Школа является базовым звеном в системе образования и выступает как специальная организация, созданная для передачи знаний и опыта подрастающему поколению.
Особенностью современного этапа развития современного общества является усиление роли интеллектуальной деятельности человека и переход к когнитивному информационному обществу. Следовательно, образование в современных культурных и социально-экономических условиях играет ведущую роль. Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают ряд факторов и, прежде всего, фактор смены поколений в обществе и резкого сокращения периода смены знаний и господствующих технологий. По мнению японских специалистов для последовательного технологического и социального развития человеческого общества знания должны обновляться каждые 8-10 лет. Таким образом, если раньше полученных знаний было достаточно на всю социально-активную жизнь человека, за время которой не происходило коренных перемен, то теперь это невозможно в принципе.
В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с “выучить - на воспитать” и с “научить – на научить учиться”.
Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Педагогическая практика убедительно говорит, что отсутствие у школьников знаний о структуре и правилах мыслительных операций, о различных способах мыслительной деятельности вызывают затруднения в процессе обучения и отрицательно влияют на качество обученности. Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.
Создание системы менеджмента качества в гимназии № 92 Санкт-Петербурга привело педагогический коллектив к осознанию безотлагательного решения проблем формирования и развития общеучебных умений и навыков (далее ОУУН).
В 2000 г. в гимназии было проведено анкетирование педагогов, в результате которого был получен материал для анализа и принятия последующих решений. Учителя представили широкий спектр ОУУН, которые, по их мнению, надлежит формировать в рамках образовательного процесса. Достаточно большие расхождения выявились у преподавателей гуманитарного и естественнонаучного циклов учебных дисциплин.
Большинство респондентов признали необходимость выработки, прежде всего, специфических предметных умений, не считая ОУУН главенствующими.
В ходе анкетирования учителя использовали различные формулировки для определения ОУУН, что обусловило необходимость проведения работы по их классификации, унификации с точки зрения используемой терминологии. При этом учитывались подходы к определению ОУУН, предложенные учеными-дидактами: В.О.Пунским, Ю.К.Бабанским, В.Ф.Паламарчуком, А.В.Усовой, Д.Хомблин, Н.А.Лошкаревой, Д.В.Татьянченко.
Все многообразие ОУУН, содержащихся в анкетах учителей, в известных им классификациях для удобства оценки и управления формированием было представлено в виде четырех групп.
В рамках создаваемой в гимназии системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000:2000 была разработана целевая программа. “Формирование системы общеучебных умений и навыков”, рассчитанная на пятилетие и предусматривающая согласование различных видов деятельности, в ходе которых возможно формирование ОУУН: учебная и научно-исследовательская деятельность учащихся, деятельность в системе дополнительного образования, методическая работа учителей.
В соответствии с данной целевой программой ежегодно проходят педсоветы по проблемам формирования ОУУН:
2001 г. – “Общеучебные умения и навыки в системе управления качеством гимназического образования.
2002 г. – “Формирование учебно-логических умений, как важный составляющий компонент качества обученности учащихся гимназии”
2003 г. – “Особенности формирования и развития ОУУН и познавательных интересов у учащихся общеобразовательных классов”.
2004 г. (январь) – “Достижения и проблемы формирования в гимназии учебно-информационных умений у школьников”.
Результаты мониторинга образовательного процесса, инспекционно-контрольной деятельности, анкетирования участников образовательного процесса, анализ диагностических работ, материалы оценки качества проведения уроков показали, что эффективность формирования ОУУН зависит от ряда факторов:
- от способности учащихся к обучению;
- от интересов, направленности и мотивации школьников;
- от качества используемых в образовательном процессе технологий;
- от уровня согласованности в работе учителей и единства требований к учащимся;
- от полноты использования интегративных связей при проектировании содержания учебных предметов и их групп;
- от профессионализма учителей и их компетентности в вопросах формирования ОУУН.
Стало совершенно очевидным, что для повышения качества формирования в ходе учебного процесса ОУУН необходимо прежде всего совершенствование профессиональных умений педагогов, представленных такими их группами, как:
1) управленческие;
2) проектировочные;
3) конструктивные;
4) аналитические.
Актуализировалась также проблема координации и согласования деятельности учителей разных ступеней школы и образовательных областей. Для решения данных проблем в гимназии для учителей была организована серия занятий, практикумов, семинаров, консультаций.
Проведена значительная работа по информационно-методическому обеспечению данного направления: выпуск методических сборников, бюллетеней с методическими рекомендациями, с отражением опыта отдельных учителей, их творческих групп и методических объединений.
В настоящее время педагоги гимназии активно занимаются разработкой технологий и алгоритмов, инструкций для диагностики формирования ОУУН на различных видах и этапах уроков. Создается банк данных по результатам оценки их сформированности у выпускников. Готовится к изданию учебное пособие для учащихся “Учимся учиться”.
Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие ОУУН у школьников, способствует овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.
Методический бюллетень № 4 (10)
от 11 декабря 2003 года
“Формирование и развитие учебно-информационных умений у учащихся”
- Терминологический словарь
Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).
Учебно-информационные умения – это общеучебные умения, которые обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Информация –
- Отражение предметного мира (окружающей реальности) с помощью знаков и символов.
- Совокупность сведений (данных), воспринимаемых от окружающей среды (входная информация), выдаваемых в окружающую среду (выходная информация), либо сохраняемых внутри некоторой системы (внутренняя информация).
Информационная технология – совокупность технологических элементов, средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационная культура – свод правил поведения в информационном обществе, в системах человек-компьютер.
Овладение информационной культурой предполагает способность человека разумно строить индивидуальную информационную среду, отсеивать поток избыточной, ложной и т.п. информации, оценивать информацию по количеству, уровню информационного взаимодействия, по ценности для человека.
Информационное обеспечение – совокупность, система информации, унифицированных систем документации и информации, используемых в образовательной деятельности.
Носитель информации – устройство, система или физическая среда, предназначенные для хранения в определенной форме различной информации.
Носители информации и технические
средства их воспроизведения
Носители |
Примеры |
Технические |
Бумажные | Книги, журналы, газеты |
Ксерокс, проекционный аппарат |
Пленочные | Слайды, диапозитивы, кинопленка |
Проекционный аппарат |
Магнитные | Аудиокассеты, видеокассеты |
Аудиомагнитофон, видеомагнитофон |
Цифровые | Дискеты, CD-диски, платы Flash-памяти |
Компьютер и программное обеспечение, цифровая камера, мультимедиа- проектор |
Телеком- муникативные |
Информация (файлы), хранящиеся на компьютерах |
Компьютерная сеть |
Алгоритм деятельности учителя и
критерии
для определения уровня сформированности у
учащихся
учебно-информационных умений и навыков
Алгоритм |
Критерии |
- ознакомление; - воспроизведение; - осмысление; - применение. - объясняет значение данного умения для успешного обучения и самообразования; - разбивает умение на составляющие компоненты; - показывает последовательность действий; - подбирает задания, задачи, упражнения для выработки умения; - осуществляет педагогическую диагностику овладения умением; - тренирует и закрепляет умение через систему самостоятельных заданий; - предлагает измененные и нестандартные задания и ситуации для применения умений; - организует взаимо- и самоконтроль за применением умений; - проводит контроль качества сформированности умения; - предъявляет творческие задания по закреплению умений. |
- читают бегло, сознательно, выразительно,
правильно - владеют различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, аналитическим, по ролям; - работают с основными компонентами учебника: оглавлением, структурными компонентами, заданиями, словарем, иллюстрациями, схемами, таблицами, сносками; - умеют пользоваться библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями; - различают научные, художественные и официально-деловые тексты; - умеют составлять простой и сложный план письменного текста; - умеют составлять на основе письменного текста таблицы, схемы, графики, диаграммы; - составляют произвольные цитированные выписки из письменного текста; - владеют различными видами изложения текста (краткое, развернутое, выборочное); - создают тексты различных типов (доклады, рефераты, курсовые работы и др.). - умеют выразительно излагать устный текст; - умеют слушать, задавать восполняющие и уточняющие вопросы; - умеют рецензировать выступление одноклассника; - взаимодействуют в различных организационных формах диалога и полилога (обсуждение, дискуссия, интервью). - используют различные виды наблюдений; - осуществляют описание наблюдаемого объекта. |
Вопросы для самоанализа проведенного
урока по проблеме:
“Формирование и развитие учебно-информационных
умений и навыков у учащихся”.
- Какие носители информации я предлагаю учащимся на уроке?
- Какие технические средства воспроизведения учебной информации я использую?
- Какие методы работы с учебной информацией я применяю?
- Как я формирую и развиваю учебно-информационные умения и навыки учащихся?
- Как я контролирую качество сформированности учебно-информационных умений и навыков у обучаемых?
Список рекомендованной литературы
- Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М., 1993.
- Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – М., 1999.
- Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М.., 1981.
- Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М., 1993.
- Лебедев О.Е., Стратегия модернизации образования, -СПб, 2001.
- Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов. – М., 1984.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1988.
- Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М., 1979.
- Пунский В.О. Азбука учебного труда. - М., 1988.
- Татарченкова С., Урок для учителя, -СПб, 2002.
- Хаблин Д. Формирование учебных навыков. – М., 1986.
- Федоров Б.И., Перминова Л.М. Наука обучать. – СПб., 2000.
- Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом, “Завуч” № 7, 2000.