Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Школа является базовым звеном в системе образования и выступает как специальная организация, созданная для передачи знаний и опыта подрастающему поколению.

Особенностью современного этапа развития современного общества является усиление роли интеллектуальной деятельности человека и переход к когнитивному информационному обществу. Следовательно, образование в современных культурных и социально-экономических условиях играет ведущую роль. Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают ряд факторов и, прежде всего, фактор смены поколений в обществе и резкого сокращения периода смены знаний и господствующих технологий. По мнению японских специалистов для последовательного технологического и социального развития человеческого общества знания должны обновляться каждые 8-10 лет. Таким образом, если раньше полученных знаний было достаточно на всю социально-активную жизнь человека, за время которой не происходило коренных перемен, то теперь это невозможно в принципе.

В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с “выучить - на воспитать” и с “научить – на научить учиться”.

Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Педагогическая практика убедительно говорит, что отсутствие у школьников знаний о структуре и правилах мыслительных операций, о различных способах мыслительной деятельности вызывают затруднения в процессе обучения и отрицательно влияют на качество обученности. Причин неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

Создание системы менеджмента качества в гимназии № 92 Санкт-Петербурга привело педагогический коллектив к осознанию безотлагательного решения проблем формирования и развития общеучебных умений и навыков (далее ОУУН).

В 2000 г. в гимназии было проведено анкетирование педагогов, в результате которого был получен материал для анализа и принятия последующих решений. Учителя представили широкий спектр ОУУН, которые, по их мнению, надлежит формировать в рамках образовательного процесса. Достаточно большие расхождения выявились у преподавателей гуманитарного и естественнонаучного циклов учебных дисциплин.

Большинство респондентов признали необходимость выработки, прежде всего, специфических предметных умений, не считая ОУУН главенствующими.

В ходе анкетирования учителя использовали различные формулировки для определения ОУУН, что обусловило необходимость проведения работы по их классификации, унификации с точки зрения используемой терминологии. При этом учитывались подходы к определению ОУУН, предложенные учеными-дидактами: В.О.Пунским, Ю.К.Бабанским, В.Ф.Паламарчуком, А.В.Усовой, Д.Хомблин, Н.А.Лошкаревой, Д.В.Татьянченко.

Все многообразие ОУУН, содержащихся в анкетах учителей, в известных им классификациях для удобства оценки и управления формированием было представлено в виде четырех групп.

В рамках создаваемой в гимназии системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000:2000 была разработана целевая программа. “Формирование системы общеучебных умений и навыков”, рассчитанная на пятилетие и предусматривающая согласование различных видов деятельности, в ходе которых возможно формирование ОУУН: учебная и научно-исследовательская деятельность учащихся, деятельность в системе дополнительного образования, методическая работа учителей.

В соответствии с данной целевой программой ежегодно проходят педсоветы по проблемам формирования ОУУН:

2001 г. – “Общеучебные умения и навыки в системе управления качеством гимназического образования.

2002 г. – “Формирование учебно-логических умений, как важный составляющий компонент качества обученности учащихся гимназии”

2003 г. – “Особенности формирования и развития ОУУН и познавательных интересов у учащихся общеобразовательных классов”.

2004 г. (январь) – “Достижения и проблемы формирования в гимназии учебно-информационных умений у школьников”.

Результаты мониторинга образовательного процесса, инспекционно-контрольной деятельности, анкетирования участников образовательного процесса, анализ диагностических работ, материалы оценки качества проведения уроков показали, что эффективность формирования ОУУН зависит от ряда факторов:

  • от способности учащихся к обучению;
  • от интересов, направленности и мотивации школьников;
  • от качества используемых в образовательном процессе технологий;
  • от уровня согласованности в работе учителей и единства требований к учащимся;
  • от полноты использования интегративных связей при проектировании содержания учебных предметов и их групп;
  • от профессионализма учителей и их компетентности в вопросах формирования ОУУН.

Стало совершенно очевидным, что для повышения качества формирования в ходе учебного процесса ОУУН необходимо прежде всего совершенствование профессиональных умений педагогов, представленных такими их группами, как:

1) управленческие;
2) проектировочные;
3) конструктивные;
4) аналитические.

Актуализировалась также проблема координации и согласования деятельности учителей разных ступеней школы и образовательных областей. Для решения данных проблем в гимназии для учителей была организована серия занятий, практикумов, семинаров, консультаций.

Проведена значительная работа по информационно-методическому обеспечению данного направления: выпуск методических сборников, бюллетеней с методическими рекомендациями, с отражением опыта отдельных учителей, их творческих групп и методических объединений.

В настоящее время педагоги гимназии активно занимаются разработкой технологий и алгоритмов, инструкций для диагностики формирования ОУУН на различных видах и этапах уроков. Создается банк данных по результатам оценки их сформированности у выпускников. Готовится к изданию учебное пособие для учащихся “Учимся учиться”.

Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие ОУУН у школьников, способствует овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.

Методический бюллетень № 4 (10)

от 11 декабря 2003 года

“Формирование и развитие учебно-информационных умений у учащихся”

  1. Терминологический словарь

Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).

Учебно-информационные умения – это общеучебные умения, которые обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Информация

  1. Отражение предметного мира (окружающей реальности) с помощью знаков и символов.
  2. Совокупность сведений (данных), воспринимаемых от окружающей среды (входная информация), выдаваемых в окружающую среду (выходная информация), либо сохраняемых внутри некоторой системы (внутренняя информация).

Информационная технология – совокупность технологических элементов, средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Информационная культура – свод правил поведения в информационном обществе, в системах человек-компьютер.

Овладение информационной культурой предполагает способность человека разумно строить индивидуальную информационную среду, отсеивать поток избыточной, ложной и т.п. информации, оценивать информацию по количеству, уровню информационного взаимодействия, по ценности для человека.

Информационное обеспечение – совокупность, система информации, унифицированных систем документации и информации, используемых в образовательной деятельности.

Носитель информации – устройство, система или физическая среда, предназначенные для хранения в определенной форме различной информации.

Носители информации и технические
средства их воспроизведения

Носители
информации

Примеры

Технические
средства
воспроизведения

Бумажные Книги,
журналы,
газеты
Ксерокс,
проекционный
аппарат
Пленочные Слайды,
диапозитивы,
кинопленка
Проекционный
аппарат
Магнитные Аудиокассеты,
видеокассеты
Аудиомагнитофон,
видеомагнитофон
Цифровые Дискеты, CD-диски,
платы Flash-памяти
Компьютер
и программное
обеспечение,
цифровая камера,
мультимедиа-
проектор
Телеком-
муникативные
Информация
(файлы),
хранящиеся
на компьютерах
Компьютерная
сеть

Алгоритм деятельности учителя и критерии
для определения уровня сформированности у учащихся
учебно-информационных умений и навыков

Алгоритм
деятельности
учителя

Критерии
сформированности
у учащихся учебно-
информационных
умений и навыков

  1. Определяет объем, вид носителей и средства воспроизведения информации, предъявляемой для изучения.
  2. Организует работу с информацией на различных этапах урока.
  3. Определяет характер познавательной деятельности при работе с носителями информации:
  4. - ознакомление;

    - воспроизведение;

    - осмысление;

    - применение.

  5. Проводит инструктаж для успешного выполнения домашнего задания и разнообразных заданий творческого характера.
  6. Реализует алгоритм формирования умений:

- объясняет значение данного умения для успешного обучения и самообразования;

- разбивает умение на составляющие компоненты;

- показывает последовательность действий;

- подбирает задания, задачи, упражнения для выработки умения;

- осуществляет педагогическую диагностику овладения умением;

- тренирует и закрепляет умение через систему самостоятельных заданий;

- предлагает измененные и нестандартные задания и ситуации для применения умений;

- организует взаимо- и самоконтроль за применением умений;

- проводит контроль качества сформированности умения;

- предъявляет творческие задания по закреплению умений.

  1. Работают с письменными текстами:
  2. - читают бегло, сознательно, выразительно, правильно
    (с соблюдением норм литературного произношения);

    - владеют различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, аналитическим, по ролям;

    - работают с основными компонентами учебника: оглавлением, структурными компонентами, заданиями, словарем, иллюстрациями, схемами, таблицами, сносками;

    - умеют пользоваться библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями;

    - различают научные, художественные и официально-деловые тексты;

    - умеют составлять простой и сложный план письменного текста;

    - умеют составлять на основе письменного текста таблицы, схемы, графики, диаграммы;

    - составляют произвольные цитированные выписки из письменного текста;

    - владеют различными видами изложения текста (краткое, развернутое, выборочное);

    - создают тексты различных типов (доклады, рефераты, курсовые работы и др.).

  3. Работают с устными текстами:
  4. - умеют выразительно излагать устный текст;

    - умеют слушать, задавать восполняющие и уточняющие вопросы;

    - умеют рецензировать выступление одноклассника;

    - взаимодействуют в различных организационных формах диалога и полилога (обсуждение, дискуссия, интервью).

  5. Работают с реальными объектами как источниками информации:
  6. - используют различные виды наблюдений;

    - осуществляют описание наблюдаемого объекта.

  7. Умеют пользоваться техническими средствами воспроизведения информации: работа с компьютерными каталогами, банками данных, в системе Интернета, в локальной компьютерной сети, владение современными информационными технологиями.

Вопросы для самоанализа проведенного урока по проблеме:
“Формирование и развитие учебно-информационных
умений и навыков у учащихся”.

  1. Какие носители информации я предлагаю учащимся на уроке?
  2. Какие технические средства воспроизведения учебной информации я использую?
  3. Какие методы работы с учебной информацией я применяю?
  4. Как я формирую и развиваю учебно-информационные умения и навыки учащихся?
  5. Как я контролирую качество сформированности учебно-информационных умений и навыков у обучаемых?

Список рекомендованной литературы

  1. Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
  2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М., 1993.
  3. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – М., 1999.
  4. Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М.., 1981.
  5. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. – М., 1993.
  6. Лебедев О.Е., Стратегия модернизации образования, -СПб, 2001.
  7. Лошкарева Н.А. Общеучебные умения, формируемые у учащихся 5-х классов. – М., 1984.
  8. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1988.
  9. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. – М., 1979.
  10. Пунский В.О. Азбука учебного труда. - М., 1988.
  11. Татарченкова С., Урок для учителя, -СПб, 2002.
  12. Хаблин Д. Формирование учебных навыков. – М., 1986.
  13. Федоров Б.И., Перминова Л.М. Наука обучать. – СПб., 2000.
  14. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом, “Завуч” № 7, 2000.