Звучит русский народный наигрыш “Полянка”. Под музыку дети входят в класс.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня мы продолжаем удивительное путешествие в мир музыки, где нас ждёт ещё много неизведанного. И вместе с нами прекрасная богиня, которая помогает нам раскрывать тайны музыки – Муза.
Ребята, вы вошли в класс под музыку. Вспомните, голос какого инструмента выделялся больше всего в звучании оркестра?
Ученики: Свирели.
Учитель: А какое настроение в музыке передал этот инструмент?
Ученики: Радостное, весёлое, задорное.
Учитель: Посмотрите, какие картины подходят к звучанию этой музыки?
Ученики рассматривают репродукции, выбирают соответствующие, на их взгляд, характеру звучавшей музыки, объясняя свой выбор.
Учитель: Если бы инструменты могли заговорить, и каждый стал бы рассказывать о себе, мы бы услышали много увлекательных историй с удивительными превращениями и приключениями. Вот послушайте одну из них:
Сидел рыбак весёлый на берегу реки,
И перед ним по ветру качались тростники,
Сухой тростник он срезал, и скважины проткнул,
Один конец зажал рукой, в другой конец подул.
И будто оживлённый тростник заговорил,
То голос человека, и голос ветра был.
(М.Ю. Лермонтов)
Ребята, как вы думаете, о каком инструменте эта история?
Ученики: О свирели.
Учитель демонстрирует игру на свирели.
Учитель: Наша Муза приготовила для вас загадку:
Слышим звонкую мы трель, пастушок наш взял…
Ученики: Свирель.
Учитель: А вы знаете песенку о пастушке? Давайте подготовимся к пению.
Распевание.
Пение: “Пастушья песня” (французская народная песня).
Учитель: Ребята, а Муза приготовила для вас сюрприз, послушайте.
Слушание: “Пастушья песня”. Канон (хор мальчиков п/у В. Попова).
Ученики обращают внимание на необычное звучание песни. Учитель объясняет, что такое пение называется “канон”.
Учитель: Я уверенна, что очень скоро вы тоже научитесь так же красиво петь, а значит и правильно владеть своим дыханием.
Дыхание.… А ведь именно так в переводе с немецкого языка называется один музыкальный инструмент. Познакомьтесь, флейта! Действительно, для того чтобы запел этот инструмент, надо в него подуть. Флейту можно назвать внучкой свирели. На протяжении всей своей жизни флейта постоянно менялась, у неё появилось красивое, сверкающее, металлическое одеяние, множество клапанов и рычажков.
Послушайте, как звучит этот инструмент.
Слушание: “Шутка” И.-С. Бах.
Учитель: Как звучит этот инструмент?
Ученики: Радостно, оживлённо, игриво.
Учитель: Композитор передал нам что-то серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое?
Ученики: Шутливое.
Учитель: Это произведение называется “Шутка”. Его написал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах, который жил более трёхсот лет назад.
Люблю волшебной флейты звуки
И слушаю их нежный перелив,
Склонивши голову и руки,
В груди дыхание затаив.
Слушание: “Мелодия” К. Глюк (фрагмент).
Учитель: Отличалась ли эта музыка от “Шутки” Баха?
Ученики: Да, эта музыка печальная, грустная, нежная.
Учитель: Конечно, у нас появились совсем другие чувства. Эту удивительную музыку написал немецкий композитор Кристофор Глюк. Она называется “Мелодия”.
Композиторы Бах и Глюк жили очень давно, а мы и сейчас слушаем их музыку, и она нам очень нравится. Ведь хорошая музыка – на века. Она будет жить и звучать через сотни лет. Прекрасная музыка никогда не умрёт.
Ребята, прислушайтесь, кажется, в нашем классе появился гость.
Звучит тема Птички из симфонической сказки “Петя и волк” С.С. Прокофьева.
Учитель: Как вы думаете? кто это? Поищите.
Дети находят в классе спрятанную заранее игрушечную птичку.
Учитель: Прислушайтесь, музыка вам подскажет, что делает птичка.
Повторное слушание темы Птички.
Ученики: Птичка весело щебечет, порхает.
Учитель: А вы узнали, какой инструмент изобразил птичку?
Ученики: Флейта.
Учитель: Голоса инструментов могут не только передавать печаль и веселье, но и изображать звуки природы.
А сейчас давайте познакомимся ещё с одним инструментом. Он называется – арфа. Посмотрите, как изящно выглядит арфа, как крыло большой бабочки, на котором натянуто множество струн. Этот инструмент появился в Древнем Египте и на протяжении своей жизни всё время менялся. Так, со временем на свет появились гусли, фортепиано.
Послушайте, как звучит арфа.
Слушание: фрагмент 1-й части концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской” В. Кикты.
Учитель: Голос арфы напомнил вам звучание какого-то другого инструмента?
Ученики: Гусли.
Учитель: А фортепиано может изобразить звучание гуслей? Послушайте.
Исполнение учителем фортепианной пьесы “Гусляр Садко” В. Кикты.
Учитель: А может ли фортепиано изобразить журчание ручейка, реки? Вот послушайте.
Звучит фрагмент “Баркаролы” П.И. Чайковского.
Учитель: А сейчас я спою вам песенку. Звучание какого инструмента вы услышите в музыке?
Исполнение и разучивание песни “Наша речка (муз. Л.М. Колпышевой, сл. М. Минграновского)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с новыми для нас инструментами: флейтой и арфой. Слушали свирель, фортепиано. Их голоса могут изображать различные звуки природы. Они могут печалиться и грустить, веселиться и радоваться, совсем как мы с вами.