Текст читают ученики гимназии №6 г. Архангельска
…Музыка…
Оглянись, посмотри,
Что осталось –
Ничего не забыто в пути,
Не забудь даже самую
Малость
Всё сгодится, ведь долго
Идти…[1]
В годы Великой Отечественной войны 113 300 северян погибли во имя Победы…
В память о них в Архангельске воздвигнут монумент, к которому 9 Мая приходим мы, чтобы поклониться памяти героев.
На старом камне цвета
Шинельного сукна –
Цветы
В преддверье лета,
Как будто ордена,
Посмертные награды
Погибшим на войне.
Победные парады
Гремят по всей стране.
Глядят цветы живые,
Наивны и нежны.
Им войны мировые
И бомбы не нужны.
И камни оживают,
И голоса камней
Негромко напевают
Слова не о войне.
О дне позавчерашнем,
Не тронутом войной,
Об очаге домашнем,
Бессоннице весной…
А мир живет, рискуя
Стать мертвою золой.
И медь скорбит, ликуя,
Над веком,
Над землёй
И над камнями цвета
Шинельного сукна,
Где накануне лета
Цветы – как ордена. [2]
В 1983 г. комсомольская организация школы №6 и Авиапредприятие №1 предложили установить возле Вечного огня Пост №1. 8 мая 1983 г. ученики школы первыми встали на почетную вахту Памяти, а в музее школы появились материалы и фотографии о двух авторах этого монумента – Вадиме Кибиреве и Валентине Михалёве – оба выпускники 6-й…
Скульптурная группа создавалась Валентином Андреевичем Михалёвым, который положил в основу памятника подвиги наших земляков: пехотинца Прокопия Галушина, уроженца Холмогор; снайпера Розы Шаниной, уроженки Устьянского района и матроса Александра Торцева с Мезени…
Ты назад оглянись
И вперед устремись
Всем назло – наводненьям,
Пожарам и войнам!
Были, были дела –
Ты ведь первой была,
Была славы Россия достойна! [3]
…Музыка или песня…
“…Мезень. Далеко затерялась в её прибрежных лесах деревня со странным названием Жердь. Здесь прошли детство и юность Саши Торцева. Он был таким же, как и все мальчишки-сверстники, которые признавали Сашу своим вожаком. А взрослые говорили его отцу: “Хороший у тебя сын растёт, работящий”… Перед уходом в армию Александр работал секретарем сельсовета, а в 1940г. его призвали на военную службу. Всей деревней провожали Сашу в армию…
- “Сашенька, пиши чаще, да карточку пришли в военной форме, - упрашивала, причитая, мать.”
- “Ну, до свидания, сынок. Служи хорошо да домой возвращайся”, - скупо напутствовал отец, крепко сжимая в объятиях сына.
Саша не возвратился в родные края… Потомственный северянин Александр Торцев погиб, сражаясь за родной край в суровом Заполярье…” [4]
…Песня “Прощайте, скалистые горы…” отрывок – 1 куплет и припев...
“Шли первые месяцы ожесточенных боёв. Враг бомбил Мурманск, а его сухопутные силы стремились захватить город… Таяли силы у моряков. Погиб от вражеской пули пулемётчик, реже стал огонь автоматов, получил ранение Торцев. Враг осмелел, замелькали немецкие грязно-зеленые шинели. Преодолевая боль, Александр подполз к умолкнувшему пулемету, и шквал смертоносного свинца обрушился на врага с новой силой. Многие фашисты были убиты, многие ранены. Но и Торцев остался только один со своим пулеметом. Нажимая на гашетку, Саша продолжал стрелять. Немцы обрушили на пулемет героя минометный огонь. И только тогда он замолчал… “ [4]
Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на неё подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты –
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрём,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы всё-таки берём [5]
“Враг не овладел высотой, она осталась советской. Подошедшая помощь нашла погибшего героя. Лицом к врагу у пулемета лежал политрук, младший лейтенант Александр Торцев…На самой вершине только что отвоёванной высоты похоронили отважных бойцов… Пленные фашисты потом заявили: “Ваши моряки стреляют живые и мертвые”…” [4]
…Музыкальный отрывок…
Я знал твое сердце, Саша:
В нем капелька моря жила.
И где бы ты ни был, – вечно
В груди твоей билось море,
И эта морская сила
На подвиг тебя вела.
В смертельной неравной схватке
Погиб ты на бранном поле.
И будучи даже мертвым,
Оружье держал в руках!
Таким вот должно быть сердце,
Такой вот должна быть воля,
Такой вот должна быть ненависть
У воина-моряка!
“…Девятнадцатилетним юношей ушел Саша Торцев из отчего дома, а через год его имя стало бессмертным.
На его родине по-прежнему стоит та же школа, где учился герой. Теперь она носит имя Александра Торцева.
Именем храброго североморца названа так же одна из улиц города Северодвинска…” [4]
Живым - живое в этой жизни краткой,
Но каждый в вечность уходящий час,
Но каждый камень нашей мирной кладки,
Но каждый колос, что растет для нас
И зреет на полях необозримых,
Но каждый отзвук радиоволны –
Всё память о товарищах родимых,
Когда-то не вернувшихся с войны…[6]
“В основу скульптурной группы памятника героям-северянам положены подвиги наших земляков: пехотинца Прокопия Галушина, уроженца Холмогор; матроса Александра Торцева с Мезени и снайпера Розы Шаниной, уроженки Устьянского района…
Устьянский район расположен на юге Архангельской области. “Архангельской Италией” называли некоторые путешественники в прошлом веке земли в бассейне Ваги и Устьи…Большая река Устья тихо катит свои воды с востока на запад. Кто хоть раз побывал в здешних краях, тот уже никогда их не забудет, и если человек имеет хоть какой-то, чуть заметный, поэтический дар, непременно найдет в своем сердце светлые, добрые слова в адрес Устьи.
Устья! Вновь ты зовёшь мою душу,
Светлой грустью приходишь во сне.
И мне хочется снова послушать
Твои песни в родной стороне…”[7]
…Возможна песня или музыкальный фрагмент...
“В годы Великой Отечественной войны свыше 10 тысяч жителей Устьянского района ушли на фронт. Из них 3672 человека остались навсегда на полях сражений… Более пяти тысяч земляков награждены орденами и медалями… Пятеро уроженцев района получили за подвиги высокое звание Героя Советского Союза, орденом Славы двух степеней награждено более десяти человек.
Из лесов и от пашен
Вы ушли на войну.
Помнит Родина павших,
Защитивших страну.
Вы шагали в бессмертье,
Главным был каждый бой.
Но с войны каждый третий
Не вернулся домой.
В школе села Едьма была открыта одна из первых на Устье музейных экспозиций, которая посвящена памяти землячки, известной героини Великой Отечественной войны, снайперу Розе Шаниной. За мужество и героизм она удостоена двух орденов Славы. Именем Розы Шаниной названы улицы в городе Архангельске, в селе Шангалы и в селе Строевское…“ [8]
“Роза Шанина родилась в деревне Едьма в 1924г. Окончила Архангельское педагогическое училище. С первых дней войны училась в отряде Всеобуча, затем попала на женские снайперские курсы в Москве. С апреля 1944 г она на фронте, в составе женского снайперского взвода. За боевые успехи первая из девушек 3-его Белорусского фронта была удостоена орденов Славы 3-й и 2-й степеней, а также медали “За отвагу”.
…Февральские вьюги, июльские грозы,
Пылает за Едьмой закат.
О славной землячке,
О Шаниной Розе,
Берёзы над Устьей грустят… ” [7]
“…Роза написала в своём дневнике: “ …Я сделала не больше, чем обязана как советский человек, став на защиту Родины. Сегодня я согласна идти в атаку хоть врукопашную. Страха нет. Я готова умереть во имя Родины”.
С 17 января 1945г на прусской земле развернулись жестокие бои. Первый раз видела Роза такой артиллерийский огонь. Рядом рвало людей на части…
На плацдарме близ хутора Рихау гитлеровцы сосредоточили сильный боевой кулак. Но 27 января сюда прорвались ударные подразделения наших войск, среди них была и Роза…
Перед новой атакой посыльный комбата передал Розе записку: “Немедленно возвратитесь в тыл. Приказано отозвать. Срочно”.
– После боя вернусь… – ответила Роза.
… Пехота пошла в атаку. Вот они, вражеские траншеи. Хлопают гранаты, автоматы перебивают друг друга, всё смешалось… Ни усталости, ни страха не чувствует Роза. Вперёд! Только вперёд! И вдруг словно натолкнулась на что-то. Вздрогнула. Жгучая боль разлилась в груди… А грохочущий вал войны катился всё дальше и дальше на запад…” [9]
Здесь был конец моей родной земли,
Такой огромной…Дальше шла чужбина,
Куда друзья мои уже прошли,
И шли потоком танки и машины. [10]
…Музыкальный фрагмент…
В основу скульптурной группы памятника героям-северянам положены подвиги наших земляков: матроса Александра Торцева с Мезени, снайпера Розы Шаниной, уроженки Устьянского района и пехотинца Прокопия Галушина, уроженца Холмогор.
“Весна 1945 г была дружной и радостной… Доблестная Советская Армия воевала теперь за рубежами Советского Союза… Упорнейшие бои с врагом развернулись на венгерской земле. В ту пору здесь, на одном из участков фронта, сражался гвардейский полк, в котором служил двадцатилетний комсомолец гвардии рядовой Прокопий Галушин. Вдали от Родины, под венгерской деревней Шеред, простой крестьянский парень из села Ломоносово и совершил свой бессмертный подвиг.” [4]
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,
Как стать железом, – мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
Какие бури душу захлестнули!
Но ты солдат и всё сумей принять:
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти – тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они. [11]
“Прокопий Галушин родился в 1925 г в селе Ломоносово в многодетной семье. Был последним двенадцатым ребёнком. Когда Проше исполнилось десять лет, Галушины переехали в Архангельск. Учился Проша во второй неполной средней школе, которая находилась тогда в Банковском переулке…Он был коренастым, небольшого роста пареньком, со светлыми волосами и голубыми глазами. Увлекался играми и спортом, занимался в самодеятельных кружках Дома пионеров… Учиться бы Проше дальше, но в семью пришло горе – на финском фронте погиб старший брат Иван. Пришлось оставить школу и пойти работать…
Началась война. Старшие братья ушли на фронт, где погибли защищая Родину…В эти тяжелые минуты младший брат мечтал попасть на фронт, чтобы отомстить врагу за смерть братьев, за страдание и горе всего народа…
10 февраля 1943 г Прокопия Галушина призвали в ряды Советской Армии… С конца 1944 г он – воин-разведчик в Гвардейском стрелковом полку…
…Март 1945 г. Гвардейцы вели бои за сильно укреплённый населенный пункт Шеред. Нужно было, во что бы то ни стало, отразить танковый удар противника… Нависла угроза выхода врага на тыловые коммуникации.
Разведчик Галушин, понимая серьёзность создавшейся обстановки, пополз со связкой противотанковых гранат к головному “Фердинанду”. С каждой секундой расстояние между ними сокращалось…” [4]
…Как это не просто – в молчанье
Коснуться рукой козырька,
Расправить шинельные складки,
Прислушаться к дальней пальбе,
Взять светлую сумку взрывчатки
И тут же забыть о себе…[12]
“Когда бронированная масса надвинулась на Галушина, он встал перед ней с противотанковыми гранатами в руках и бросился под гусеницы. Мощный грохот потряс воздух…Вражеская самоходка замерла на месте, окутавшись черным дымом, вторая, – отстреливаясь, поползла назад…” (из книги Е. Овсянкина “За родной Север”)
…А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Да много ли надо солдату,
Что знал и печаль и успех:
По трудному счастью – на брата,
Да красное знамя – на всех. [12]
Прокопию Ивановичу Галушину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, и он навечно зачислен в списки воинской части, в которой воевал в годы Великой Отечественной войны. Архангельский Дворец пионеров носит имя героя, а в 1981 г имя это присвоено улице в административном округе “Майская горка” г. Архангельска.
В тот день, когда окончилась война,
И все стволы палили в счет салюта,
В тот час на торжестве была одна
Особая для наших душ минута.В конце пути, в далекой стороне,
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, что погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются живые…Простились мы. И смолкнул гул пальбы,
И время шло. И с той поры над ними
Берёзы, вербы, клены и дубы
В который раз листву свою сменили.
Но вновь и вновь появится листва,
И наши дети вырастут и внуки,
А гром пальбы в любые торжества
Напомнит нам о той большой разлуке. [13]
…Заключительная песня…
Список литературы
1. стих-е А. Александрова “Не забытое” из сборника “Ромашка”
2. стих-е Вадима Беднова, выпускника школы №6 1955 г “9 Мая на Площади Победы”
3. стих-е А. Александрова “Россия” отрывок.
4. из книги Е. Овсянкина “За родной Север”.
5. стих-е М. Львова “Высота”.
6. стих-е А. Твардовского “Их памяти” отрывок.
7. из книги Олега Борисова “По Устье”.
8. из книги Е.Овсянкина “Имена Арх-х улиц”.
9. из книги П. Молчанова и Н. Журевлёва “Подснежники на минном поле”.
10. стих-е Владимира Жукова “На запад” – отрывок.
11. стих-е Михаила Львова (без названия) – 1943 г.
12. стих-е Григорий Поженян “Эпилог” – отрывок.
13. стих-е А. Твардовского “В тот день, когда окончилась война” отрывок.