Цель:
- Развитие познавательных интересов младших школьников.
Задачи:
Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, культуры поведения.
Создание условий для получения новых знаний через коллективно-распределенную деятельность.
Оборудование:
Макет корабля-парусника, штурвал, маршрут путешествий каждого класса, декорации, музыкальное оформление.
Ведущий 1. | Здравствуйте, дорогие лицеисты! |
Ведущий 2. | Здравствуйте, уважаемые учителя и родители. |
Ведущий 1. | Позвольте начать наш праздник, который мы посвящаем первооткрывателям. |
Ведущий 2. | В наше время мир стал совсем маленьким. Спутники облетают земной шар в считанные минуты, радио и телевидение приносят информацию из самых отдаленных уголков планеты, и всего несколько часов полета требуется туристам из Европы, чтобы попасть на противоположную сторону Земли. |
Ведущий 1. | Но так было не всегда. Еще в прошлом веке на переход через Атлантику уходило несколько недель, а парусные суда добирались до Индии не один месяц. Огромные степи и пустыни Центральной Азии были так же мало знакомы европейцам, как и влажные тропики Конго или вечные льды Антарктиды. |
Ведущий 2. | И если сегодня мы знаем свою Землю лучше, чем во времена античности, то это заслуга отважных мореплавателей, мужественных первопроходцев и неутомимых исследователей. |
Ведущий 1. | Невзирая на подстерегавшие их опасности, реальные или воображаемые, они смело устремлялись в неизведанное, куда влекла их жажда славы и военных почестей, желание найти золото, драгоценные камни и экзотические пряности, открыть новые торговые пути, приобщить другие народы к своей вере или просто любопытство и тяга к знаниям. |
Ведущий 2. | Русский ученый, исследователь, первооткрыватель Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846-4888) родился в 1846 году в Новгородской губернии в семье инженера, но в том же году отца назначили начальником Санкт-Петербургской пассажирской станции, и вся семья переехала в столицу. Образование Николай Николаевич получил на отделении естественных наук физико-математического факультета столичного университета. В 1866 году Миклухо-Маклай посетил Канарские острова, где, сочетая приятное с полезным, изучал обитателей морских глубин. |
Ведущий 1. | Николай Николаевич Миклухо-Маклай путешествовал по Красному морю, побывал на Малайском архипелаге, на полуострове Малакка, на островах Океании и в Австралии. В ту пору многое представлялось европейцам большим белым пятном, в особенности в таких регионах, как Юго-Восточная Азия, Океания, Австралия. Мы приглашаем всех совершить путешествие с Миклухо-Маклаем на остров Гвинея. |
Выступление учащихся 2-ых классов. |
|
Ведущий 1. | Дорогие ребята, если б не было школ, мы бы так и не узнали имена знаменитых первооткрывателей. |
(Песня “Если б не было школ” в исполнении учащихся 2-ых классов.) |
|
Ведущий 2. | Знаменитый испанский мореплаватель Христофор Колумб так до конца жизни и не узнал, что открыл Америку. |
Выступление учащихся 4 “б” класса. (Приложение 1) |
|
Ведущий 1. | Дорог в мире много и, самое главное, найти нужную, которая всем приносит только хорошее, доброе, светлое. |
(Песня “Дорога добра” в исполнении учащихся 4 “б” класса.) |
|
Ведущий 2. | Наши соотечественники всегда проявляли особый интерес к Арктике. |
Ведущий 1. | В конце XVI столетия “пробили и отворили широкую дверь в Сибирь”. Всего лишь за 60 лет, оставив позади многие тысячи километров, русские люди, охотники-промысловики и казаки пробились к берегам Тихого океана и Амура, достигнув на востоке и северо-востоке края Сибирской земли. |
Ведущий 2. | Храбрейшим среди храбрых и удачливейшим среди удачливых был Семен Иванович Дежнев (1605-1673), уроженец Русского Севера. |
Ведущий 1. | А сейчас нам предстоит совершить путь к тайнам мироздания через Арктику. |
Выступление учащихся 4 “а” класса. (Приложение 2) |
|
Ведущий 1. | Команде первооткрывателей все по плечу, если они очень дружны. |
(Песня в исполнении учащихся 4 “а” класса.) |
|
Ведущий 2. | Тверской купец Афанасий Никитин 6 лет путешествовал по Востоку. Путевые записки Афанасия Никитина называются “Хождение за три моря”. |
Ведущий 1. | До Никитина на Руси об Индии знали как о богатой стране, где всюду лежат золото и драгоценные камни. Рассказывали о пышных царских палатах и изумительных по красоте храмах. Но никто не знал о быте, обычаях и жизни народов, населявших Индию. Именно Афанасий Никитин первым на Руси описал жизнь простых индийцев, и в этом главная ценность его исследований. |
Ведущий 2. | Афанасий Никитин чрезвычайно популярен и в Индии. Его “Хождение” переведено на многие языки. В столице этой страны – Дели, есть колледж, который назван его именем, где изучают русский язык и русскую культуру. |
Выступление учащихся 1-ых классов. |
|
Ведущий 1. | Для того, чтобы преодолеть все трудности, нужна дружная команда, которая все беды и радости делит пополам. |
(Песня в исполнении учащихся 1-ых классов.) |
|
Ведущий 1. | Открытие новых земель – одна из самых захватывающих и увлекательных страниц мировой истории. Соприкосновение с чужой культурой расширяло привычную для европейцев картину мира и обогащало их жизненный опыт. |
Ведущий 2. | Приглашаем всех совершить кругосветное путешествие под руководством русского ученого Ивана Федоровича Крузенштерна. |
Выступление учащихся 3 “а” класса. |
|
Ведущий 1. | В исполнении лицеистов 3 “а” класса звучит песня “Веришь или нет” – это музыкальный подарок вам, дорогие учителя и родители, которые верят в детские фантазии и помогают их осуществлению. Благодаря всем вам у нас сегодня такой замечательный праздник. |
(Песня “Веришь или нет” в исполнении учащихся 3 “а” класса.) |
|
Ведущий 1. | О том, что где-то на самом Крайнем Юге Южного полушария есть земля, люди начали догадываться еще в незапамятные времена. |
Ведущий 2. | И только в XVIII столетии прославленный английский мореплаватель Джеймс Кук приступил к планомерным поискам Неведомой Южной Земли. |
Ведущий 1. | Но открыть шестой континент
посчастливилось русским первооткрывателям
Беллинсгаузену и Лазареву М. |
Выступление учащихся 3 “б” класса. |
|
Ведущий 2. | Вот и подошел наш праздник к концу. Первооткрывателям дружба помогала делать открытия. |
Ведущий 1. | Нам дружба помогла сделать такой замечательный праздник. |
Ведущий 2. | И для всех звучит песня о дружбе в исполнении учащихся 3 “б” класса. |
Ведущий 1. | Слово предоставляется … (директору лицея Крайзман В.Е., заместителю директора по воспитательной работе Груздевой Л.А.) |
Приложение 1.
Сценарий “Христофор Колумб”
Вед. | Он был итальянцем, но своими открытиями прославил Испанию. Он открыл новый материк, но имя его носит всего лишь одна страна на этом материке. О ком идет речь? |
Вед.1. | Да, это Христофор Колумб – самый знаменитый путешественник в мире. Он совершил величайшее открытие Америки. |
Вед.2. | Христофор Колумб родился в Италии. Еще совсем мальчиком, он совершил свое первое плавание. Колумб любил море и любил путешествия. |
Вед.1. | В XV веке большинство людей думало, что Земля плоская. Колумб считал, что она круглая. Он собирался проверить это. Несколько лет он собирал деньги на свое путешествие. Наконец, испанская королева Изабелла и король Фердинанд выделили Колумбу нужные средства. |
Вед.2. | 3 августа 1492 года Колумб со своими товарищами на трех кораблях отплыл из Испании. Самым большим кораблем была “Санта-Мария”. Ее капитаном был сам Колумб. |
Вед.1. | В те времена плавать вдали от берегов было не принято, и команда, не видя земли уже много дней, начала беспокоиться. |
Моряк 1 | (С биноклем) Слушай, Мартин, мы уже месяц в море, и до сих пор не видно земли. Кругом одна вода… |
Моряк 2 | Говорят, что в этом странном Саргассовом море живут огромные чудовища. Днем их не видно. А по ночам их глаза начинают светиться, и они издают страшные звуки. |
Моряк 1 | Наверное, наш капитан сбился с курса. Он не знает, куда плыть, но не хочет в этом признаться. Мы все погибнем в океане… |
Колумб | (Сидит за столиком, делает записи в своем дневнике) Много дней в море. Мечтаю открыть путь на Дальний Восток. Мой девиз: “Золото. Бог. Китай”. Команда устала, многие недовольны, но я верю, что мы найдем новые земли. Плавание продолжается” |
Моряк 1 | (Глядя в бинокль) Вижу землю! Вижу землю! Земля! |
Вед.2. | 12 октября 1492 года после двух месяцев плавания в открытом океане дозорный увидел землю. |
Колумб | Называю этот остров Сан-Сальвадор в честь королевы Изабеллы и короля Фердинанда. |
Вед.1. | Жители острова оказались дружелюбными и охотно поделились товарами с испанцами. |
Танец “Моряки. Колумб. Туземцы.” |
|
Вед.2. | Колумб недолго оставался на гостеприимном острове. Взяв несколько проводников из туземцев, он продолжил плавание в поисках Китая и его сокровищ. |
Вед.1. | Но под Рождество корабль “Санта-Мария” наткнулся на подводный риф и потерпел крушение. |
Вед.2. | Когда Колумб вернулся в Испанию, его встречали как героя. |
(Сцена встречи Колумба испанцами) |
|
Вед.1. | Открытые Колумбом земли получили название Индии, так как путешественники думали, что побывали у берегов Азии в Индийском океане. |
Вед.2. | До конца дней своих Колумб так и не узнал, что открытые им земли – это новый неведомый материк, который позднее назвали Америкой. |
Вед.1. | Имя великого мореплавателя и путешественника Христофора Колумба известно во всем мире. |
Приложение 2.
Сценарий
“Путь к тайнам мироздания. Землепроходец и первооткрыватель Семен Дежнев”
Действие 1.
Свет погашен. На сцене стол, стулья, развешена карта.
Диктор | Верша свой круг, назначенный от века, Роняет небо наземь хлопья снега, И кутает особенная нега Седой земли немеющий покров. |
Музыка громче, затем снова тише. | |
Диктор | Необозримые, леденящие душу
пространства… Тысячи неизведанных километров… Что влечет туда людей?.. Что заставляет отказаться от домашнего уюта и отправиться в путь, на поиск новых земель? Желание проявить характер?.. Покорить непокорное?.. Или доказать что-то там себе и другим? А, может быть, в неведомых землях отважные исследователи пролагают пути к тайнам мироздания?.. Кто знает… |
Музыка затихает, зажигается
свет в задней и левой сторонах сцены. Действие 2. Ребята (кроме Вити) за столом. Переговариваются. Дима смотрит на часы. |
|
Дима | Ну что, ребята, пора начинать наше заседание, а Вити до сих пор нет. Что будем делать? |
(Быстрым шагом входит Витя). | |
Витя | Ребята, смотрите, что я нашел в библиотеке! Я принес карту с маршрутами Семена Дежнева. Экспедиция Дежнева сделала выдающееся открытие. Было доказано существование пролива между Азией и Америкой, открыт морской путь вокруг северо-восточной Азии, описаны Чукотский полуостров и река Анадырь. Ведь фактически пролив, который находится между Азией и Америкой, и который мы называем Беринговым, первым открыл именно Семен Дежнев. |
Даша | Ой! Он один из нас такой любознательный! Я тоже, ребята, узнала, что Семен Дежнев сделал свое открытие в XVII веке, в 1648 году. Он открыл морской проход между Азией и Америкой. Как сказал Витя, доказал существование пролива между Азией и Америкой. |
Дима | Наши соотечественники всегда проявляли интерес к Арктике. |
Саша | Вот бы попасть в то время и попутешествовать вместе с экспедицией, побывать в тех местах, где все это происходило!.. |
Витя | Да, это было бы просто здорово! |
(Музыка, гаснет свет) Действие 3. На сцене царь Алексей Михайлович (Миша), барыня (Кристина) Уже сидят или медленно, важно входят и царь садится на стул. Заходит боярин (Саша), кланяется царю. |
|
Саша | Царь-батюшка! К тебе с челобитной Семен Дежнев из самой Сибири прибыл! |
Миша | (Взмахивая рукой или стукнув об пол
палкой) пусть войдет! |
Входит Дежнев (Андрей), снимает шапку, кланяется царю. | |
Андрей | Дозволь, государь, собрать люд ученый и служивый в поход по северным землям. Ибо земли сии бескрайние и неизведанные хранят тайны и сокровища неисчислимые, а могли бы во благо процветания государства Российского и твоего блага, (снова кланяется), государь, полезны быть! |
Миша | Ну что же! Быть посему! (Стучит палкой об пол) Повелеваю: снарядить торгово-промысловую экспедицию в земли Северные. Пусть послужат во благо процветания Руси! |
(Гаснет свет, музыка) | |
Диктор | Дежнев Семен Иванович – выдающийся русский путешественник. Родился в 1605 году в г. Великий Устюг. Был на казачьей службе в г. Тобольске, а затем в Енисейске. Первые сведения о появлении Дежнева в Якутске относятся к 1638-1639 годам. |
Действие 4. Свет, снова ребята за столом. |
|
Витя | (Показывая по карте) Ребята! А из Якутска Дежнев ходил в район Яны и Индигирки. Вскоре он проплыл по Индигирке до Северного Ледовитого океана. Добрался морским путем до реки Колымы, где принял участие в основании Нижне-Колымского острога. |
Диана | А я знаю, что это поселение стало отправной базой великого морского путешествия Дежнева, непосредственная цель которого состояла в поисках лежбищ моржей и достижения реки Анадырь, слухи о которой доходили до Нижне-Колымска. |
Даша | Под начальством Федота Алексеева (приказчика устюжского купца), известного под фамилией Попов, была организована торгово-промышленная экспедиция. Дежнев присоединился к экспедиции в качестве представителя государственной власти. |
Дима | Да, славное было время! Славное, но трудное! Первым быть всегда трудно. |
Катя и Саша | Мы бы тоже поучаствовали в этой экспедиции! |
Звучит музыка. |
|
Диктор | Однако плавание экспедиции летом 1647 года не увенчалось успехом. Тяжелые люди загромоздили устье реки Колымы и помешали выходу в море. 20 июня 1648 года экспедиция вышла в повторное плавание. Обогнув морем Чукотский полуостров с Севера, члены экспедиции достигли пролива между Азией и Америкой. Семен Дежнев впоследствии описал в своих докладных крайнюю восточную оконечность Азии. На островах Диамида он впервые увидел эскимосов. |
Музыка, танец шамана и эскимоски, северное сияние. Финал. |
|
Катя | Основав Анадырский острог, Семен Дежнев обследовал бассейн реки Анадырь. |
Саша | В Анадырском заливе открыл богатое лежбище моржа и организовал его промысел. |
Даша | Обогнув морем Чукотский полуостров с севера, члены экспедиции достигли пролива между Азией и Америкой. |
Витя | В 60-ых и начале 70-ых годов XVII века Дежнев несколько раз ездил с ценным грузом – моржевым клыком и пушниной из Якутска в Москву. |
Кирилл | В Москве он был произведен в атаманы. |
Миша | Именем Дежнева названа крайняя восточная оконечность Азии. |
Кристина | А также хребет на Чукотке, бухта на западном побережье Берингова моря и населенный пункт на Амуре. |
Диктор | Отчего не ходить в походы, И на подвиги не пускаться, И не странствовать год за годом, Если есть куда возвращаться? Отчего не поставить парус, Открывая дальние страны, Если есть великая малость – Берег родины за туманом. Занавес. |