Тема. Понятие о частях речи.
Цели.
- Ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи, учить распознавать части речи;
- Работать над развитием речи, обогащать активный словарь;
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование урока.
- Предметные картинки с изображением птиц;
- Наглядное пособие “Ромашка”, снежинка, таблица – алгоритм;
- Карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
Этап урока |
Содержание урока |
Деятельность учащихся |
Коррекция и релаксация |
1. Организация урока | Пальчиковая гимнастика: упражнение “Пальчики здороваются” | Выполняют упражнение | Развитие мелкой моторики руки |
Цель: привлечь внимание детей ,организовать работу.
Конечный результат: подготовка руки для письма.
2.Чистописание | Оо/оо оро ирь | Прописывание соединений | Коррекция каллиграфии |
Цель: отработка правильного соединения букв.
Конечный результат: правильное, каллиграфическое письмо.
3. Словарная работа | На уроке природоведения мы говорили о
зимующих птицах. Отгадайте, пожалуйста загадку |
Развитие внимания, мышления, зрительной памяти | |
Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. |
Отгадывают: (кормушка). | ||
А сейчас посмотрите на кормушку на
доске. (рис. 1) Какие птицы здесь собрались? (На несколько сек. открываю рисунок 1) |
Запоминают, называют птиц: ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, воробей |
||
Написание каких слов надо запомнить? Какие слова надо проверить? |
синица – синий снегирь – снег Запись слов. Взаимопроверка. |
Рис. 1
Цель: повторение написания словарных слов.
Конечный результат: запоминание словарных слов.
4. Подготовка к изучению нового материала | Посмотрите на названия птиц. Какую из них можно считать “лишней”? | Снегиря | Развитие мышления, умения
классифицировать, сравнивать, находить общие
признаки и различия . Развитие речи – умение правильно строить ответы, на поставленные вопросы. |
Почему? А чем эти слова похожи? |
Снегири прилетают с наступлением
зимы. Все слова обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? |
||
Как называются такие слова в русском языке? | Имя существительное. | ||
Составьте предложение со словом
снегирь. Найдите и подчеркните главные члены. |
Составляют предложения и лучшее
записывают. Красногрудые снегири прилетели к кормушке. Выполняют задание. |
||
- А сейчас вспомните как мы называем слова, которые отвечают на вопрос какие? | Какие? Красногрудые, слова – признаки. |
||
- А прилетели? | Что сделали? Прилетели. Это слово действие. |
Цель: подвести к изучению темы урока.
Конечный результат: воспроизведение ранее изученного материала
5. Изучение нового материала | Наша речь состоит из слов. Слово –
главный работник в языке. У каждого слова своя
работа. Одни слова называют предметы, другие –
действия с ними, третьи – их признаки. Есть слова,
которые ничего не называют. Это предлоги. Но и они
не бездельники. Они помогают словам – названиям
связываться друг с другом в предложения .Все эти
слова называются частями речи. (Вывешивается табличка “Части речи” рис. 2, лепестки к ромашке с названиями частей речи) |
Вспоминают названия слов: существительное, прилагательное, глагол, предлог. | Развитие интереса, любознательности |
Рис. 2
Цель: ввести термин – части речи
Конечный результат: подвести к изучению нового материала ,опираясь на имеющиеся у детей знания
6. Работа с учебником. | С.138 - Сейчас вы прочтете правило в учебнике и ответите на вопрос: О каких частях речи вы еще прочитали? |
Читают правило и отвечают: наречие,
числительное. (Добавляются еще лепестки.) |
Получение знаний в процессе
самостоятельного поиска путем решения поисковой
задачи. Учить работе с учебником. |
Сегодня на уроке мы будем учиться определять, к какой части речи относится то или иное слово. А вот как это сделать, вы узнаете, ответив на вопрос Почемучки. | Читают правило на с.139. Составление алгоритма определения (рис. 3). |
Рис. 3
Цель: показать существенные признаки частей речи.
Конечный результат: учить различать части речи по этим признакам.
7. Физкультминутка | Игра в слова. – Я называю слово, а вы производите движения руками: одной рукой – если это имя существительное, двумя, если это глагол, волнами – если – прилагательное. Мороз, храбрый, чирикает, метель, ползет, добрый, снежинка, красивый, играет, сильный |
Выполняют упражнение | Снятие мышечного напряжения |
Цель: отдых ,снятие напряжения.
Конечный результат: первичное закрепление изученного материала.
8. Закрепление | С.139 упр.368 Из какой сказки взяты слова? |
Комментированная работа. | Развитие внимания, умения работать в коллективе, мышления. |
9. Творческая работа | По вариантам. 1 в. Составить рассказ, используя данные слова (рис. 4.) 2 в. Работа по карточкам разной сложности. |
Самостоятельное выполнение заданий. | Развитие навыков самостоятельной работы. |
Рис. 4
Цель: проверка усвоения темы урока.
Конечный результат: закрепление изученного материала.
10. Итог урока. 11. Домашнее задание . |
Подведение итогов изучения темы,
выставление оценок. С. 139 упр. 369. |
Запись в дневнике. |