Ребенок, становясь старше, проходит несколько этапов развития, каждый из которых для него очень важен. Однако, “возрастные кризисы” (по Л.С.Выготскому) могут как совершенствовать, так и дезорганизовывать его развитие. В шесть-семь лет ребенок как раз переживает стадию такого кризиса, но возможны специальные занятия, нацеленные на то, чтобы этот период в жизни ребенка прошел более спокойно и благоприятно. Ребенку предоставляется возможность проявить свои знания и умения в разных сферах (фантазировании, запоминании, конструировании, проигрывании ситуаций и т.д.), при этом увидеть, как это делают другие, и научиться справляться с заданиями более эффективно. Большое внимание уделяется процессам общения и взаимодействия детей друг с другом, восприятию детьми первого класса школы и школьной жизни, развитию психических процессов. Такие занятия можно проводить в присутствии и при участии родителей. Занятия предполагают комбинированные формы работы психолога с детьми, для этого используется комплекс развивающих , подвижных, настольных игр.
Структура занятия
Начало занятия. Цель этого этапа – включить каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе. Для этого используется набор упражнений на концентрацию внимания, ритуальные приветствия или игры на присоединение, сплочение, чувствование группы.
Основная часть занятия. Содержание соответствует поставленным целям. Каждое занятие может быть комплексным, включать в себя средства достижения различных целей или какой-то одной. Содержание этого этапа должно учитывать уровень развития познавательных способностей детей, психологические особенности детей данного возраста, а также уровень освоенных знаний. Содержание занятия можно изменять в связи с появившимися ярко выраженными проблемами какого-либо ребенка в группе.
Игротека. Этот этап направлен на подведение итогов занятия, на создание предпосылок к дальнейшим занятиям и запоминающегося эмоционального фона, на повышение уровня сплоченности детей в классе. Возможно ритуальное прощание.
Насыщенность занятия можно варьировать в зависимости от утомляемости детей.
Курс таких занятий включает в себя 3 направления:
- Развивающее: развитие произвольности познавательных процессов, коммуникативных способностей.
- Психопрофилактическое: наблюдение, исследование уровня психического развития у детей.
- Обучающее: овладение первоначальными знаниями и навыками из области общей психологии и психологии общения.
Все практические психологи решают одни и те же задачи – развитие познавательных и коммуникативных способностей, профилактика возможных затруднений, коррекция уже имеющихся психологических проблем, но каждый психолог использует разнообразные способы и приемы в своей работе или привносит свои нюансы в уже известные формы и способы психологической практики. Нижеописанные занятия также можно использовать в психологической практике работы с детьми-дошкольниками и младшими школьниками. Возрастное соответствие определяется широтой подачи материала и глубиной обсуждения.
Занятие 1. Сказка о Слоне и Мухе. (Способы придумывания нового)
Задачи:
- Познакомить детей с разными способами придумывания нового.
- Развивать внимание, воображение и творческие способности.
- Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.
Используемый материал: Рисунки для демонстрации при прочтении сказки.
Конспект занятия. Сказка о Слоне и Мухе.
“В сказочном царстве, в сказочном государстве жили-были и .
Им очень нравилось играть вместе и придумывать новых сказочных героев. Они даже придумали, как легко это делать. Вот, например, просто перепутаться:
Вы догадались, какие части животных объединились?
Еще они любили другую игру. Слон уменьшался до размера мухи, а муха увеличивалась до размера слона.
Как Вы думаете, изменится ли их поведение? Чем они будут питаться? Как защитить "маленького слона"?
Слон был огромным фантазером, он научился комбинировать новых сказочных героев. Вот так!
А какой еще сказочный герой может получиться из слона, если переставить части по-другому?
Муха сначала настороженно относилась к таким экспериментам слона. Но потом ей так это понравилось, что она сократила некоторые части тела у слона и получила нового сказочного героя!
А что может получиться из мухи?
Вот в такие игры любили играть и .
- А каких новых сказочных героев можешь придумать ты?
- Какими способами ты будешь пользоваться?
Придумывание и оформление сказок. Каждый раз, когда на занятие берется задание с придумыванием сказочных историй, обсуждается структура сказки: “У каждой сказки всегда есть начало – с чего-то все начинается, герой или герои сказки, действие – с героями что-то происходит, и конец – завершение всей истории”. Можно придумать одно или несколько разных новых животных.
Прослушивание и обсуждение сказок. При прослушивании сказочных историй и рассматривании рисунков сказочного героя важно отмечать, какими способами было придумано новое животное, сколько способов было использовано. Если в сказках и рисунках проявляются ярко выраженные проблемы, то можно попробовать их решить с помощью продолжения сказки либо создания другого сказочного животного, которое бы дополняло по психологическим характеристикам первое. Либо это может стать реальной проблемой для индивидуальной проработки или темой следующего занятия.
Итог занятия. Для закрепления новых знаний возможны следующие варианты продолжения занятия:
1 вариант. Переделайте известную сказку на новый лад, используя вышеперечисленные способы придумывания нового. Пусть герои останутся прежними, а сюжет сказки изменится. Это сложно, но интересно.
2 вариант. Придумайте новый технический прибор (бытовые приборы, транспорт, канцелярские принадлежности и т.п.), используя вышеперечисленные способы придумывания нового.
Занятие 2. Инопланетная сказка. (Развитие воображения)
Задачи:
- Развивать внимание, воображение и творческие способности.
- Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.
- Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.
- Учить анализировать переживания (Чувство одиночества и чувство причастности к коллективу).
Используемый материал: Космическая музыка, на доске или в каждой тетради нарисовать следы космического животного.
Конспект занятия. Игра “Космическая фантазия”
Звучит космическая музыка. Все вместе изображают или проигрывают по ролям:
“Сегодня мы отправимся в космическое путешествие. Бывают ли в космосе какие-нибудь звуки? Сейчас мы с вами превратимся в частицы космоса. Тихо, спокойно движутся планеты… Быстро, стремительно проносятся кометы и астероиды… Ярко и жарко светит солнце… Не спеша пролетают космические корабли и собираются на межгалактических станциях. Сели.”
Инопланетная сказка.
“Один маленький космический кораблик гулял по вселенной. Мимо пролетали звездочки, некоторые очень яркие, другие совсем одинокие. Особо маленькие собирались кучей около звезды побольше и постарше их. Плавно и размеренно следовали мимо астероиды, стремительно, не видя ничего перед собой, мчались кометы. Как много интересного происходило в этом черном мире!
И вот среди всего этого многообразия появилась планета. Кораблик смело подлетел к ней и спустился так низко, что стали видны следы разных животных. Кораблик очень обрадовался и полетел навстречу своим знакомым. Каково же было его удивление, когда на истоптанной разными следами поляне он увидел только одно животное!
Оно медленно оглянулось и …”
(Пофантазируйте, нарисуйте животное, которое могло оставлять все эти следы, и придумайте про него сказку.)
Придумывание и оформление сказок. Обязательно обсуждается структура сказки: “У каждой сказки всегда есть начало – чего-то все начинается, герой или герои сказки, действие – с героями что-то происходит, и конец – завершение всей истории”
Прослушивание и обсуждение сказок. По ходу обсуждения историй о новых животных можно реализовывать решение существующих проблем у детей или производить профилактику возможных психологических проблем, соответствующих данному возрасту. Можно использовать следующие вопросы:
- Почему это животное именно такое?
- Как отреагировало животное, когда увидело ваш космический корабль?
- Животное на планете живет одно или с кем-нибудь?
- Есть ли у него друзья? Кто и какие они?
- Как живет это животное?
- Какой у него характер?
- Мог ли ты сам стать его другом?
- Что делает это животное, когда ему грустно (весело, скучно, одиноко)?
- Кто и что ему помогает (мешает, отвлекает)?
Игра “Космическая фантазия”
Вы все звезды. Мы превращаемся с вами в одно созвездие. Возьмемся крепко за руки и изобразим его. А теперь встанем широко-широко, чтобы почувствовать, что мы все вместе составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен.
Итог занятия. В результате проведенной работы выявляются дети с богатым воображением и наоборот. Каждая группа детей может получать специальные задания на следующих занятиях - одни для дальнейшего совершенствования, другие – для развития воображения.
Занятие 3. Стихотворение о любви. (Развитие внимательности)
Задачи:
- Развивать произвольное внимание.
- Учить передавать эмоциональные переживания, сопереживать герою.
- Учить анализировать переживания.
- Развивать умение импровизировать.
- Используемый материал: бланк с заданием.
Конспект занятия. Игра “Радуга эмоций”
Эмоциональная разминка. Мы легко можем изобразить, как мы радуемся (изобразите), грустим, удивляемся... А сейчас попробуйте изобразить счастливого человека (всегда ли это только радость?), влюбленного человека…
Выполнение задания. Стихотворение о любви зашифровано (заколдовано). Необходимо на предложенном бланке с заданием зачеркнуть буквы, написанные наверху каждого отрывка. У каждой части свой набор букв, которые необходимо зачеркивать. По оставшимся буквам нужно составить стихотворение, выразительно его прочитать и изобразить происходящие в нем события.
Стихотворение о любви.
Зачеркни выделенные буквы и прочти стихотворение!
Слова друг от друга отделены восклицательным знаком.
г э ц з |
г с э т ц р г э э а ц д г а г э л ! ц э м г з у э
ч г и з г э т з г е г э л э ь н г з ц о ! г б ц а э ц л з г
к э о г н ! : г э ц о з э э н г э! з ц б г ц ы л ! э г в ц ! ц б э а з г л ц к з г о г э н э ц и з х г г з у ! э в ц э з г л э ю г э ц б ц э з л э ё ц э н з . ! г з ц п э з ц о ц з д у э з ц м г ц з а э т э з ь ц ! э г т о ц э л г э ь ц к ц э з о г э ц з ! — г э ц и з ! г о э ц н з а г г ! э ц б з ы г л э ц а з ! з в ц ! э б г а ц з ц э л г з э к э о э н э ц э а э ! г в ц л г ю г з б г л э э е г г н э ц а з !. |
ф я х щ |
ф о я х н щ и ! , ф я л щ ю щ ф б х в я х и х ! х у с я ф л ы я ф ш я щ а х я в х ! я ф г ф л щ ф а с я ! , я х д р я ф у г щ ! я х с ! д я р я х у щ г ф ф а х ! ф я н щ е я х! х я с х в ф ф о щ д щ х и щ я л х ф и ф ! ф х г я л щ я а х ф з х ! . я ф н я о ! я ч у ф в х я с я т ф х в а я ! х в ф ы я я р ф х а щ я з щ х и я т ф ь я ! х щ с п ф я о я л щ н а ф ! ф я м я е я щ ш щ х а я л х а х ! ф к ф ф а щ ж щ я д я о ф х м у х ! ф я с я т ф я х е щ щ щ х н ф я х щ а я ф х щ .! |
ж э ф ш |
в ж л ю ф ш б ж л э ф ё ш н э н э ы ж м ! э ф с ш н ж и ф л ж ф и ш с э ь э ! э ф н ш о ф ч э ь ж э ю ф ! ш с ж ф э н ш ы ж !, э ф ч ш т э о ф э ! э з ш а ж ! ф ж с э п ж ш и ф н о э э ю ! ф н ш е ж э т ф ! ф э с ж т ж э е ф ж ш н ж ф ы ш ! э э ф ж и ш ! ф б ш э у э д ф ш т ж о ф ! ф в э ш ! ж л е э э с э ! , ш н э ф а ф ! ш ж т ф и ж х э и ф ш ж й ф ! ф ш п ф э р у э ф д ш ,! ж э б э а л э к ф о э н э ! ф э с ф э ! ш б ж ф а ш л э к ж э ш ф о ж э н ф ш и э ж х ж ф о й э ! ж э и ф э д э у э т !. |
ч ю з г |
ч п ю з ч о г ч ч ё ю з т г ! г к ч у ч ю к ч у з г ш з к г г ч ю а г ! з ю г в ю з д ч ю а г л ч ю е г ч к г ю е г з !, г з о ю н з и ! г з и ч ю ч д ю з у т г ! — ч ю з г р ч у з к г ч а ю ю ! ю в ю ! ю з ю р з ч у з к ю г з е г !, г ч з а ч ! ю з р г я ю ч ю д г з г о ч м з ! ю ч с ю г з ! г г н ч ю и з г м ю и ч ! ю ю с е з г м г г е з ю н ю я з ч т з ! ю г д ю г ю г в з г е ч н ю а з з д ч ю з ц г ч а ю з г ч т ю з ь ю ! з г м ч ю и з ч г л ю ы ю ю з х ! г з б а з г ч л ю з к г з г о ю ю г н г ю ю я ч ю т !. |
Текст стихотворения (вариант для взрослого):
Страдал мучительно балкон:
Он был в балкониху влюблен.
Подумать только – и она
Была в балкона влюблена.Они, любви услышав глас,
Друг с друга не сводили глаз.
Но чувства выразить сполна
Мешала каждому стена.Влюбленным снились ночью сны,
Что за спиною нет стены.
И будто в лес, на тихий пруд,
Балкон с балконихой идут.Поет кукушка вдалеке,
Они идут – рука в руке,
А рядом с ними семенят
Двенадцать милых балконят.
В зависимости от временных возможностей, работу можно организовать по-разному:
1 вариант. Выполнять каждому индивидуально все задание.
2 вариант. Каждый выполняет только одну из четырех частей задания.
3 вариант. Можно создать 4 группы, каждой из которых нужно будет выполнить одну из четырех частей задания.
Аналогично выполняется задание “выразительное прочтение” – либо каждым, либо по группам.
Возможны другие варианты выполнения задания.
Обсуждение. Чтобы детям было легче эмоционально проникнуться переживаниями героев стихотворения, можно обсудить причины этих переживаний.
- Почему так переживают герои?
- Что мешает героям почувствовать себя счастливыми? (Кроме стены.)
- Что было бы достаточным, чтобы почувствовать себя счастливым?
- Как в жизни проявляются эти переживания у людей?
- Как мы можем об этом догадаться, только глядя на лица и поведение людей?
- Можно ли радоваться, когда другому плохо?
Инсценирование стихотворения. Как итог выполнения этого задания можно использовать инсценирование стихотворения всей группой. Для адекватности самооценки, возможности проявить себя в игровой ситуации, роли можно распределять с учетом возможных коммуникативных проблем у детей.
Итог занятия. Занятие позволяет определить не только уровень развития внимательности детей, но и умение передавать состояние героев, работать индивидуально и в группе.
Занятие 4. “…-ный детский сад”
Задачи:
- Развивать выразительность мимики, пантомимики.
- Формировать позитивный образ школы.
- Закреплять представления о школе.
- Используемый материал: бланк с заданием.
Конспект занятия. “…-ный детский сад”
Разминка. Сегодня мы с вами полистаем страницы нашей жизни. Когда мы рождаемся, мы совсем маленькие, даже не умеем ходить. Покажите, какими мы были маленькими и беззащитными. Потом мы научились ползать и познавать окружающий мир. А покажите, как начинает ходить малыш. Движения его неуверенны и слабы, а желание сделать это сильно и настойчиво. Подрастая, мы отправляемся в детский сад. Настроение бывает разным. Покажите, как мы веселимся в детском саду, как играем в игрушки, как ждем родителей вечером, как ложимся спать в тихий час. Вырастая, мы становимся школьниками. Покажите, как ученик спешит в школу. Изобразите, как школьник знакомится с одноклассниками, как он отвечает у доски, когда он знает и когда не знает материал, и т.д.
В каком-то районе, может быть нашем, а может быть, в каком-то другом, был садик. Был он совсем обыкновенный, а, может быть, и особенный. И была на нем вывеска, как обычно, в которой говорилось, какой это детский сад. Но однажды эта вывеска разбилась, а может, ее специально разбили, но название почти исчезло, осталось только окончание – “…ный детский сад”
- Подумайте, какой это мог быть детский сад?
- Придумайте название.
- Дорисуйте на бланке детский сад, который Вы придумали, и расскажите о жизни в нем.
- Расскажите, чем похожи детский сад и школа, а чем они отличаются.
- В какую “-ную школу” пойдут заниматься дети после вашего детского сада?
Обсуждение. Все получившиеся рисунки можно оформить как выставку. Каждый ребенок по желанию может рассказать свою историю, а все остальные будут задавать ему вопросы на уточнение. Вопросы психолога могут варьироваться в зависимости от заявленных детьми проблем в рисунках и названиях детских садов. Рисунки можно использовать с диагностической целью для построения индивидуальной работы, если это вампирный детский сад, ужасный детский сад и т.д. Для завершения занятия и создания позитивного образа школы целесообразнее оставлять на обсуждение историю о “Радужном детском саде”, “Солнечном детском саде” или т.п.
И попробовать всем вместе изобразить класс уверенных учеников, класс вежливых учеников, класс счастливых учеников.
Итог занятия. Занятие позволяет определить успешно адаптированных школьников начальных классов или дошкольников с позитивным взглядом на школу и неадаптированных школьников и дошкольников с определенными страхами ожидания школы, несформированным социальным статусом будущего школьника, либо немотивированных на обучение в школе. В соответствии с результатами проведенного занятия можно планировать индивидуальную или групповую работу с каждым ребенком.
Внеклассная работа
Задания этих занятий можно использовать во внеклассной работе или на внеклассных мероприятиях как творческие конкурсы. Критериями оценивания могут служить:
“Инопланетная сказка” – оригинальность, насыщенность сюжета, яркость выражения, эмоциональность.
“Сказка о Слоне и Мухе” – использование нескольких приемов придумывания нового, оригинальность придумывания новых героев, использование как внешних, так и внутренних качеств (например, черт характера) при придумывании новых героев или сюжетов сказки.
“Стихотворение о любви” – скорость составления стихотворения, выразительность прочтения или инсценировки.
“…ный детский сад” – оригинальность сюжета, юмор, эмоциональное переживание происходящему в сюжете, полнота описания сюжета.
Описанные занятия могут использовать в своей работе психологи, воспитатели детских садов, учителя начальных классов, организаторы внеклассной работы и родители.