Из опыта внедрения педагогической технологии "Выход за пределы" в преподавании курса "Основы правовых знаний. Потребительское законодательство"

Разделы: Общепедагогические технологии, Экономика


Как справедливо утверждает В. П. Беспалько в своей книге «Слагаемые педагогической технологии» (М., 1989), любая деятельность может  быть технологией, либо искусством. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось с начала.

Сегодня педагогическую технологию понимают  как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее запланированного педагогического  процесса.  Такое представление о педагогической технологии предполагает, как  возможность  разработки различных выверенных  педагогических технологий  специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовленности и богатый педагогический опыт, так и  возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанных действий учителя и учащихся.

Программа потребительского образования была разработана в 1997 г. и была развернута в некоторых пилотных регионах России, в том числе и в Чувашии. Одними из первых  этот предмет начали преподавать в нашей школе. Перед учителями школы стояла задача подбора уже разработанных приемов педагогической техники для успешной деятельности учителя и учащихся  в рамках предмета «Основы правовых знаний. Потребительское законодательство». 

Цель данного курса в следующем: научить учащихся оперировать экономическими понятиями в повседневной жизни, чтобы они знали и умели отстаивать свои права в сложных потребительских ситуациях.

В соответствии с целью выделяются следующие задачи. Первая – научить учащихся критически относиться к рекламе, торговым агентам, азартным играм и т. д. Вторая – научить разумно принимать решения, думать о том, что более эффективно при тех или иных обстоятельствах. И третья задача курса – научить детей не бояться отстаивать свои права в различных конфликтных ситуациях.

Как  и всякий новый предмет, потребительское образование сталкивается с дилеммой: с одной стороны – безграничные  возможности для эксперимента в преподавании, с другой –  намечающееся общее падение интереса учащихся к учебе. Вот здесь и приходит на помощь педагогическая технология«Выход за пределы» (Гин А. Приемы педагогической техники, М., 1999).  Суть этой технологии раскрывается с помощью трех формул.

Формула 1: учитель выходит за рамки учебника. Учитель гармонично вплетает в ткань урока последние события, окружающую действительность и т. д.

Все изменения в законодательстве (в вопросах, касающихся потребительских знаний) обязательно вносятся в предмет, дополняются уже раннее полученные знания и т. д. 

Пример. В курсе «Основы правовых знаний. Потребительское законодательство» учащимся даются общие сведения о рекламе, видах рекламы и т.д. И когда 18 октября 2001 года Государственная Дума приняла во  втором чтении законопроект  «О внесении изменений в статью 11 Федерального  закона «О рекламе» был проведен урок – семинар «Что следует изменить в Федеральном законе «О рекламе?». Основные вопросы, которые обсуждалась на уроке, и волнующие всех: почему не действует закон, почему статьи  данного закона не соблюдаются, и что следует делать потребителю в случае нарушения его прав? 

Другой пример. На уроках объединенных общей темой «Как себя вести…» даются правила поведения потребителя  в различных ситуациях. И когда рассматривался вопрос  о поведении на железной дороге и в самолете , Правительство РФ утвердило «Новые правила перевозки пассажиров и личного груза граждан железнодорожным транспортом» (апрель 1999 г.), поэтому те сведения, которые давались в учебнике, были дополнены новыми правилами.

Формула 2: учитель выходит за рамки своего курса. Использование на уроке фактов из межпредметных областей помогает учителю показать свою компетентность в иных сферах знаний.

Пример. В ходе изучения темы «Этикетка товара» учащиеся знакомятся с маркировкой, то есть комплексными сведениями о товаре в виде текста и графических символов.  И если  текст бывает более или менее понятен, то символы обычно не столь известны, и часто нет общепринятых обозначений. Сейчас, когда в прессе и на телевидении активно обсуждается вопрос о генетически модифицированных  продуктах, экологических проблемах, вредных пищевых добавках, знание потребителем маркировки становится особенно актуальным. Поэтому на уроках «Основы потребительских знаний» изучаются символы, которые принято ставить на товары в Российской Федерации, а также в других странах мира. Кроме того, рассматриваются последствия использования  вредных для организма веществ, особенное внимание уделяется товарам, которыми пользуются дети.

   Еще один пример. В разделе «Зеленое потребление» учащиеся составляют рекламные ролики о защите природы, правильной утилизации товаров и упаковки. Среди классов проводится конкурс «Вторая жизнь упаковки», где учащиеся должны создать костюм и аксессуары к нему из вторичного сырья, написать рекламный слоган.  

Формула 3: учитель демонстрирует знания молодежной субкультуры. Учитель вплетает в  урок имена известных рок - музыкантов, сюжеты из культовых молодежных фильмов, что приводит к восторгу и признательности со стороны учеников.

Использование рекламы – это пример демонстрации знаний молодежной субкультуры. В ходе изучения темы «Реклама» даются общие сведения о рекламе:  что такое реклама,  что такое рекламная компания, кто отвечает за качество рекламной информации и т. д. Кроме того, рассматриваются и вопросы государственного  и общественного регулирования рекламы. Отношение учеников к данной теме неоднозначное, противоречивое, так как реклама на телевидении для многих является раздражающим фактором. Поэтому в качестве практической работы детям предлагается проанализировать рекламу в СМИ. Они должны провести мониторинг рекламного рынка товаров для детей и молодежи. Задача учителя в данной ситуации сделать учеников активными участниками проектно-творческой деятельности. На этих уроках у нас бывают и конкурсы рекламы, показы рекламных  роликов, выставки рекламных плакатов.  Также учащиеся должны разобрать рекламное  объявление по следующим пунктам:

  • тип рекламы,
  • рекламные персонажи (в том случае, если они есть): игра актеров, степень доверия данным рекламным персонажам,
  • рекламный девиз (легкость запоминания и использование музыки, часто ли рекламный девиз можно встретить в разговоре, как часть разговора),
  • суть рекламы: отвечает ли она рекламируемой вещи,
  • эстетичность рекламы.

Изучив методические возможности применения педагогической технологии «Выход за пределы»,  мы попробовали расширить ее границы.  Для этого восьмиклассникам было предложено в прямом смысле слова выйти за пределы… школы. Они проводили социологический опрос среди респондентов, незнакомых  с потребительскими знаниями, – родственников, друзей, не изучающих данный курс, прохожих.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Возраст_____лет.                Пол           мужской             женский

Являетесь ли Вы потребителем?        Да.   Нет

Какой источник информации для Вас является наиболее достоверным и надежным?

Советы  друзей и знакомых;

Информация производителя  (упаковка);

Реклама;

Журнал «Спрос», передача «Впрок»;

Советы специалистов.

Нужно ли хранить чек:

на все товары;
на продовольственные товары;
на промышленные товары
на дорогостоящие товары.

Нужна ли реклама?             Да.        Нет.

Есть ли у рекламы положительные черты? Если  «да», то какие?

Приобретаете ли Вы товары,   которые рекламируются на телевидении, радио, в газетах?  Если «да», то какие?

Какие права имеет потребитель? Назовите те из них, которые Вы знаете.

Куда вы обратитесь за помощью, если нарушены Ваши  права, как потребителя? Назовите не менее пяти  организаций. 

В результате проведенного опроса дети не только убедились в необходимости изучения данного предмета, но и попробовали себя в роли социологов, педагогов, журналистов, что, несомненно, развивает  коммуникативные черты личности учащихся.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.  Однако  одна и та же технология может осуществляться  разными учителями, и в особенностях ее реализации как раз и проявляется,  оттачивается профессионализм  и мастерство.

Педагогическая технология «Выход за пределы», на наш взгляд, является эффективным способом решения педагогических задач.