Цели:
обобщить и закрепить знания, полученные на предыдущем уроке;
ввести новые понятия: грибы – целители, грибы – убийцы, грибы – разрушители;
сообщить о малоизвестных грибах;
воспитывать бережное отношение к грибам;
научить правильно собирать грибы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Наш урок природоведения мы начинаем с загадки:
“Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы?”
(Гриб)
Сегодня у нас заключительный урок по теме “Царство грибов”.
2. Проверка домашнего задания.
– Почему грибы относят к отдельному царству?
– Из каких частей состоит гриб? (на доске рисунок гриба)
– А теперь надо расставить слова с названиями частей гриба.
– Что такое грибница? Как она выглядит?
– Как грибы связаны с деревьями?
3. Пословица “Всякий гриб в руки
берут, да не всякий в корзину кладут”.
– Прочитайте.
– Почему?
– Какие съедобные грибы вы знаете?
4. Поговорка “Чем ядовитее гриб,
тем красивее его шляпка”.
– Согласны вы с этой поговоркой или нет? Покажите
знаком (+; -)
– Докажите.
5. На доске:
|
– Что общего? Почему я их объединила в
одну группу?
– Что лишнее?
– Почему?
– Что относится к телам природы и к телам,
созданным руками человека?
6. – Вам удалось вырастить грибы
самим?
– Как это называется? (Плесень.)
Опыт прошлого урока – выращивание плесени на
хлебе.
7. В мире существует очень много грибов. Некоторые растут в наших лесах, в Якутии. О некоторых мы только слышали, но ни разу не довелось увидеть. Есть грибы, о которых мы вообще ничего не знаем. И вот сегодня с некоторыми мы познакомимся.
8. Сообщения детей: “Дама под одеялом”, “Дождевик”, “Трюфели”.
9. – Какой гриб вы бы отнесли к:
грибам – целителям;
грибам – разрушителям;
грибам – убийцам?
– А мухомор?
– Кто из этих животных питается грибами?
(Картинки животных).
10. – Как надо собирать грибы?
– Можно рвать в заповеднике грибы? Почему?
– А грибы, которые вы нарисовали для нашей
выставки, можно собирать? Почему? (Грибы из
“Красной книги”)
11. Собираем грибы (на доске рисунки).
Двое ребят и учитель собирают грибы – класс оценивает, учитель берет картинку несъедобного гриба или гриб, который не знает (ловушка).
12. – Как люди используют грибы?
– Что вы приготовили на зиму?
– Хотите попробовать?
– Может, сначала дадим попробовать нашим гостям?
13. Угощение гостей (одновременно с п.14).
14. Найдите подсказку – картинку на доске и оживите гриб (раскрасить).
15. Обобщение (вопросы)
Разноцветные подружки
Разбежались по опушке. (Сыроежки)Гриб, который находится по землей. (Трюфель.)
Грибы, используемые в хлебопечении. (Дрожжи.)
Съедобный гриб рыжего цвета. (Рыжик.)
Гриб шаровидной формы белого цвета. (Дождевик.)
– Какие из этих грибов не растут в Якутии, в наших лесах?
16. Оценки.
17. Урок окончен.