Внеклассное мероприятие — фольклорный праздник "Девичьи посиделки"

Разделы: Внеклассная работа


Зал празднично украшен в русском стиле: печь, расшитые полотенца, столы покрыты скатертями, на столе – самовар, кухонная глиняная и деревянная посуда, скамьи и т.д. Возле печи сидит бабушка–сказительница в русском костюме и прядет (или вяжет).

Хозяйка.

Здравствуйте, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые.
Милости просим на наш праздник.
Здравствуйте лебедки, здравствуйте молодки!
Ребята–молодцы, веселые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые.
Рады гостям, как добрым вестям!
Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!

(Ведущая накрывает на стол. Слышится стук в дверь.)

Хозяйка. Тара–ра, тара–ра, идут девки со двора,

Песни петь да плясать, всех вокруг забавлять!

Девочки. Здравствуй, хозяюшка! Здравствуй, голубушка! Здоровья и счастья твоему дому!

(Подходят к сказительнице)

У бабушки у нашей супрядка была. Что ты нам, бабушка, прясть дашь?

Бабушка. Старым старушкам – шерсти клочок,
А красным молодушкам – белый ленок.

Девочки берут нити, пяльца, шитье, усаживаются на скамейки для работы: кто вяжет, кто прядет, кто шьет. Поют:

Позолоченная прялица.
Мы прядем, а нитка тянется,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.

(Стук в дверь. Появляются мальчики)

Хозяйка. Проходи, честной народ, не пыли дорога,
Добры молодцы идут погулять немного!
Собрались все и веселье пошло. Кто кого перепрет?

(Мальчики усаживаются напротив девочек. Звучат частушки–перепевки).

Мальчики. Девочки–беляночки, где вы набелилися?

Девочки. Мы вчера коров доили – молоком умылися!

Мальчики. Вы послушайте, девчата, нескладуху будем петь:
На дубу свинья пасется, в бане парится медведь!

Девочки. Ваня–Ваня – простота, купил лошадь без хвоста,
Сел он задом наперед и поехал в огород!

Мальчики. Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас,

Повезу свою подружку всем соседям на показ.

Девочки. У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы женихи!

Мальчики. Эх, топну ногой, да притопну другой,
Устоять не могу: характер такой!

Девочки. Про ребят и про игрушки сочиняла я частушки.
Прежде чем их записать, стала петь я и плясать.
Не пошла бы я плясать –
Частушечку надо показать:
Вот и пляска, вот и я, и частушечка моя.

Мальчики. Ты играй повеселее, балалайка – три струны,
Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны!

(общая пляска под русскую народную музыку).

Хозяйка. В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: закончены полевые работы, собран урожай, хлеб в закрома засыпан – коротали осенние да зимние вечера люди вместе устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: “От скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием: кто за прялкой сидит (показывает в сторону девочек), кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают (показывает на мальчиков). А чтобы дело спорилось – песню затянут, шуткой перебросятся. Давайте и в нашей горнице сегодня устроим такие посиделки. (Обращается к бабушке). Бабушка, а что ты нам принесла?

Бабушка. Я весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаю, сижу и на народ все поглядываю. Все всегда запоминаю и в копилку собираю (показывает плетеную корзину). Вот она, моя корзинка–копилка. Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышленый – погляжу. Хотите мои загадки отгадывать? (После утвердительного ответа детей загадывает загадки).

Хозяйка. А я слышала, что и вы, ребята, знаете много пословиц и поговорок. Может, подарите их бабушке? Пусть она положит их в свою корзинку–копилку.

Дети.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Поспешишь – людей насмешишь.

Умелые руки не знают скуки.

Кончил дело – гуляй смело!

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Была бы охота, будет ладиться и работа.

Дело мастера боится.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Есть терпенье – будет и уменье.

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Бабушка. Да, намного тяжелее стала копилка. А я за это подарю вам песню – песню русскую, раздольную. Я помню, как певали в избах бабы, сидя у кудели, или девки за селом, или же, пока не засветлело, мужики за праздничном столом. Красота! Приглашаю всех желающих спеть со мной.

(Песня “В низенькой светелке” (р.н.м.)).

Бабушка. Хороша песня русская? Ну, позабавила вас я, а не хотели бы и вы меня потешить?

(Хоровод “Калина” (р.н.м.)).

Хозяйка. Где песня льется, там и легче живется. А не запеть ли и нам песню шуточную, прибауточную!

(Р.н. песня “Где был Иванушка?”)

Хозяйка. Заплетайся, заплетайся, плетень.

(Игра “Плетень”).

Хозяйка. Ой, ду–ду! На дубу грянул ворон во трубу,
Зашумели леса и пошли чудеса!
А в лесной избушке затопилась печь:
Пироги с картошкой начал зайка печь.
Пирогов покушай – песенок послушай.

(Игра “Ворон”).

Хозяйка.

Сегодня вас ждут и веселье и шутки,

Скучать вы не будете здесь ни минутки.

Небывалицы в лицах – небывальщина

Небывальщина да неслыхальщина.

(Сценка “Фома да Ерема”).

Фома да Ерема (вместе): Здравствуйте, честной народ!

Мы пришли к вам оба (показывают на себя, затем друг на друга): Фома да Ерема (кланяются и теряют колпаки).

Вместе. Низко поклонились – колпаки свалились!

Фома. (надевает колпак) Колпак надеваем…

Ерема. Снова начинаем!

Вместе. Здравствуйте, честной народ!

Мы пршли к вам оба:

Фома да Ерема!

Фома. Людей посмотреть (садится на край ширмы).

Ерема. Себя показать (садится рядом).

Вместе. Да небылицы вам рассказать (смотрят друг на друга, шутливо друг друга подталкивают).

Фома. Подвинься.

Ерема. Нет, ты подвинься! Фома вредный, голос медный, сам с кувшин,

голова с аршин! (смеется).

Фома. Шутку любишь над Фомой – так люби и над собой:

Ерему поднимали – животы надорвали!

(отворачиваются друг от друга).

Фома.(толкает Ерему локтем) Начинай!

Ерема. Нет, ты начинай!

(Фома и Ерема по очереди рассказывают потешки).

Как у нашего Данилы разыгралася скотина:
Овцы в донцы, тараканы – в барабаны,
Утки – в дудки, сверчки – в смычки,
Комары – в котлы, козел пляшет, ножкой машет,
Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух, бух захватило, братцы, дух!

(Вместе достают и показывают балалайку).

Фома. Я буду играть!

Ерема. Нет, я буду играть! Эх, Фома!

Фома. Эх, Ерема! Сидел бы ты дома!

Ерема играет…

Ерема. Фома подпевает!

(Звучит фрагмент русской народной мелодии “Как ходил–гулял Ванюша”. Ерема имитирует игру на балалайке, а Фома приплясывает и приговаривает: “Ух, ух, ух, ух! Попляши, Фома, за двух!” Затем оба прячутся за ширму).

Хозяйка.

Хорошо Ерема играет,
Играет – народ забавляет.
Вот свистульки, трещетки, ложки…
Кто хочет поиграть немножко?

Игра с залом.

Загадаем вам, ребятки, очень трудные загадки
Отгадаешь, не зевай;
Дружно хором отвечай.

Помогают в русской пляске,
Чтоб плясали ножки
Вырезные из баклашки
Росписные (Ложки).

Для начала – хорошо

Но попробуем еще! (игра продолжается).

2. Я имею три струны
Меня любят плясуны
Ну–ка быстро отвечай–ка
Как зовусь я (Балалайка)
Так держать, молодцом!
Не ударьте в грязь лицом!

3. Стукнем раз, стукнем два
Чтобы кругом голова.
Мы скучать не будем
Под веселый (Бубен)
Мы сейчас чуть–чуть оглохли
Но признаем от души
И девченки и мальчишки –
Все вы были хороши!

Русская народная песня “Уж вы сени, мои сени…”

(Оркестр “Калинка” исполняет русскую народную мелодию или песню по своему выбору: например, “Во саду ли, в огороде”).

Хозяйка. Как музыка заиграет – всех танцоров увлекает!

Танец–игра “Найди пару”

Игра “Гори, гори ясно”

Хозяйка. “Делу время – потехе час!”

Вот этой поговорки мы старались придерживаться

Тем более пример – наши предки

Умели говорить кратко и метко.

Дети.

Сегодня в представлении звучали шутки–прибаутки на пол минутки
Пословицы и поговорки – катались как с горки
Старинные потешки мы щелкали как орешки
Были рады вспомнить обычаи и обряды,
Потому что старое нового не портит, а вкус придает, да работу уму дает.

Хозяйка.

Ну, спасибо, гости дорогие!
Порадовали, повеселили.
Садитесь все на лавочки:
И гости, и дети–лапочки.
У меня есть угощенье знатное:
Пряники, коврижки медовые,
Конфеты–петушки леденцовые!
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Проходите, гости дорогие, за столы –
Угощенье готово вам: чай да пироги!
Милости прошу к столу.

(Звучит русская народная мелодия, гости и дети рассаживаются за столы, угощаются)

Дети. (обращаясь после угощения с поклоном к Хозяйке и Бабушке)

Добросердечная, хлебосольная, гостеприимная русская хозяюшка! Спасибо за хлеб–соль, да пироги знатные. Здоровья тебе, тепла, радости дому твоему! А тебе, бабушка, спасибо за учение уму–разуму, и тебе здоровья, больше радости от своих внучат!

(ПРИМЕЧАНИЕ: дети на протяжении всех посиделок выполняют работу, выбранную ими самими в начале посиделок).