Играя учимся: нестандартные подходы на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


С точки зрения психологов, чтение можно воспринимать как сложный процесс согласования стимулов, поступающих от зрительной, слуховой и кинестетической (движение губ, языка) систем.

Когда ребёнок учится читать, он учится согласовывать внутри себя работу всех этих систем. При таком подходе становится понятно, почему кинестетику труднее всего даётся освоение чтения. Ведь ему приходится согласовывать несвойственные для его сознания зрительные и аудиальные стимулы. Большинство кинестетиков вынуждены водить пальцем по строке при чтении, чтобы таким образом кинестетически удерживать работу глаз и речи. Стоит только попросить его убрать палец, как процесс чтения разваливается, кинестетик начинает путаться и повторяться, т.е. работа глаз и речи не скоординированы.

Зрительно ориентированный ребенок, читая сказку, водит глазами по тексту и подстраивает к получаемой естественным образом зрительной информации только своё проговаривание. При этом все ощущения от движения глаз, губ, языка не фиксируются его сознанием, а значит в процессе чтения нет ни усталости, ни мышечного напряжения. В то же время кинестетик затрачивает немалые усилия, чтобы воспринимать зрительную информацию, сопровождать её проговариванием, да ещё и согласовывать эти процессы друг с другом; вынужден удерживать в сознании всю гамму ощущений от движений глазных мышц, языка, губ, что, естественно, сильно утомляет.

Для аудиально ориентированного ребёнка научиться читать означает научиться согласовывать свои аудиальные стимулы со зрительной информацией. Так как для аудиала характерна немедленная речь, то на этапе обучения его раздражает то, что ему приходится замедлять проговаривание для того, чтобы успеть осознать то, что он читает глазами. Некоторые дети предпочитают читать сначала про себя два-три слова, а затем эти два-три слова проговаривать. Другие пытаются экономить на окончаниях слов и не читают их, а “догадываются”, ничуть не смущаясь, когда их догадки ошибочны.

Зная, каким способом дети, различные по типам восприятия, переработки и хранения информации, учатся читать, я применяю в своей практике наиболее эффективные методы обучения чтению.

Одним из таких методов является “Занимательный лабиринт”. Ниже предлагаемый урок- это иллюстрация обучения детей зрительному, аудиальному и кинестетическому контролю; пример активизации мыслительной деятельности детей и развития познавательных интересов.

Данная игра ставит перед детьми сложную задачу не только на этапе расколдовывания, распознания отрывков текстов, но и на этапе их записи. Ведь тексты должны быть восстановлены грамотно. А для этого дети должны обладать прекрасным зрительным, аудиальным и кинестетическим контролем, уметь обсуждать друг с другом свои предложения по соединению частей, уметь брать на себя ответственность за качество выполнения работы над отрывками текстов. Велико воспитательное значение урока,. кроме того, дети учатся взаимодействовать в группе.

Урок-игра “Занимательный лабиринт”

Цели урока:

  • учить детей овладевать зрительным, кинестетическим, аудиальным контролем;
  • обогатить знания детей интересными фактами из жизни животных;
  • учить детей взаимодействовать друг с другом (обсуждать, брать на себя ответственность);
  • воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи.

Оборудование: рисунок лабиринта – на доске, предметные картинки с изображением животных (жираф, еж, роcомаха); конверты для команд с отрывками текстов на карточках, инструкцией для капитанов; пословицы – на классной доске.

Оформление классной доски:

Оформление доски

Что нужно подготовить к уроку

  1. Для создания лабиринта необходимы 3 отрывка из познавательных текстов, например, из Детской Энциклопедии. По 3 текста на каждую команду
  2. Каждый текст напечатать так, чтобы он был не сразу узнаваем. Чтобы дети над каждым текстом потрудились и его сначала расшифровали и написали правильно.
  3. После того, как каждый текст придет в неожиданный вид, его надо разрезать на несколько частей. Кусочки текстов распределяются по игрокам. Дети должны не просто расколдовать, а еще и понять, как их соединять, что за чем следует, где начало текста, где середина, а где окончание.
  4. 3 текста объединяются не только по содержанию, но и по способам колдовства, которые дети должны суметь выделить и понять и использовать в качестве критерия соотнесения отрывков.

Ход урока

  1. Вступительная часть
  2. Сегодня мы проведем необычный урок. Поиграем в “Занимательный лабиринт”.

    А как вы, ребята, понимаете значение слова “лабиринт”? (На классной доске рисунок лабиринта).

    В толковом словаре Ожегова слово трактуется так:

    Лабиринт – а) запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом;

    б) сложное, запутанное расположение чего-либо …

    Будем играть двумя командами. Каждая команда выбирает капитана.

    Что бы вы хотели пожелать своим товарищам в игре? (Высказывания детей).

    Я бы тоже хотела дать такое напутствие … Учащиеся читают пословицы на доске. 

  3. Основная часть игры
    1. Капитаны команд получают у учителя конверты с инструкцией и материалами для работы
    2. Ознакомление с инструкцией
    3. Инструкция для капитанов

      • Обеспечить каждого игрока своей команды самостоятельной работой по расшифровке текстов. На подготовку и запись расшифрованных текстов отводится 20-25 минут. Каждый ученик обязан два раза проверить текст на грамотность и точность воспроизведения. Эта работа также укладывается в отведенное время.
      • Обеспечить групповое обсуждение отрывков: каждый должен рассказать про содержание текстов и способ расшифровки. На основании рассказов команда должна соединить все отрывки в 3 отдельных текста.
      • Победит та команда, которая быстрее и с минимальными ошибками справится с лабиринтом.
      • Готовые тексты даются на проверку их грамотности и слаженности. Команды меняются своими готовыми текстами. Так как скорость проверки будет зависеть от возможности понимания почерка, то каждый ученик должен быть предупрежден о том, чтобы писать красиво и понятно. В противном случае вводятся штрафы.
      • Обсуждение ошибок.
    4. Самостоятельная работа с карточками и запись текста:
      • Индивидуальная
      • Групповая
    5. Составление связных текстов (в каждой команде их три) по содержанию: на отдельных листах записи детей скрепляются степлером между собой, по ходу корректируется содержание согласно смысловых связей.
    6. Взаимопроверка: команды меняются текстами и активная мыслительная деятельность детей продолжается.
  4. Заключительная часть
    1. Выступление от каждой команды по алгоритму: "Что получилось? Что не получилось и почему?" (рефлексии).
    2. Беседа:
    3. - О каких животных вы прочитали?

      - Что интересного узнали об их жизни?

      3. Обращение к лабиринту на классной доске: давайте посмотрим наши карточки-отгадки и узнаем, как мы справились с зданием.

      - Чему полезному научились на уроке?

      - Что больше всего интересно было делать на уроке?

Материалы для расшифровки текстов на карточках

Живутэти живо тныев Центральной Аф рике. Вы, навер ное ужедогадались, чтоэт ожирафы. Взрослыйса мец достига етроста пятис половиной – шестимет ровивесит целуютонну. С видужира фочень непропорционален. Посудитесами: весьма длин ныетонкие ноги, уз каягрудь, длинню щаяшея, котораязакан чивается маленькойго ловкой с непомерно больши миушами.
И всё это венчают маленьки ерожки. Такоевпе чатление, что природа что-то напу тала. Пятнис таяшкура жира фапослужила поводом для са мыхневероят ныхлегенд.
Так, древние египтяне, которыезна ли этих живот ныхещё полторы тысячи лет донашей эры, считаличтожи рафы – отпрыски верблюдови леопардов.
Жирафывы зывали и вызывают восхищени есдоисторических времен. Бушмены очень похожери совалиих наскалах. Арабские владыки посыла ли ихвдар другим правителям какзнакмираидружбы.
Жира фтолько с первоговзг ляданескладен. Этооченьграци озноеживотное. Онве ликолепно приспособлен, чтобыжи тьвсамых засушли выхрайонах, там где водаитрава во время засухи практически исчезает.
Длин ныеперед ниеногижи рафа и необыкно веннаяшея позволяют емуво времязасухи питаться егоизлюблен нымкормом – листья мисверхушек акаций.
Ёж – единственноеживотное, котороеможетподпустить человекадовольно близко. Но вовсе не потому, чтоонтакойхрабрый. Простоёжплоховидит, большенадеетсянасвойнюх. Акогда дуетветер в противоположную отежасторону, оннечувствует приближения человекаилиживотного.
Не убегаетёжипотому, чтоунего иной способзащиты: почуявопасность, ёжсворачивается вклубокивыставляет своиострыеиглы.
Попробуй-ка подступись! Впрочем, еслибыонипопытался убежать, у неговсё равнобыничего не получилось: слишком короткиеноги, да и сам он оченьнеуклюжий.
Затонаохотеёж проворениловок. Охотитсяон обычнопоночам. Немало ёжуничтожаетлесных мышейидругих вредныхгрызунов, а пронасекомых и говоритьнечего. Не пропуститёж иядовитуюзмеюгадюку, первым нападётнанеё. Ядгадюкнанего почтинедействует.
Летом ёжустраивает гнездопод кустомили вывороченнымпнёмвкакой-либояме, устилаетегосухими листьями. Здесьунего родятсяежата. Обычносамки черезсемьнедель приносятдо 8 детенышей. Ежата появляютсянасвет слепымииголыми. Первоевремяиголки у нихсветлыеи мягкие.
Её ещё называюобжорой, скунсовым или чертовымедведем. Настоящее названиеэтого животног – росомаха. Этсамыйсвирепы охотник изсемейства куньих. Наросомахохотились, ихловили и оттесняли всамуглушь, так как считалиихочень опасным.
Росомахи оченьчастонападали надомашни скот, аиногда даженалюдей. Теперьросома встречаются тольковотдаленны уголках Канады, Аляски и в Сибирскотайге.
Росомахи имеютгрозну репутацию. Этоживотное напоминаетмаленького медведяспушистымхвостом, оченьупорное исильное. Длинойонвсегометр и весит 17 килограммов. Но несмотря на малыразмеры, росомаха способнаубить волкаодниукусом илизагнатьнадерево, как котёнкавзрослурысь.
Живутэти живо тныев Центральной Аф рике. Вы, навер ное ужедогадались, чтоэт ожирафы. Взрослыйса мец достига етроста пятис половиной – шестимет ровивесит целуютонну. С видужира фочень непропорционален. Посудитесами: весьма длин ныетонкие ноги, уз каягрудь, длинню щаяшея, котораязакан чивается маленькойго ловкой с непомерно больши миушами.

Основные источники:

  1. Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное. М.: Аграф, 1997.
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. Сост. П.Р.Ляхов; Под общ. ред. О.Г.Хинн; М.: АСТ, 1994.