Цели урока: продолжить работу над понятием “эпоха застоя”, познакомить учащихся с развитием духовной жизни страны в этот период и определить, в чем проявились признаки застоя в данной сфере жизни общества.
Урок должен помочь учащимся на основе обобщения материала по теме (дополнительная литература, документы, воспоминания современников, музыкальные произведения тех лет) определить особенности духовного развития страны в этот период и ответить на главный вопрос данного урока: в чем проявились застойные явления в духовной жизни общества в 60-80 гг.
Форма проведения урока (проблемный семинар) выбрана не случайно, т.к. способствует не только более глубокому усвоению учебного материала, но и дает возможность сопоставлять, анализировать, аргументировать свое мнение, отстаивать свою позицию.
Подготовка к уроку осуществляется заранее. Класс делится на 4 группы. Перед каждой группой в процессе подготовки к уроку ставится определенная задача, в соответствии с которой отбирается материал для сообщений, дополнительная литература, документы, музыкальное сопровождение.
Таким образом, задача подготовительного этапа урока – организация групповой и индивидуальной деятельности учащихся .
Первая группа разрабатывает и готовит к уроку вопрос о развитии литературного творчества в 60-х – начале 80-х гг.
Вторая группа работает по вопросу “магнитофонная революция и авторская песня в СССР в 60-х – 80-х гг.”.
Третья группа разрабатывает вопрос о правозащитном движении в СССР.
Учащиеся самостоятельно подбирают материалы по вопросу, готовят сообщения о личностях той эпохи.
Задача учителя – помочь группам сориентироваться в многообразии литературы по теме и правильно отобрать материал.
Четвертая группа – эксперты. Их задача – проанализировать и обобщить работу групп на уроке, а также сделать вывод по теме. В процессе подготовки к уроку они также знакомятся с документами по теме, работают с газетными и журнальными публикациями тех лет, изучают различные точки зрения на проблемы духовного развития страны с позиций современников и человека нашего времени.
В качестве наглядности на уроке используются портреты А. Сахарова, А. Солженицина, А. Синявского, Ю. Даниэля, В. Высоцкого. Оформлена выставка литературы по изучаемой проблеме.
На доске записывается определение: “Застой – всякая продолжительная или вредная остановка в движении чего-либо” (Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля. Т.1, СПб, М, 1912г.). В качестве эпиграфа к уроку взяты слова из Всеобщей Декларации Прав Человека (ст.19): “Всякий человек имеет право на свободу убеждений и на свободное высказывание их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ”.
Урок начинается с вводного слова учителя:
С началом брежневского периода в нашей стране партийное руководство заявило о продолжении в области художественной культуры линии “золотой середины”, выработанной еще при Хрущеве. Это означало отказ от двух крайностей – очернительства с одной стороны и лакировки действительности с другой. Однако, в выступлениях руководителей региональных партийных организаций на ХХШ съезде КПСС в 1966 г. Прозвучало требование “Давать решительный отпор фальсификаторам истории”, требовательно относиться к отбору и публикации произведений литературы, искусства и кино, не показывать тех произведений, которые искажают нашу действительность, проповедуют пессимизм, скептицизм, упадничество, искажают отдельные этапы советской истории. После хрущевской “оттепели” застой наступил и в развитии литературы, искусства.
О развитии литературного творчества эпохи застоя рассказывают учащиеся первой группы. Они рассказывают об изменениях в литературной тематике, об усилении цензуры со стороны партийных и государственных органов. Их рассказ включает в себя биографические справки и отрывки из произведений А. Солженицина, И. Бродского. Учащиеся говорят о том, что, давая свои оценки и суждения о происходящем в стране, эти и другие представители литературного творчества вынуждены были покинуть родину и жить на чужбине.
После того, как группа закончила свое выступление, учитель предлагает классу обсудить проблему: что нового появилось в литературе 60-80 гг? связано ли это было с общественной жизнью страны в целом? С какими явлениями общества можно связать литературные новации? Почему? Какие трудности испытывали поэты и писатели того времени?
После обсуждения вопросов слово предоставляется группе экспертов. Они делают вывод о развитии литературы в стране и называют черты застоя в данной области творчества: усиление цензуры, распространение госзаказов, запрет читать произведения ряда зарубежных авторов, лишение поэтов и писателей заниматься творчеством на родине, высылка их за границу.
Далее учитель говорит о том, что специфической чертой культуры 60-80 гг. была так называемая “магнитофонная революция” и авторская песня – новый музыкальный жанр.
Разговор о данном направлении в культуре продолжают учащиеся второй группы. Звучит запись песни В. Высоцкого “Охота на волков”, на фоне которой ребята рассказывают о жизни и творчестве поэта и исполнителя. Среди признанных исполнителей авторской песни – Б. Окуджава, Ю. Ким, А. Галич. Учащиеся рассказывают о их творчестве и слушают отрывки из их произведений.
После выступления второй группы учитель предлагает на обсуждение классу вопросы: какие проблемы поднимали в своих произведениях исполнители авторской песни? Почему творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др. не потеряло своей актуальности и в наши дни?
Результатом обсуждения вопросов становится вывод группы экспертов, которые называют черты застоя в данном виде творчества: обличение пороков общества, жестокая цензура, “магнитофонная революция”, творчество в эмиграции.
Далее урок продолжает учитель.
Основным правовым документом цивилизованного государства является Конституция. Для периода истории нашей страны, который мы с вами изучаем, это Конституция 1977 г. Статья 50 Конституции гласит: “В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций”. Однако, факты и события, имевшие место в развитии духовной жизни страны, говорят о противоречии и несоответствии основного закона общества и действительности. В сложившейся ситуации зарождение пассивной, а затем и активной оппозиции власти стало неизбежным. Уже в середине 60-х под воздействием “оттепели” возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные движения и организации.
Третья группа учащихся рассказывает о диссидентском движении в СССР, о деятельности правозащитных организаций. Свой рассказ учащиеся сопровождают биографическими справками о А. Синявском, Ю. Даниэле, А. Сахарове. Итогом выступления этой группы является обсуждение классом вопросов, предложенных учителем: как вы думаете, почему диссидентов было немного? Были ли выступления Сахарова и других правозащитников “бунтом одиночек”? О чем говорил этот “бунт”? Чем была вызвана твердая установка властей на подавление инакомыслия, ведь инакомыслящих было немного?
Завершающим этапом урока становится деятельность группы экспертов, которые вместе с учителем подводят итоги урока, делают общий вывод и отвечают на главный вопрос семинара: в чем проявились признаки застоя в духовной сфере жизни общества?
Литература:
1. “Миф о застое”. Л, 1991
2. Джефри Хоскинз “История Советского Союза 1917 – 1991 гг”. М, 1994
3. Дирк Кречмар “Политика и культура при Брежневе, Андропове, Черненко 1970 – 1985” М, 1996
4. П.Вайль, А. Гелис “60 – е. Мир советского человека” М, 1996
5. А.Д. Сахаров “Фрагменты биографии” М, 1991
6. А.Д. Сахаров “Тревога и надежда” М, 1990
7. В. Высоцкий. Человек, поэт, актер. М, 1989