования – это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения и модули контроля. В свою очередь, в каждом из типов модулей существуют свои подтипы, или, лучше сказать, разновидности.
Например, в соответствии с утвержденным Министерством образования обязательным минимумом содержания, в каждом блоке присутствуют элементы обязательного минимума содержания, соответствующие данной теме. Но помимо этого, как отдельный модуль выступают элементы содержания повышенного уровня, они соответствуют программе, положенной в основу планирования. В качестве самостоятельного модуля содержания в плане каждого урока выделен также категориальный аппарат усвоения, который объединяет элементы иерархии научных знаний курса разного порядка: научные законы, закономерности, теории, парадигмы, концепции, гипотезы, а также общие и единичные научные понятия.
Представленные в планировании модули обучения – это хорошо известные учителям формы уроков, такие, как лекции, семинары, уроки-практикумы, повторительно - обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Они предполагают именно самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации, а не разновидность проверочной работы, как это зачастую понимается некоторыми учителями.
Особый интерес в планировании представляют модули контроля. Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Чтобы выполнить задание по выбору, ученику еще до начала изучения темы приходится знакомиться с содержанием материала учебника, что впоследствии облегчает усвоение блока. Персональный контроль – это форма “тихого” опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся у своего стола, в то время, как другие выполняют самостоятельную или практическую работу. Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса – письменного или устного, обычно это работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант. Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.
Система блочно-модульного планирования применяется нами в течение трех лет. Для нее хорошо подходят современные учебники географии, особенно учебник В.П.Максаковского “Экономическая и социальная география мира”. Этот учебник, увеличивая долю фундаментальных знаний в курсе Х класса, отнюдь не нацеливает на его усложнение, на дополнительную нагрузку для учащихся. Мы думаем, что такой же линии должны придерживаться и учителя географии в построении собственной системы преподавания: раскрывать перед школьниками научную картину мира с учетом их способностей, возможностей и интересов.
Что в этом плане может сделать блочно-модульное обучение? Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. Во-вторых, выбирая форму отчета (см. модули контроля), он находится в более комфортных психологических условиях. В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам. В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны. Ну и в-четвертых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
Тематическое планирование экологизированного курса
“ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА”.
Программа: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.
Программно-методические материалы. География 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2001 год.
Учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
Форма: Блочно-модульное планирование двух уровней сложности.
Принятые сокращения учебных модулей:
Модули содержания (М – С): ОМС – элементы обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования; СПУ - элементы содержания повышенного уровня; КАУ – категориальный аппарат урока; НОМ – номенклатура; ПРР – рекомендованные практические работы;
Модули обучения (М – О): ЛЕК – лекция; СЕМ – семинар; СИ - совместное изучение;
ПР - практикум; ОЗ - обобщение знаний; СР - самостоятельная работа.
Модули контроля (М - К): Выб – выборочный; Перс – персональный; Фронт –фронтальный; Тем – тематический; Зач – зачет по теме.
Блок 1. Планирование блока:
Тема |
Введение (1ч) | |
---|---|---|
Урок |
1(1) |
c |
М – О |
ЛЕК |
c |
Дата |
c | c |
Содержание блока:
ОМС: Предмет социально-экономической географии мира.
Представление о географической картине мира.
Источники знаний. Особенности структуры курса.
СПУ: Основные теории, концепции и методы исследования. Н.Н.Баранский, А.И.Витвер.
Урок 1. Социально-экономическая география в системе географических наук.
КАУ: Географическая культура.
НОМ: Страны мира.
Раздел I. Общая характеристика мира (29 ч).
Блок 2. Планирование блока:
Тема |
Современная
политическая карта мира (4 ч). |
||||
---|---|---|---|---|---|
Урок |
1 (2) |
2 (3) |
3 (4) |
4 (5) |
c |
М – О |
ЛЕК |
СЕМ |
СИ |
ПР |
c |
М – К |
Выб |
Тем |
Фронт |
Зач |
c |
Дата |
c | c | c | c | c |
Содержание блока:
ОМС: Политическое устройство мира. Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно–территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.
СПУ: Этапы формирования политической карты мира. Политико-географическое положение стран как историческая категория.
Урок 2. Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.
КАУ: Многоликость современного мира и типы стран; суверенное государство; экономически развитая страна; развивающаяся страна; количественные и качественные сдвиги на политической карте мира.
НОМ: Страны “Большой семерки”, НИС, Европейские страны, развитые страны, развивающиеся страны.
Урок 3. Влияние международных отношений на политическую карту.
КАУ: ООН и структурные единицы, основные международные организации; региональный конфликт; новейший этап международных отношений.
НОМ: Страны СНГ, НАТО, ЕС, районы конфликтов.
Урок 4. Государственный строй стран мира.
КАУ: Монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация.
НОМ: Примеры стран по формам правления и АТУ.
Урок 5. Политико-географическое (геополитическое) положение как историческая категория.
КАУ: ПГП, политическая география, геополитика.
ПРР: Определение ПГП страны.
Блок 3. Планирование блока:
Тема |
География отраслей мирового хозяйства (10 ч) |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Урок |
1 (21) |
2 (22) |
3 (23) |
4 (24) |
5 (25) |
6 (26) |
7 (27) |
8 (28) |
9 (29) |
10(30) |
М – О |
ЛЕК |
ПР |
СЕМ |
ПР |
СЕМ |
ПР |
СЕМ |
СИ |
ОЗ |
|
М – К |
Выб |
Перс |
Тем |
Перс |
Тем |
Перс |
Тем |
Фронт |
Зач |
|
Дата |
c | c | c | c | c | c | c | c | c | c |
Содержание блока:
ОМС: География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.
СПУ: Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Тенденции в развитии металлургии. Структура машиностроения и его развитие в странах разного типа. Промышленность и окружающая среда. Структура и отрасли АПК. Аграрные отношения в странах разного типа. Влияние НТР на сельское хозяйство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Влияние НТР на транспорт. Особая роль морского транспорта. Транспорт и окружающая среда. Главные центры мировой торговли, банковского капитала, международного туризма.
Урок 21. Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии.
КАУ: Старая отрасль; новая отрасль; новейшая отрасль.
ПРР: Сопоставление объемов производства важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции стран и регионов мира.
Урок 22. География промышленности.
КАУ: Состав основных отраслей промышленности мира; мировой энергетический кризис; нетрадиционный (альтернативный) источник энергии; мировой сырьевой кризис; “великая горнодобывающая держава”.
НОМ: Главные районы добычи нефти, газа, угля в мире; главные мировые производители энергии; основные металлургические, машиностроительные, химические районы мира; районы текстильной промышленности; районы производства древесины, бумаги.
Урок 23 –24. (Двухчасовой семинар.)
Основные черты размещения отраслей
промышленности.
Промышленные районы мира. Промышленность и
окружающая среда.
КАУ: Факторы, основные черты и тенденции в размещении отраслей промышленности мира.
НОМ: Страны-лидеры по производству отдельных видов промышленной продукции.
ПРР: Составление систематизирующей таблицы по теме.
Урок 25. География сельского хозяйства.
КАУ: Товарное сельское хозяйство; агробизнес; потребительское сельское хозяйство; “зеленая революция”; аквакультура.
НОМ: Страны-лидеры по производству основных видов сельскохозяйственной продукции.
ПРР: Составление краткой характеристики одной из отраслей сельского хозяйства.
Урок 26. Сельскохозяйственные районы мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.
КАУ: Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства.
НОМ: Главные районы производства пшеницы, риса, кофе, сахароносных, волокнистых и др. основных культур; главные районы животноводства, рыболовства.
ПРР: Нанесение на контурную карту главных районов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Урок 27. География транспорта.
КАУ: Ьировой транспорт; мировой порт; контейнеризация.
НОМ: География важнейших автомобильных, железных дорого; важнейших направлений судоходных линий; крупные морские порты, каналы; крупнейшие аэропорты мира.
ПРР: Нанесение на контурную карту крупнейших мировых торговых портов мира и важнейших направлений перевозок.
Урок 28. Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда.
КАУ: Мировая транспортная система; региональная транспортная система.
ПРР: Составление характеристики одного из видов транспорта.
Урок 29. География международных экономических отношений.
КАУ: Всемирные экономические отношения; открытая экономика; свободная экономическая зона; прямые инвестиции; товарная структура международной торговли; свободно конвертируемая валюта; новый экономический порядок.
Урок 30. (Урок-конференция.) География непроизводственной сферы.
КАУ: Постиндустриальное общество; мировые города; мировые информационные сети
Раздел II. Региональная характеристика мира (30 ч).
Блок 4. Планирование блока:
Тема |
Зарубежная Европа (7 ч) |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Урок |
1 (31) |
2 (32) |
3 (33) |
4 (34) |
5 (35) |
6 (36) |
7 (37) |
М – О |
ЛЕК |
ПР |
СИ |
СЕМ |
ЛЕК |
ОЗ |
|
М – К |
Выб |
Перс |
Фронт |
Тем |
Выб |
Зач |
|
Дата |
c | c | c | c | c | c | c |
Содержание блока:
ОМС: Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной (по отношению к странам СНГ) Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран. Россия и страны ближнего зарубежья.
СПУ: Географическое наследие и географическая специфика Европы. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона. Города как объекты туризма. Экологическая политика европейских стран.
Урок 31. Географическая специфика Европы.
КАУ: Европа; европейская цивилизация.
НОМ: Страны Европы и их столицы.
ПРР: Обозначение на контурной карте границ Западной Европы, Восточной Европы, стран СНГ.
Урок 32. Общая характеристика региона. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
КАУ: Мировой очаг трудовой миграции; западноевропейский тип города; субурбанизация; западноевропейский тип транспортной системы; портово-промышленный комплекс; землевладение; землепользование; экологическая политика.
НОМ: Крупнейшие города и городские агломерации; главные районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей; районы туризма.
ПРР: Анализ источников географической информации для выявления экологических проблем региона.
Урок 33. Географический рисунок расселения и хозяйства.
КАУ: “Центральная ось развития”; столичный регион.
Урок 34 – 35. (Двухчасовой семинар.)
Субрегионы и страны зарубежной Европы: образ территории.
КАУ: Восточная Европа; Средняя (Центральная) Европа; Северная Европа; Южная Европа.
НОМ: Европейские страны “Большой семерки”.
ПРР: Составление характеристики страны.
Урок 36. Федеративная республика Германия – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.
КАУ: Современная Германия.
НОМ: Крупнейшие города и агломерации.
ПРР: Комплексная характеристика страны.
Урок 37. (Урок-викторина) Европа и европейцы.
КАУ: Традиции культуры Европы.
НОМ: Культурно-исторические центры Европы; районы международного туризма.
Блок 5. Планирование блока:
Тема |
Зарубежная Азия (8 ч) |
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Урок |
1 (38) |
2 (39) |
3 (40) |
4 (41) |
5 (42) |
6 (43) |
7 (44) |
8 (45) |
М – О |
ПР |
СЕМ |
СЕМ |
ЛЕК |
СИ |
СИ |
ЛЕК |
ОЗ |
М – К |
Перс |
Тем |
Тем |
Выб |
Зач |
Тем |
Выб |
Зач |
Дата |
c | c | c | c | c | c | c | c |
Содержание блока:
ОМС: Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной (по отношению к России и странам СНГ) Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран. Россия и страны ближнего зарубежья.
СПУ: Географическая специфика региона, субрегионов и отдельных стран. Зарубежная Азия – родина мировых религий. Новые индустриальные страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Характер природопользования. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Урок 38. Общая характеристика региона. Субрегионы зарубежной Азии: образ территории.
КАУ: Юго-Западная Азия; Южная Азия; Юго-Восточная Азия; Центральная и Восточная Азия; восточный (азиатский) тип города; межэтнический и религиозный конфликт.
НОМ: Страны Азии и их столицы; крупнейшие месторождения природных ресурсов; крупнейшие центры добывающей и обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственные районы; крупные города и агломерации.
ПРР: Составление картосхемы, характеризующей географический рисунок региона.
Урок 39. (Урок-экспертиза.)
Роль Азии в глобальных изменениях.
КАУ: Характер природопользования; угроза опустынивания и обезлесения.
ПРР: Моделирование и проектирование региональных экологических проблем.
Урок 40. Китай – самая многонаселенная страна мира.
КАУ: Китай как растущий центр мирового хозяйства.
НОМ: Экономические зоны Китая; крупные промышленные узлы.
ПРР: Составление характеристики страны.
Урок 41. Япония – страна восходящего солнца.
КАУ: Опыт Японии в переходе к устойчивому развитию.
НОМ: Крупные промышленные центры.
ПРР: Составление характеристики страны.
Урок 42. (Читательская конференция.)
“Японское чудо”.
КАУ: Мегалополис; технополис.
ПРР: Составление картосхемы международных экономических связей Японии.
Урок 43. (Урок-диалог.)
Индия – самая многонациональная страна в мире.
КАУ: Индуизм; сепаратизм; “полюс роста”.
НОМ: Крупнейшие центры развития.
ПРР: Составление характеристики страны.
Урок 44. Новые индустриальные страны Азии.
КАУ: Новые индустриальные страны.
НОМ: Страны, относящиеся к группе НИС.
Урок 45. (Урок-игра.)
Географическая картина зарубежной Азии.
КАУ: Географическая специфика региона.