Матричная модель плана воспитательной работы классного руководителя

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Цель: воспитание социально-ориентированного шестиклассника, осознающего приоритетность успешного овладения основами наук во всей деятельности лицейского класса и 44-й школы в целом.

Задачи: способствовать сплочению классного коллектива путем формирования социально-активной позиции каждого ученика; продолжить работу по формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков; наладить систему действенной связи с учителями-предметниками в организации учебного процесса; продолжить изучение личности каждого ребенка, индивидуальных особенностей и способностей; скоординировать работу родительских комиссий и их участие в делах школы; конкретизировать систему общественных поручений и сделать ее более рейтинговой.

Анализ воспитательной работы в 2002-2003 учебном году в 5 В классе

Какая ставилась цель Воспитание социально адаптированного пятиклассника, то есть человека, приспособленного к требованиям школы и лицейского класса.
Какие выдвигались задачи

Положительные результаты

Отрицательные моменты

Обнаружившиеся проблемы

Сформировать коллектив и начать работу по его сплочению Дети познакомились и общаются по имени.

 

Ребята угощают одноклассников в день своего рождения.

Учащиеся стали больше беспокоиться о болеющих и лучше информированы об отсутствующих.

Пятиклассники с удовольствием участвуют во всех мероприятиях соревновательного характера (Дни здоровья, “Рыцарский турнир”, конкурсные концерты…).

Есть случаи оскорбительного поведения.

 

“Конфетки едим, а поздравлять забываем”.

“Цепочка оповещения” срабатывает не всегда полностью.

 

Экспедиция экипажей провалилась.

Не оправдали себя дни сюрпризов классу.

Участвовать в разрешении конфликтов дети не умеют и часто не хотят;

Поздравления и угощения иногда основаны на расчете;

 

 

 

 

Соревнование экипажей современным детям не интересно; автоматический перенос традиционных форм в новые условия себя не оправдал.

Наладить самоуправление учащихся. Общественные поручения в целом выполняются.

Особенно хорошо работали: староста, журналист, ассистент, кормилец, главные дежурные, затейники, художники.

“Завалили” работу командиры экипажей. Ничего не сделали прорабы, казначей работал от случая к случаю. Нет инициативы и самостоятельности в плане объёма и качества выполнения поручений. Ученики ждут прямых указаний и не умеют обращаться за разъяснениями.
Формирование учебной мотивации и развитие учебных навыков. Класс закончил учебный год с неплохими результатами: 4 “отличника”, на “4” и “5” учится 19 человек из 26.

Стимулировали работу ежемесячные рейтинги успеваемости.

В конце года трое детей имели “тройки”.

Рейтинги у многих “скачущие”.

Успеваемость улучшается к концу четверти и к концу года.

Овладение знаниями происходит не системно, а отношение к учебе не всегда сознательное.

Объединить родителей в команду. Большая часть родителей не просто записались в комиссии, но и проявила активность. Особенно члены комиссий по делопроизводству и хозяйственной части.

Всегда находились добровольные помощники среди родителей в различных хозяйственных делах, инициативные участники культурных мероприятий.

Спортивная и просветительская комиссия практически бездействуют.

Родительского комитета, как такого, не было вообще.

Проявляли собственную инициативу считанные единицы.

Классный руководитель переоценил способность коллектива родителей к объединению.

Опоры на сознательность недостаточно, необходим рейтинг родительского участия.

Установить действенную связь с учителями-предметниками Учителя активно привлекались к участию в родительских собраниях. Не было системы во встречах с родителями отдельных учащихся. Предметники привыкли рассчитывать на свои силы, связываются с классным руководителем только в экстренных случаях.
Изучать личность каждого ребенка, индивидуальные особенности и способности Заведены специальные дневники, где отражаются результаты тестирования и анкетирования. Не все дети оказались привлеченными к индивидуальным беседам. Большей части детей присущи завышенная самооценка и неумение относиться к себе критически.
Создать условия для раскрытия детских способностей Внеклассная работа была разносторонней и разноплановой, дети имели возможность проявить себя в самых разных делах.

Практиковалась смена поручений и организация микрогрупп по подготовке коллективных дел.

Не все запланированные мероприятия состоялись; конкурсов в рамках интеллектуальной модульной экспедиции было крайне мало.

Около половины детей посещают кружки нерегулярно или не посещают вообще.

Выявилось нежелание детей посещать кружки во внешкольных учреждениях и непонимание важности этого со стороны родителей.

Олимпиад и олимпийского резерва для раскрытия интеллектуальных способностей недостаточно.

Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно: контроль посещаемости; контроль внешнего вида и сменной обуви; организация дежурства по классу; работа с классным журналом; организация питания.

Еженедельно: проведение классных часов, планерок; проверка дневников; проведение ОПТ; контроль успеваемости; контакты с учителями-предметниками; индивидуальные беседы с детьми; мониторинг самоуправления класса.

Ежемесячно: проведение родительских собраний или дней открытых дверей; подведение итогов и составление рейтинга успеваемости; совместный анализ выполнения плана работы.

В конце каждой четверти: подведение итогов четверти; оформление итогов четверти в журнале и дневниках; составление отчета об успеваемости и посещаемости.

В конце учебного года: проведение родительских собраний или дней открытых дверей по итогам года; подведение итогов года, оформление результатов, сдача их в учебную часть; работа с документацией: заполнение личных дел, журнала; составление отчета; составление плана работы на период каникул; ремонт классного кабинета.

Перечень функциональных обязанностей

Староста. Замещает классного руководителя в его отсутствие. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует, уточнив у связного. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.

Журналист. Отвечает за сохранность классного журнала. Получает журнал и сдает его классному руководителя. Передает журнал учителям из рук в руки. Следит за заполнением списков. Обеспечивает выставление оценок и заполнение сведений о посещаемости в конце четверти

Секретарь. Ежемесячно заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету, подсчитывает общее количество оценок и средний балл с точностью до сотой. Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количества оценок. Объявляет результаты рейтинга после каждого истекшего месяца. Оформляет сводную ведомость рейтинга. Вычерчивает в личных делах графики рейтинга.

Главный по цепочке. Составляет “цепочку” оповещения в соответствии с местом жительства учащихся. Оформляет схему цепочки для каждого одноклассника. Обеспечивает передачу срочных сведений по телефону. Следит за работой цепочки и выясняет, где и по какой причине она не срабатывает. Отвечает за связь непосредственно перед классным руководителем.

Главный дежурный по классу. Составляет график дежурства по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Следит за сменой очередности дежурных после 3-го урока. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.

Главврач. Еженедельно проводит рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Ведет в классе профилактическую работу по предотвращению инфекционных заболеваний. Контролирует мытье рук перед посещением столовой. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверок.

Книжник. Раздает учебники в начале года и составляет список книг, полученных в библиотеке и приобретенных родителями учащихся. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета. Сообщает классу итоги проверок. Поддерживает связь с библиотекарем школы. В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.

Цветовод. Ежедневно поливает цветы. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений. Организует пересадку цветов и смену грунта. Раздает цветы на хранение на лето и собирает их перед началом учебного года.

Физорг. Организует ежедневную утреннюю зарядку. Помогает учителям в проведении физкультпауз во время уроков. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях. Отвечает за сохранность спортинвентаря.

Прораб. Организует класс на общественно-полезный труд. Выясняет у заместителя директора фронт работ на ОПТ. Раздает инвентарь и отвечает за его сохранность и возврат. Организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе.

Кормилец. Помогает классному руководителю собирать деньги на питание и передавать их в столовую. Своевременно назначает дежурных и отправляет их в столовую за 5 минут до конца урока. Ведет учет количества питающихся в столовой и следит за возвратом порций заболевших учащихся. Контролирует работу дежурных в столовой. Несет ответственность за качество дежурства: сервировку стола и его уборку после обеда.

Главный дежурный по школе. Организует дежурство по школе в соответствии с графиком. Распределяет учащихся по постам дежурства и заблаговременно предупреждает их об этом. Ведет контроль за явкой утром, выходом на посты во время перемен и качеством дежурства. Обеспечивает наличие у дежурных повязок и подобающего внешнего вида. Докладывает классному руководителю и классу о результатах дежурства по школе.

Казначей. Организует сбор денег на дидактические материалы, фотографии, билеты в культурно-развлекательные учреждения и на другие внеклассные мероприятия по просьбе классного руководителя или учителей. Аккуратно и четко ведет всю документацию по сбору денег в каждом случае. Поддерживает связь с классным руководителем и учителями. Своевременно информирует учащихся о предстоящем сборе денег, его сроках, цели и сумме. Обеспечивает сохранность собранной суммы и ее передачу по назначению классному руководителю или учителям.

Кондуктор. Ежемесячно составляет список учащихся, которым необходимы проездные билеты. До 22 числа каждого месяца организует сбор денег на проездные билеты. Обеспечивает своевременную сдачу денег секретарю школы. Вовремя информирует учащихся класса о возможных изменениях в сроках сбора денег в связи с каникулами или праздниками. Получает проездные у секретаря и раздает их ученикам не позднее последнего дня каждого месяца.

Художник. Составляет в начале года примерный план выпуска тематических и праздничных стенгазет. Согласовывает план с классным руководителем. Тщательно отбирает и корректирует необходимый материал. Своевременно вывешивает стенгазету за 2-3 дня до праздника. Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, спортивных плакатов и атрибутов к другим внеклассным мероприятиям.

Связной. Ежедневно контролирует посещаемость учащихся. Составляет список отсутствующих для выяснения причин отсутствия. Сообщает о причине отсутствия старосте и классному руководителю. Поддерживает связь с классным руководителем и учителями-предметниками. Является связующим звеном для передачи любой информации между учителями, классным руководителем и учениками.

Календарный план конкретных дел по основным направлениям воспитательной работы (I четверть)

Условные символы: ОМ – общешкольные мероприятия; РС – родительские собрания; КЧ – классные часы; ВМ – внеклассные мероприятия; ТД – текущие дела.

 

Формирование классного коллектива

Интеллектуально-нравственное развитие

Спортивно-оздоровительная работа

I четверть

сентябрь

ОМ День знаний: “Чувашия сегодня и завтра”   ОМ

Благотворительный марафон

  ОМ

Месячник по ПДД (правила дорожного движения )

 
РС     РС

“Готовность ребенка к учебе в 6 классе”

  РС    
КЧ

“Каждому – дело по душе” (организация самоуправления)

  КЧ

“Наши приоритеты” (анкетирование)

  КЧ

“О болезнях грязных рук” (санитарно-гигиеническая беседа)

 
ВМ  

 

  ВМ

Посещение драмтеатра

  ВМ    
ТД

Инструктаж по ТБ

  ТД

Составление рейтинга успеваемости

  ТД

Организация ОПТ

 

октябрь

ОМ     ОМ

Мероприятия, посвященные Дню учителя.

  ОМ

Акция “Молодежь против наркотиков”

 
РС Индивидуальная беседа с родителями   РС     РС    
КЧ

“Школа моей мечты” (игра)

  КЧ “ Чтобы человек не мешал человеку…” (современные принципы этикета)   КЧ

“Секреты здорового образа жизни” (дискуссия)

 
ВМ

“Осенний бал”

  ВМ     ВМ

Осенняя вылазка в лес

 
ТД

Подведение итогов четверти: “Как мы делали каждый свое дело?”

  ТД

Изучение ПДД

   ТД

Индивидуальные беседы с учащимися о дисциплине

 

II   четверть

ноябрь

ОМ Конкурс-фестиваль “Созвездие юных талантов”.

День примирения и согласия.

  ОМ

Неделя чувашского языка

  ОМ

Неделя игры и игрушки.

 
РС     РС “Как обеспечить успех в учении?”   РС    
КЧ “Знаем ли мы себя?” (психолого-педагогическая беседа)   КЧ

“Учись учиться” (занятие по НОТ)

  КЧ “В здоровом теле – здоровый дух” (СГБ)  
ВМ

“Улицы нашего города” (экскурсия)

  ВМ Посещение музыкального театра   ВМ Отчет классного главврача  
ТД Индивидуальные беседы с учащимися о выполнении поручений   ТД Индивидуальные беседы с учащимися об успеваемости   ТД    

декабрь

ОМ Новогодние мероприятия   ОМ

День Конституции

  ОМ

Конкурс снежных фигур

“Новогодний карнавал”

 
РС Психологический климат в семье   РС     РС    
КЧ “Конституция - основной закон страны” (беседа)   КЧ

“Фольклорный турнир Деда Мороза” (игра)

  КЧ

“Закаляйся, если хочешь быть здоров!”

 
ВМ

“Новогодний карнавал” (дискотека в Доме творчества)

  ВМ

Математический КВН

  ВМ    
ТД

Подведение итогов четверти: саморегуляция коллектива

  ТД

Индивидуальные беседы с учащимися о вежливости и правилах хорошего тона

  ТД

Генеральная уборка классного кабинета