Урок музыки "Народная песня — душа народа"

Разделы: Музыка


Цель урока: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

  • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

  • пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;

  • учить слушать музыку;

  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Оборудование: кассетный магнитофон, грамзаписи, тексты песен, иллюстрации березы, карточки (словарь эстетических эмоций, определяющий характер звучания, изображение народных инструментов), репродукция картины В.Васнецова “Гусляры”, шумовые инструменты, балалайка, фортепиано, стихотворение С.Васильева “Россия… как из песни слова”, кроссворд “Жанры песен”.

Песни: “С чего начинается Родина?” (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)

“Дон-Дон”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”, “Светит месяц”, частушки (русские народные песни).

Ход урока:

Эпиграф

“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”. С.Есенин.

Вход учащихся в класс (звучит песня “С чего начинается Родина”)

Оргмомент.

Вступительная беседа.

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”.

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”).

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на уроке мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями.

Знакомство с детскими народными песнями.

Песни – игры: “Идет коза”, “Петушок”, “Козлик”, “Во саду ли в огороде”, “Горелки”, “Катай каравай”.

Разучивание песни “Дон-Дон”

Legato (слова песни исполнять на одном звуке плавно, связно)

Non legato (слова песни исполнять, подчеркивая каждый звук)

Staccato (слова песни исполнять отрывисто каждый звук)

Знакомство с плясовыми, хороводными песнями.

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните с какой русской народной песней вы познакомились в первом классе на уроках музыки.

Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете?

Загадки: На полях девчонки

В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

Стихи: “Береза” С.Есенин, “Люблю березу русскую” А.Прокофьев.

Песни: “Шум берез слышу…” муз. К. Орбеляна, сл. В. Лазарева, “Скажи, скажи, березонька” муз. Н. Кирильченко, сл. В. Бокова.)

Представление песни “Во поле береза стояла”

(Вспомнить мелодию, слова песни, ритм, темп.)

О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)

Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)

Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)

Знакомство с русской народной песней “На горе-то калина” (Раздается текст песни)

Исполнение песни учителем.

Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова (Калина, малина)

Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)

Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.

Разучивание песни с движениями.(Ка-ли-на, ма-ли-на)

Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение слов)

Разучивание песни по фразам (Четыре фразы)

Что вы заметили в мелодии песни? (Повторение)

Исполнение песни с плясовыми элементами.

Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню. В русской народной песни есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.

Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе.

Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

А кто знает, что такое частушка? (От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.

Текст частушек:

Не смотрите так, девчонки,
Мы не заволнуемся,
Мы поучимся на славу
И посоревнуемся.

Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат.

Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.

Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой,
И в учебе все в порядке –
Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела,
Все контрольные работы
На пятерочки сдала.

Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)

Знакомство с текстом. Исполнение частушек в сопровождении балалайки.

Русские народные инструменты.

На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок. (Показ карточек с изображением народных инструментов)

Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)

Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным. (Рожок)

Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (Свирель)

Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”.

Ребята, обратите внимание на то, какие инструменты исполняют эту песню (инструменты русского народного оркестра).

Исполнение песни “Светит месяц” (Всему классу раздаются народные шумовые инструменты).

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными и шумовыми инструментами.)

Заключительное слово учителя.

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Оценивание ответов.

Домашнее задание кроссворд “Жанры песен” (Переставьте слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получились названия пяти жанров русских народных песен.) “рис.1

Спасибо! До свидания!

Уход учащихся (звучит песня “С чего начинается Родина?”)