Обучение грамоте как особая ступень выступает в качестве введения ученика в систематическое изучение курса русского языка. Именно в этот период ученики обращаются к звуковому, фонетическому устройству слова.
Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты письменной речи.
Д.Б. Эльконин подчеркивал: “От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамотности, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии” .
То, что часто кажется элементарным взрослому, не всегда доступно ребенку. Усвоение новых фонетических понятий осуществляется чаще всего на уровне первичного и общего представления. Поэтому, обучая ребенка грамоте, заметную помощь оказывает применяемая в ходе игровой учебной деятельности опорная наглядность. Это зрительные образы – символы “звуковых человечков”.
Внешний вид каждого их них логически связан с определенными характерными звуковыми свойствами. Зрительные символы “звуковых человечков” быстро запоминаются, однозначно ассоциируются, помогают усвоить необходимые фонетические сведения, легко сопоставляются с буквами – значками русского алфавита, которые могут менять свой облик – одежду “платьица”:
Зрительные образы гласных “звуковых человечков” в первую очередь помогают отрабатывать их артикуляцию, так как в основе письменных форм речи лежит позиционный принцип, и мы, обучая ребенка, учим ориентироваться прежде всего на гласный звук.
рис. 7
Ведь именно на этом в последствии мы будем строить прием орфографического проговаривания артикуляционными единицами:
- слияние (согласный + гласный)
- примыкание (звуки вне слияния)
Гласные звуки (фонемы) имеют круглую форму – они как “горошки” свободно проходят через все преграды речевого аппарата; они красного цвета – как фундамент (кирпичики) звукобуквенного домика “Азбуки”, ведь их главная роль, как магнитиком, прочно удерживать согласный в слиянии и слоге. Красный цвет - главный! (Красная площадь - главная площадь страны из красных кирпичиков)
(Красный гласный звук – красивый, певучий, притягивает к себе другие звуки).
У каждого гласного “звукового человечка” красный “говорящий рот”, по которому мы легко угадываем его звук – песенку.
рис. 1
рис. 2
рис. 3
рис. 4
рис. 5
Звук “И” - волшебный, у него есть зеленый цвет Волшебника Изумрудного города, он очень добрый, всегда улыбается, в слиянии с согласным возвращает его в детство - волшебный, мир сказки, делает добрым, маленьким, нежным, мягким.
рис. 6
Согласные звуки имеют квадратную форму, потому что своими уголками цепляются за рот, зубы, нёбо, язык, губы – встречают преграду.
Они разного размера и цвета.
Большие – синие (строгие, холодные как льдинки) – твердые;
Маленькие – зеленые (добрые, нежные, как травка весной) – мягкие;
С колокольчиками – звонкие;
В шляпке – глухие.
рис. 8
рис. 9
рис. 10
рис. 11
Рассказывая детям “Сказку по Й” А. Шибаева знакомим с “йотиком” - который очень хотел быть и гласным - как волшебный “И”, и согласным. Поэтому его круглая форма напоминает форму гласных, а цвет весь зеленый – волшебный, как у согласных, обозначающих мягкие звуки, вверху особые “рожки”, которыми он цепляется при прохождении речевого аппарата, и поэтому мы его все-таки соотносим с группой согласных звуков. Он сильно визжит, хочет протянуть свою песенку. Голос у него звонкий, почти как у гласной “И” -но ничего не получается, он быстро обрывается и поэтому соответствующую ему букву так и назвали И- краткое.
рис. 12
рис. 12 а, б
Буквы, не имеющие звуков “Ъ” и “Ь”, представлены как пустые сосуды – прозрачные, но со вспомогательными рисунками.
рис. 13
Когда звуки отворачиваются, то по их “спинкам” - цвету мы можем рассказать, где гласные – где согласные, где согласные твердые – где согласные мягкие.
По мере знакомства с новыми согласными звуками дети легко сами выбирают и определяют их образы.
Следующие таблицы показывают образование артикуляционных единиц: слияние, примыкание.
рис. 14
рис. 15
Хитрые гласные (двойные) второго разряда представлены особо.
рис. 16
Рассказывая сказку об их хитростях, на “звуковых человечках” наглядно демонстрируем (закрываем), как убегает “Йотик” и остается один звук.
рис. 17
рис. 18
рис. 19
рис. 20
Позже закрепим с детьми, в слиянии хитрые гласные обозначают 1 звук, а в примыкании 2 звука.
рис. 21
рис. 22
Эти таблицы помогают детям прочитать слияния.
рис. 23
рис. 24
Если видим А, О, Э, У, Ы
Звуки слышим твердо мы!
Если вижу Е, Ё, И, Ю, Я
Звуки слышу мягко я.
На место звука ставим ее графический знак – букву и, ориентируясь на букву, и “говорящий ротик” соответствующего знака начинаем читать.
Одновременно по мере изучения все буквы заселяем в звукобуквенный (динамический) домик “Азбуки”.
рис. 25
В фундаменте два этажа. 1 этаж – гласные 1 ряда (они обозначают твердость согласного звука в слиянии). 2 этаж – гласные 2 ряда (они обозначают мягкость согласного звука в слиянии).
Хитрые Е, Ё, Ю, Я, волшебная И имеют особые зеленые пометы, которые помогают детям вспомнить об их “секретах”.
Выше на синих и желтых этажах живут согласные буквы. На синих – звонкие с колокольчиком (такие как сосульки, весенние ручейки, железный дровосек), на желтых – глухие со шляпкой (деревянные, как Буратино, соломенные, как Страшила”).
Особо живут парные согласные по звонкости – глухости. Окна спаренные.
В каждом окне буквы вывесили свои звуковые (цветные) шторы – зеленого, синего цвета, или только зеленые, или только синие (указывающие на характеристические свойства твердости и мягкости).
Буквы не обозначающие звуков Ь, Ъ живут на крыше. У каждого своя труба. У “Ъ” - труба с синей обводкой. У “Ь” - труба с зеленой обводкой.
Познакомив детей со слиянием и примыканием, закрепляем чтение артикуляционных единиц через разнообразные виды работы с кубиками.
рис. 26
Постепенно в курсе изучения русского языка вводи “Сигналы орфографии”.
рис. 27
Эта же цветовая гамма и сигналы орфографии используются в схеме “Ошибкоопасных мест русского языка”
рис. 28
Идея таблицы заимствована из “схемы минного поля” Т.В. Шкляровой “Как научить Вашего ребенка писать без ошибок” (пособие для родителей)
Таблицы из сборника орфограмм уточняют и помогают закреплять в зрительной памяти школьников законы русского правописания.
рис. 29
рис. 30
рис. 31
рис. 32
рис. 33
рис. 34
рис. 35
рис. 36
Использование зрительных символов (знаков), опорных схем и представленной наглядности:
- улучшает восприятие звуков речи;
- способствует нормализации произношения;
- обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
- совершенствует внимание и память; тренирует мышление;
- повышает готовность к обучению чтения и письма;
- предупреждает об ошибкоопасных местах в слове;
- развивает орфографическую зоркость;
- активизируют умственную деятельность;
- помогают сделать первый доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи (чтения и письма)
- предупреждают смешение понятий звуков и букв.
- помогают усвоить:
- что между отличными двумя явлениями – звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости;
- что звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться различными буквами, и в то же время одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков;
- что многие существенные свойства (характерные качества) отдельных звуков графически передаются не одной, а несколькими буквами, помогают систематизировать фонетические и фонологические знания учащихся