Цель урока: закрепить и углубить знания учащихся.
Задачи:
- обучающие – повторить, закрепить и углубить знания учащихся;
- развивающие –сформировать навыки по практическому решению поставленных задач;
- воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: сдвоенный урок, урок-конкурс.
Форма проведения: игровая, с привлечением гостей.
Оборудование и наглядные пособия: карточки с заданиями; карточки с маршрутными листами для экипажей; карточки-эмблемы экипажей; двоичная кодировочная таблица; таблица “Азбука Морзе”; карточки с кроссвордами; сводная ведомость оценок для работы жюри; плакат.
План урока
№ |
Название этапа |
Время, мин |
Методические приемы, используемые на данном этапе урока |
1. |
Организационный момент, формирование экипажей | 10 |
Логические |
2. |
Выполнение заданий | 60 |
Индивидуальная работа и работа в группе |
3. |
Подведение итогов урока | 10 |
Анализ работы учащихся на уроке |
Ход урока
1. Организационный момент, формирование экипажей
Сегодняшний урок пройдет в форме конкурса экипажей: вся группа будет разделена на команды-экипажи, которые станут соревноваться между собой, выполняя задания и получая баллы за каждое из них.
Позвольте вам представить судей, независимую группу экспертов, помощников из гр.410.
Для того, чтобы определить членом какого экипажа станет каждый из вас, предлагаю вам решить задачу.
Задача отборочного тура
Кулинар приготовил торт из трех коржей и положил его на зеленый поднос. Но оказалось, что на столе вся посуда красного цвета. Помогите кулинару переложить все коржи на красный поднос, используя желтый поднос как вспомогательный. Обратите внимание! За один ход можно переложить только один корж, и на маленький корж нельзя положить большой.
Возможный вариант решения задачи:
1. 1 – 3 2. 1 – 2 3. 3 – 2 4. 1 – 3 5. 2 – 1 6. 2 – 3 7. 1 – 3
Правильность выполнения задания проверяет жюри.
Каждому ученику, выполнившему задание, выдается карточка-эмблема его экипажа:
Для получения равноценных экипажей рекомендуется формировать их следующим образом:
Экипаж “Компьютер” – ученики, выполнившие задание 1 (капитан), 8, 10, 13, 20, 21, 28, 29.
Экипаж “Клавиатура” - ученики, выполнившие задание 2 (капитан), 6, 11, 14, 18, 22, 26, 30.
Экипаж “Мышь” - ученики, выполнившие задание 3 (капитан), 5, 12, 15, 17, 23, 25, 31.
Экипаж “Дискета” - ученики, выполнившие задание 4 (капитан), 7, 9, 16, 19, 24, 27, 32.
Дополнительное задание для капитанов экипажей.
Рассказать об устройстве, изображенном на карточке-эмблеме, его назначении.
За правильный ответ начисляются баллы (от 0,5 до 1,5).
Капитаны экипажей получают маршрутные листы.
Задания:
Расшифруй сообщение
1. Расшифруй сообщение и запиши ответ.
01110 01101 01000 10010 01110 10000
00100 01011 11111
11011 00010 01110 00100 00000
2. Расшифруй сообщение и запиши ответ.
_._ ._.. ._ ._ _ .. ._ _ .._ ._. ._
_.. ._.. ._._
._ _ ._ _ _ _ _ _.. ._
Двоичная кодировочная таблица
Таблица “Азбука Морзе”
Ответы: МОНИТОР ДЛЯ ВЫВОДА; КЛАВИАТУРА ДЛЯ ВВОДА. (От 0 до 5 баллов).
Разрешающие таблички
В каждом городе можно встретить запрещающие таблички: “Собак не выгуливать”, “Мусор не бросать”, “По газонам не ходить” и т.д. Но если существуют запрещающие таблички, должны быть и разрешающие. Придумайте, какие 5 разрешающих табличек можно повесить в кабинете информатики. (1 балл за каждую табличку.)
Конкурс художников
Всем с детства знакома строка из стихотворения А.С.Пушкина: “Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…”. Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей могли быть и следы ... компьютерных вирусов. Представьте и нарисуйте, как выглядят эти следы. (4 балла)
Конкурс капитанов
Вопросы капитанам. Они поочередно отвечают. Каждый вопрос оценивается в 1 балл.
1.Что обещали родители дяди Фёдора за информацию о его местоположении? (Велосипед)
2. Как зовут создателя компании “Майкрософт” Гейтса? (Билл)
3. В Англии давно была написана программа, предназначенная для использования в офисах крупных компаний. По принципу действия она напоминает антивирусы, но используется для другой цели. Для какой? (Для уничтожения игр)
4. Какой инфекцией может заразиться компьютер? (Вирусной)
5. Согласно закону Мерфи, решение сложной задачи надо поручить ленивому ученику. А почему? (Он найдет самое простое решение)
Какие странные слова
Для слов иностранного происхождения вам предложены три определения. Необходимо выбрать определение, которое соответствует рассматриваемому слову.
1. Виртуальный - это ...
a. вспомогательный
b. доведенный до совершенства
c. не имеющий физического воплощения, а созданный на экране монитора компьютера
2. Гипертекст - это ...
a. текст очень большого размера
b. текст, полностью состоящий из прописных букв
c. текст, содержащий связи с текстом других документов
3. Конъюнкция - это ...
a. логическая операция, обозначаемая символом AND
b. логическая операция, обозначаемая символом OR
c. соединение двух или нескольких символьных величин в одну
4. Пиксель - это ...
a. звуковой сигнал на компьютере
b. минимальный элемент изображения на экране монитора
c. единица измерения высоты символов
5. Сервер - это ...
a. главный компьютер многоранговой локальной сети
b. элемент системного блока ПК
c. человек, ремонтирующий компьютеры.
Кроссворд “Устройство компьютера”
По горизонтали:
1. Устройство отображения информации.
2. Точка изображения на экране монитора.
3. Устройство ввода.
По вертикали:
1. Носитель информации.
3. Устройство отображения информации на бумажном носителе.
Ответы:
По горизонтали: 2. Монитор. 3. Пиксель. 4. Клавиатура.
По вертикали: 1. Дискета. 3. Принтер.
Кроссворд “Язык, алфавит”
По горизонтали:
3. Объект, от которого передается информация.
5. Разговор двух и более лиц.
6. Графический знак (рисунок или пиктограмма).
9. Шифрование данных.
10. Объект, воспринимающий информацию.
12. Создатель произведения.
15. Взаимодействие субъектов с целью передачи информации.
16. Исполнение одним человеком музыкального произведения.
17. Секретное слово.
По вертикали:
1. Знаковая система фиксации речи с помощью начертательных элементов (обычно букв).
2. Письмо рисунками.
4. Совокупность символов, используемых в языке, или система кодирования.
7. Получатель сообщения.
8. Выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека.
11. Разговор одного человека (иногда с самим собой).
13. Телодвижение, используемое как средство передачи информации.
14. Одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов.
Ответы:
По горизонтали: 3. Источник. 5. Диалог. 6. Идеограмма. 9. Кодирование. 10. Приемник. 12. Автор. 15. Общение. 16. Соло. 17. Пароль.
По вертикали: 1. Письмо. 2. Пиктография. 4. Алфавит. 7. Адресат. 8. Мимика. 11. Монолог. 13. Жест. 14. Слово.
Информатика и автомобильный транспорт
Перед вами две колонки, в которых даны определения некоторых терминов. В первой колонке приведены определения, касающиеся информатики и компьютеров, во второй - относящиеся к автомобильному транспорту. Необходимо найти пары определений (по одному из каждой колонки), относящиеся к терминам-омонимам и назвать общий термин, их связывающий.
1. Разновидность носителя информации. 2. Распространение информации от одного объекта к другому. 3. Деталь системного блока ПК в виде пластины, на которой установлены микросхемы и другие элементы. 4. Совокупность правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между двумя или несколькими устройствами. 5. Совокупность дорожек с одинаковым номером на магнитных дисках. |
1. Документ, составляемый работниками
ГАИ при нарушении водителем правил дорожного
движения. 2. Часть двигателя внутреннего сгорания. 3. Отдача денег за проезд на транспорте. 4. Жаргонное название уровня скорости в коробке передач автомобиля. 5. Жаргонное название металлической части колеса автомобиля. |
Ответы:
1-5 (диск); 2-4 (передача); 3-3 (плата); 4-1 (протокол); 5-2 (цилиндр)
Определение слова
По представленной информации необходимо определить слова А Б В
1. Если из слова А отбросить последнюю букву, а к оставшейся части приписать слово Б, то получится слово В.
А – один из первых языков программирования;
Б – равномерное чередование каких-либо элементов (в звучании, в движении);
В – совокупность четко определенных правил для решения задачи за определенное число шагов.
2. Если из слова А взять первые две буквы и к ним приписать букву “р” и слово Б, то получится слово В.
А – жесткий магнитный диск для хранения информации в персональном компьютере;
Б – половина волос над верхней губой;
В – вредная программа.
3. Если из слова А отбросить первые две буквы, то получится слово Б. Если в слове Б заменить одну согласную букву на некоторую другую, то получится слово В.
А и Б – название цифр десятичной системы счисления;
С – несколько соединенных между собой компьютеров.
4. Если из слова А отбросить несколько последних букв, а к оставшейся части приписать слово Б, то получится слово В, которое по правилам должно писаться с прописной буквы.
А – совокупность средств взаимодействия программы и пользователя;
Б – русский аналог слова NOT;
В – всемирная компьютерная сеть.
5. Слово А без трех последних букв и слово Б без последней буквы вместе образуют слово В.
А – изобретатель системы кодирования информации, использующей символы точку и тире;
Б – первая часть названия версии программы, цель которой – демонстрация особенностей основной программы;
В – устройство для передачи информации между компьютерами через телефонную сеть.
Ответы:
1. Алгол, ритм, алгоритм.
2. Винчестер, ус, вирус.
3. Восемь, семь, сеть.
4. Интерфейс, нет, Интернет.
5. Морзе, демо-версия, модем.
Почти антонимы
Для каждого из приведенных слов указать его “антипод”. Пример: виртуальный – физический.
1. Восстановление –
2. Демодулятор –
3. Пиратский –
4. Черно-белый –
5. Шифратор –
Ответы:
1. Восстановление – удаление
2. Демодулятор – модулятор
3. Пиратский – лицензионный
4. Черно-белый – цветной
5. Шифратор – дешифратор.
Анаграмма: переставить буквы и получить новое слово
Предложены некоторые слова. Необходимо переставить их буквы так, чтобы получилось слово, связанное с информатикой и компьютерами. Например, из слова “док” можно получить слово “код”, а из слова “иголка” – “логика”.
1. Накал 2. Ниша 3. Реверс 4. Скелет 5. Среда |
1. Канал 2. Шина 3. Сервер 4. Телекс 5. Адрес |
Третий - лишний
Для каждого из терминов приведены три определения, одно из которых не соответствует термину. Необходимо указать это определение.
1. Винт – это …
a. крепежная деталь
b. один из инструментов в графическом редакторе
c. жаргонное название жесткого магнитного диска
2. Дорожки – это …
a. специально устроенная дистанция для бега, плавания и т.д.
b. участок магнитного диска
c. часть экрана компьютера в текстовом редакторе
3. Иголка – это …
a. элемент матричного принтера;
b. элемент дисковода гибких дисков;
c. элемент швейной машинки.
4. Сервис – это …
a. работа вспомогательной процедуры в программе;
b. обслуживание;
c. пункт стандартного меню Microsoft Word и Microsoft Excel.
5. F2 – это …
a. запись числа 242 в 16-ричной системе счисления;
b. обозначение функциональной клавиши на клавиатуре компьютера;
c. запись числа 142 в 16-ричной системе счисления.
Ответы:
1 - b, 2 – c, 3 – b, 4 – a, 5 – c.
Продолжить ряд
1. Бит, байт, килобайт, …
2. Дизъюнкция, конъюнкция, …
3. Системный блок, клавиатура, “мышь”, …
4. 1000, 1001, 1010, …
5. 286, 386, 486, …
6. Счеты, логарифмическая линейка, калькулятор.
Ответы:
1 – мегабайт, 2 – отрицание, 3 – монитор, 4 – 1011, 5 – Pentium, 6 – компьютер.
Каждый экипаж выполняет задания. Капитан организует работу экипажа и докладывает членам жюри о выполнении каждого задания.
Жюри проверяет правильность выполнения задания и выставляет оценку в маршрутный лист.
3. Подведение итогов урока
Наступило время членам жюри посоветоваться и решить, кто победил в викторине. А пока жюри совещается, мы посмотрим творение известного в определенных кругах художника Кисточкина. Он был проездом в Москве и зашел в гости. Здесь изображен фантик для конфеты, которая будет пользоваться спросом у компьютерщиков. Кондитерская фабрика “Красный Октябрь” уже решила заменить ею другую популярную конфету. Вы должны назвать старое название конфеты. Кто угадает первым - получит ее сладкий эквивалент.
(Ответ: “Мышка на сервере”)
Не пора ли нам подвести итоги? Компьютерная группа, огласите, пожалуйста, результаты.
Дорогие члены жюри! Мы все очень рады, что вы почтили нас своим присутствием и провели столько конкурсов, что заслужили награду. Позвольте вручить вам орден “Почетный посетитель компьютерного класса”.
Литература
1) Информатика и образование, №№1,9,10 – 2001, 8,11,12 – 2002, 9 – 2003.