Блочно-модульное планирование — шаг в сторону вуза

Разделы: География


Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах П.А.Юцявичене (1989, 1990), Т.И.Шамовой (1994), П.И.Третьякова и И.В.Сенновского (1997). Модульные программы по географии с успехом применяются некоторыми учителями географии, опыт которых обобщен в журнале “География в школе”.

Казалось бы, суть модульной технологии предельно ясна, конечная цель определена, остается только применять ее и пожинать плоды! Почему же тогда идея не нашла широкого отклика среди работающих учителей?! Мы видим здесь несколько причин.

Во-первых, составление инструкций для каждого модуля требует от учителя огромных затрат времени. Но, даже имея готовую инструкцию, сам он превращается на уроке в ее “раба”, ведь строгая регламентация всех действий учителя и учащихся не допускает никаких отклонений и случайностей.

Во-вторых, обучение по инструкциям не вполне соответствует принципам гуманизации образования. Никакие опорные конспекты, формы самостоятельной деятельности, занятия парами, в группах и т.п. не способны учесть все индивидуальные особенности детей. Обязательно найдутся такие ученики, которые будут испытывать психологический дискомфорт от подобной заорганизованности.

И, в-третьих, работа по инструкциям дает гораздо меньше возможностей для творчества учителя на уроке. Фактически, стирается грань между понятиями “педагог” и “урокодатель”; становится не совсем понятной разница между компьютерным и “живым” обучением.

Нам кажется, что это и отталкивает учителей от применения модульной технологии.

Предлагаемое нами блочно-модульное планирование уроков географии в Х классе по экономической и социальной географии мира – это попытка “вращивания” модульной технологии в реалии современной школы. А реалии таковы: большая (по 28-30 человек) наполняемость старших классов; высокая (24-25 часов) нагрузка учителя; сложная дифференциация учащихся в плане обучаемости; необходимость подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗе (именно к обучению, а не только к поступлению!). При разработке данного планирования мы исходили из того, что учителю не придется коренным образом перестраивать весь образовательный процесс, всю систему работы в Х классе. Блочно-модульное планирование – это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы; в систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в систему, которая оптимизирует учебный процесс как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.

Ниже мы предлагаем описание блочно-модульной технологии и фрагменты тематического плана экологизированного курса “Экономическая и социальная география мира” в Х классе.

Сущность такого планирования – это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения и модули контроля. В свою очередь, в каждом из типов модулей существуют свои подтипы, или, лучше сказать, разновидности.

Например, в соответствии с утвержденным Министерством образования обязательным минимумом содержания, в каждом блоке присутствуют элементы обязательного минимума содержания, соответствующие данной теме. Но помимо этого, как отдельный модуль выступают элементы содержания повышенного уровня, они соответствуют программе, положенной в основу планирования. В качестве самостоятельного модуля содержания в плане каждого урока выделен также категориальный аппарат усвоения, который объединяет элементы иерархии научных знаний курса разного порядка: научные законы, закономерности, теории, парадигмы, концепции, гипотезы, а также общие и единичные научные понятия.

Представленные в планировании модули обучения – это хорошо известные учителям формы уроков, такие, как лекции, семинары, уроки-практикумы, повторительно - обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Они предполагают именно самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации, а не разновидность проверочной работы, как это зачастую понимается некоторыми учителями.

Особый интерес в планировании представляют модули контроля. Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Чтобы выполнить задание по выбору, ученику еще до начала изучения темы приходится знакомиться с содержанием материала учебника, что впоследствии облегчает усвоение блока. Персональный контроль – это форма “тихого” опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся у своего стола, в то время, как другие выполняют самостоятельную или практическую работу. Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса – письменного или устного, обычно это работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант. Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.

Система блочно-модульного планирования применяется нами в течение трех лет. Для нее хорошо подходят современные учебники географии, особенно учебник В.П.Максаковского “Экономическая и социальная география мира”. Этот учебник, увеличивая долю фундаментальных знаний в курсе Х класса, отнюдь не нацеливает на его усложнение, на дополнительную нагрузку для учащихся. Мы думаем, что такой же линии должны придерживаться и учителя географии в построении собственной системы преподавания: раскрывать перед школьниками научную картину мира с учетом их способностей, возможностей и интересов.

Что в этом плане может сделать блочно-модульное обучение? Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. Во-вторых, выбирая форму отчета (см. модули контроля), он находится в более комфортных психологических условиях. В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам. В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны. Ну и в-четвертых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.

Тематическое планирование экологизированного курса

“ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА”.

Программа: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.

Программно-методические материалы. География 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2001 год.

Учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2000.

Форма: Блочно-модульное планирование двух уровней сложности.

Принятые сокращения учебных модулей:

Модули содержания (М – С): ОМС – элементы обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования; СПУ - элементы содержания повышенного уровня; КАУ – категориальный аппарат урока; НОМ – номенклатура; ПРР – рекомендованные практические работы;

Модули обучения (М – О): ЛЕК – лекция; СЕМ – семинар; СИ - совместное изучение;

ПР - практикум; ОЗ - обобщение знаний; СР - самостоятельная работа.

Модули контроля (М - К): Выб – выборочный; Перс – персональный; Фронт –фронтальный; Тем – тематический; Зач – зачет по теме.

Блок 1. Планирование блока:

Тема

Введение (1ч)

Урок

1(1)

c

М – О

ЛЕК

c

Дата

c c

Содержание блока:

ОМС: Предмет социально-экономической географии мира.

Представление о географической картине мира.

Источники знаний. Особенности структуры курса.

СПУ: Основные теории, концепции и методы исследования. Н.Н.Баранский, А.И.Витвер.

Урок 1. Социально-экономическая география в системе географических наук.

КАУ: Географическая культура.

НОМ: Страны мира.

Раздел I. Общая характеристика мира (29 ч).

Блок 2. Планирование блока:

Тема

Современная политическая карта мира
(4 ч).

Урок

1 (2)

2 (3)

3 (4)

4 (5)

c

М – О

ЛЕК

СЕМ

СИ

ПР

c

М – К

Выб

Тем

Фронт

Зач

c

Дата

c c c c c

Содержание блока:

ОМС: Политическое устройство мира. Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно–территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.

СПУ: Этапы формирования политической карты мира. Политико-географическое положение стран как историческая категория.

Урок 2. Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.

КАУ: Многоликость современного мира и типы стран; суверенное государство; экономически развитая страна; развивающаяся страна; количественные и качественные сдвиги на политической карте мира.

НОМ: Страны “Большой семерки”, НИС, Европейские страны, развитые страны, развивающиеся страны.

Урок 3. Влияние международных отношений на политическую карту.

КАУ: ООН и структурные единицы, основные международные организации; региональный конфликт; новейший этап международных отношений.

НОМ: Страны СНГ, НАТО, ЕС, районы конфликтов.

Урок 4. Государственный строй стран мира.

КАУ: Монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация.

НОМ: Примеры стран по формам правления и АТУ.

Урок 5. Политико-географическое (геополитическое) положение как историческая категория.

КАУ: ПГП, политическая география, геополитика.

ПРР: Определение ПГП страны.

Блок 3. Планирование блока:

Тема

География отраслей мирового хозяйства (10 ч)

Урок

1 (21)

2 (22)

3 (23)

4 (24)

5 (25)

6 (26)

7 (27)

8 (28)

9 (29)

10(30)

М – О

ЛЕК

ПР

СЕМ

ПР

СЕМ

ПР

СЕМ

СИ

ОЗ

М – К

Выб

Перс

Тем

Перс

Тем

Перс

Тем

Фронт

Зач

Дата

c c c c c c c c c c

Содержание блока:

ОМС: География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.

СПУ: Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Тенденции в развитии металлургии. Структура машиностроения и его развитие в странах разного типа. Промышленность и окружающая среда. Структура и отрасли АПК. Аграрные отношения в странах разного типа. Влияние НТР на сельское хозяйство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Влияние НТР на транспорт. Особая роль морского транспорта. Транспорт и окружающая среда. Главные центры мировой торговли, банковского капитала, международного туризма.

Урок 21. Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии.

КАУ: Старая отрасль; новая отрасль; новейшая отрасль.

ПРР: Сопоставление объемов производства важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции стран и регионов мира.

Урок 22. География промышленности.

КАУ: Состав основных отраслей промышленности мира; мировой энергетический кризис; нетрадиционный (альтернативный) источник энергии; мировой сырьевой кризис; “великая горнодобывающая держава”.

НОМ: Главные районы добычи нефти, газа, угля в мире; главные мировые производители энергии; основные металлургические, машиностроительные, химические районы мира; районы текстильной промышленности; районы производства древесины, бумаги.

Урок 23 –24. (Двухчасовой семинар.) Основные черты размещения отраслей промышленности.
Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.

КАУ: Факторы, основные черты и тенденции в размещении отраслей промышленности мира.

НОМ: Страны-лидеры по производству отдельных видов промышленной продукции.

ПРР: Составление систематизирующей таблицы по теме.

Урок 25. География сельского хозяйства.

КАУ: Товарное сельское хозяйство; агробизнес; потребительское сельское хозяйство; “зеленая революция”; аквакультура.

НОМ: Страны-лидеры по производству основных видов сельскохозяйственной продукции.

ПРР: Составление краткой характеристики одной из отраслей сельского хозяйства.

Урок 26. Сельскохозяйственные районы мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

КАУ: Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства.

НОМ: Главные районы производства пшеницы, риса, кофе, сахароносных, волокнистых и др. основных культур; главные районы животноводства, рыболовства.

ПРР: Нанесение на контурную карту главных районов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Урок 27. География транспорта.

КАУ: Ьировой транспорт; мировой порт; контейнеризация.

НОМ: География важнейших автомобильных, железных дорого; важнейших направлений судоходных линий; крупные морские порты, каналы; крупнейшие аэропорты мира.

ПРР: Нанесение на контурную карту крупнейших мировых торговых портов мира и важнейших направлений перевозок.

Урок 28. Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда.

КАУ: Мировая транспортная система; региональная транспортная система.

ПРР: Составление характеристики одного из видов транспорта.

Урок 29. География международных экономических отношений.

КАУ: Всемирные экономические отношения; открытая экономика; свободная экономическая зона; прямые инвестиции; товарная структура международной торговли; свободно конвертируемая валюта; новый экономический порядок.

Урок 30. (Урок-конференция.) География непроизводственной сферы.

КАУ: Постиндустриальное общество; мировые города; мировые информационные сети

Раздел II. Региональная характеристика мира (30 ч).

Блок 4. Планирование блока:

Тема

Зарубежная Европа (7 ч)

Урок

1 (31)

2 (32)

3 (33)

4 (34)

5 (35)

6 (36)

7 (37)

М – О

ЛЕК

ПР

СИ

СЕМ

ЛЕК

ОЗ

М – К

Выб

Перс

Фронт

Тем

Выб

Зач

Дата

c c c c c c c

Содержание блока:

ОМС: Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной (по отношению к странам СНГ) Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран. Россия и страны ближнего зарубежья.

СПУ: Географическое наследие и географическая специфика Европы. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона. Города как объекты туризма. Экологическая политика европейских стран.

Урок 31. Географическая специфика Европы.

КАУ: Европа; европейская цивилизация.

НОМ: Страны Европы и их столицы.

ПРР: Обозначение на контурной карте границ Западной Европы, Восточной Европы, стран СНГ.

Урок 32. Общая характеристика региона. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

КАУ: Мировой очаг трудовой миграции; западноевропейский тип города; субурбанизация; западноевропейский тип транспортной системы; портово-промышленный комплекс; землевладение; землепользование; экологическая политика.

НОМ: Крупнейшие города и городские агломерации; главные районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей; районы туризма.

ПРР: Анализ источников географической информации для выявления экологических проблем региона.

Урок 33. Географический рисунок расселения и хозяйства.

КАУ: “Центральная ось развития”; столичный регион.

Урок 34 – 35. (Двухчасовой семинар.)

Субрегионы и страны зарубежной Европы: образ территории.

КАУ: Восточная Европа; Средняя (Центральная) Европа; Северная Европа; Южная Европа.

НОМ: Европейские страны “Большой семерки”.

ПРР: Составление характеристики страны.

Урок 36. Федеративная республика Германия – наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы.

КАУ: Современная Германия.

НОМ: Крупнейшие города и агломерации.

ПРР: Комплексная характеристика страны.

Урок 37. (Урок-викторина) Европа и европейцы.

КАУ: Традиции культуры Европы.

НОМ: Культурно-исторические центры Европы; районы международного туризма.

Блок 5. Планирование блока:

Тема

Зарубежная Азия (8 ч)

Урок

1 (38)

2 (39)

3 (40)

4 (41)

5 (42)

6 (43)

7 (44)

8 (45)

М – О

ПР

СЕМ

СЕМ

ЛЕК

СИ

СИ

ЛЕК

ОЗ

М – К

Перс

Тем

Тем

Выб

Зач

Тем

Выб

Зач

Дата

c c c c c c c c

Содержание блока:

ОМС: Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной (по отношению к России и странам СНГ) Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран. Россия и страны ближнего зарубежья.

СПУ: Географическая специфика региона, субрегионов и отдельных стран. Зарубежная Азия – родина мировых религий. Новые индустриальные страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Характер природопользования. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Урок 38. Общая характеристика региона. Субрегионы зарубежной Азии: образ территории.

КАУ: Юго-Западная Азия; Южная Азия; Юго-Восточная Азия; Центральная и Восточная Азия; восточный (азиатский) тип города; межэтнический и религиозный конфликт.

НОМ: Страны Азии и их столицы; крупнейшие месторождения природных ресурсов; крупнейшие центры добывающей и обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственные районы; крупные города и агломерации.

ПРР: Составление картосхемы, характеризующей географический рисунок региона.

Урок 39. (Урок-экспертиза.)

Роль Азии в глобальных изменениях.

КАУ: Характер природопользования; угроза опустынивания и обезлесения.

ПРР: Моделирование и проектирование региональных экологических проблем.

Урок 40. Китай – самая многонаселенная страна мира.

КАУ: Китай как растущий центр мирового хозяйства.

НОМ: Экономические зоны Китая; крупные промышленные узлы.

ПРР: Составление характеристики страны.

Урок 41. Япония – страна восходящего солнца.

КАУ: Опыт Японии в переходе к устойчивому развитию.

НОМ: Крупные промышленные центры.

ПРР: Составление характеристики страны.

Урок 42. (Читательская конференция.)

“Японское чудо”.

КАУ: Мегалополис; технополис.

ПРР: Составление картосхемы международных экономических связей Японии.

Урок 43. (Урок-диалог.)

Индия – самая многонациональная страна в мире.

КАУ: Индуизм; сепаратизм; “полюс роста”.

НОМ: Крупнейшие центры развития.

ПРР: Составление характеристики страны.

Урок 44. Новые индустриальные страны Азии.

КАУ: Новые индустриальные страны.

НОМ: Страны, относящиеся к группе НИС.

Урок 45. (Урок-игра.)

Географическая картина зарубежной Азии.

КАУ: Географическая специфика региона.