Конспект уроков по географии и естествознанию

Разделы: География, Информатика


Урок – лабораторная работа

(5 класс, “Естествознание”).

Тема: Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества.

Методические цели:

1. Ознакомить учащихся с понятием растворимые и нерастворимые вещества.

2. Обеспечить на практике усвоение этих понятий.

3. Научить использовать опыты в качестве элемента поиска правильного ответа.

Развивающие цели:

1. Сформировать навыки в постановке опытов.

2. Развивать логику мышления при формулировке выводов по уроку.

3. Дать учащимся знания о соленых растворах в природе, о солености Мирового океана, о легендах, связанных с соленостью океана.

4. Продолжать формирование навыков работы с дополнительной литературой по теме.

Воспитательные цели:

  1. Воспитывать умение доводить начатое до конца.
  2. Развитие творческого подхода к исполнению работы.
  3. Формировать коммуникативные умения, а именно: работать в группе, осуществлять руководство группой.

Средства обучения:

Учебник “Естествознание” под ред. Хрипковой, физическая карта полушарий, энциклопедия по географии.

Видео-фрагмент “Мертвое море”.

Оборудование для лабораторной работы:

Химические стаканы, фильтры, инструктивные карточки – задания.

Вещества: соль, сахар, сода, песок, окрашенный раствор, растительное масло.

Таблички с указанием веществ.

Ход урока

I. Организационный момент: объявление темы, цели урока, распределение учащихся по лабораториям (перед уроком).

II. Изучение нового материала. Эвристическая беседа.

    1. Где встречается вода в природе?
    2. Какой бывает вода в природе: пресной или соленой?
    3. В каких водоемах пресная вода, а в каких соленая?
    4. Показ на карте полушарий океанов.
    5. Легенды о солености морей. Выступления учащихся с дополнительными заданиями – сообщениями.
    6. Видео – демонстрация: “Мертвое море”.

III. Практическая часть – лабораторная работа “Определение свойства воды как растворителя”.

Для проведения работы учащиеся разделены на произвольные группы – лаборатории по 4 – 5 учащихся (4 – 5 групп). Выбирается начальник лаборатории, который руководит экспериментом, следит за правильностью выполнения опытов, проверяет запись выводов и заполнение таблицы.

  1. Проверка растворимости твердых веществ.
  2. Задание: проверьте растворимость данных вам веществ. Для этого в стакан с водой положите небольшое количество вещества, которое исследуется, и перемешайте. Наблюдайте, что происходит с веществом (1 карточка).

    Сделайте рисунок и запишите выводы по каждому веществу в отдельности.

  3. Доказательство растворимости вещества.
  4. Задание: сделайте фильтр из бумаги и пропустите через него получившуюся смесь. Какие изменения произошли с водой после фильтрования? (2 карточка)

    Кратко запишите свои наблюдения в тетрадь.

  5. Проверка растворимости жидкости в воде.
  6. Задание: смешайте воду с подкрашенной жидкостью. Что вы наблюдаете? (3 карточка).

    Зарисуйте.

  7. Демонстрация учителем растворимости раствора в воде.
  8. Опыт: добавим в воду еще одну жидкость – растительное масло. Что мы наблюдаем в результате?

    Вывод: не все жидкости растворяются в воде, масло и жиры нерастворимы.

    Зарисуйте, что вы наблюдали.

  9. Растворимость газов в воде.

Вопрос: растворяются ли газы в воде? Чем дышат в воде рыбы? Какой газ растворен в воде и для жизни кого он необходим?

IV. Используя наблюдения в ходе лабораторной работы, данные заносятся в таблицу:

Вещество растворимое нерастворимое

V. Проверка записи выводов. Объявление результатов.

VI. Вопросы для закрепления.

  1. Люди, которые отправляются в длительные путешествия по морю, берут с собой запас пресной воды. Используя знания о воде как растворителе, объясните это.
  2. Смесь сахара и соли высыпали в сосуд с водой. Можно ли фильтрованием разделить эти вещества? Ответ обоснуйте.
  3. Вода – хороший растворитель. Почему же речная и озерная вода бывают мутной?

VII. Итог урока. Оценки за работу выставляет руководитель лаборатории. Учитель собирает тетради и проверяет правильность формулировки выводов.

________________________

Разработка и поурочное планирование нескольких уроков в 6 классах по курсу “Физическая география” с использованием обучающих программ по теме. Данные программы можно использовать в курсе “Естествознания” в 5 классах.

Тема урока: “Развитие географических знаний о земле”

Цели и задачи урока

Познакомить учащихся с историей развития географических знаний о Земле; показать, как с течением времени расширялся географический кругозор человечества, и менялось его представление об Ойкумене; познакомить учащихся с некоторыми выдающимися путешественниками и учеными-географами; объяснить значение современных географических исследований, продолжить формирование навыков в работе с компьютерными программами.

Учебно-наглядный комплекс

Карта полушарий, глобусы, портреты путешественников, картины, космические снимки Земли, атласы и контурные карты, ПК, программа “Путешествие Колумба”

Формы проведения уроков

Составление таблицы “Великие путешественники”. Работа с картой –  изучение маршрутов экспедиций. Работа учащихся с компьютерной программой.

Термины и понятия

Часть света, путешествие.

Имена

Аристотель, Эратосфен, Кратес, Птолемей, Бехайм, Марко Поло, Афанасий Никитин, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама, Джеймс Кук, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев, Николай Михайлович Пржевальский.

Тесты и задания для проверки (можно использовать компьютер)

  1. Первые точные измерения размеров Земли осуществил:
  2. а) Аристотель;

    б) Эрастосфен;

    в) Птолемей;

    г) Кратес.

  3. Первый глобус изготовил:
  4. а) Бехайм;

    б) Эратосфен;

    в) Кратес;

    г) Фалес.

  5. Первым европейцем, достигшим Китая, был:
  6. а) М. Поло;

    б) А. Никитин;

    в) Х. Колумб;

    г) Ф. Магеллан.

  7. Первое кругосветное плавание совершил:
  8. а) Н.М. Пржевальский;

    б) Дж. Кук;

    в) В. да Гама;

    г) Ф. Магеллан.

  9. Антарктиду открыли мореплаватели:
  10. а) России;

    б) Голландии;

    в) Португалии;

    г) Испании.

  11. В честь Х. Колумба назван:

а) материк;

б) страна;

в) океан;

г) море.

Работа с ПК

  1. Вход в программу.
  2. Изучение справочного материала по теме “Путешествие Колумба”
  3. Запись основных данных.
  4. Работа с компьютерной картой по изучению маршрута экспедиции Колумба.
  5. Выход из программы.

Тема урока: “Породы, слагающие земную кору”

Цели и задачи урока

Познакомить учащихся с новыми и вспомнить уже известные понятия; дать учащимся представление об основных видах горных пород, слагающих земную кору; начать формирование у учащихся умения различать по внешним признакам осадочные и магматические породы; привести примеры использования горных пород и минералов человеком. В ходе работы с компьютерной программой показать образование базальтов, гранита, габбро.

Учебно - наглядный комплекс

Коллекция минералов и горных пород, набор раздаточных образцов.

Формы проведения урока

Знакомство с новыми понятиями и определениями; работа с образцами горных пород и минералов; составление таблицы “Минералы и горные породы и способы их образования”; составление таблицы “Минералы и горные породы и способы их использования”, компьютерная программа “Образование горных пород”.

Термины и понятия

Минералы, горные породы, магма, магматические горные породы, глубинные магматические породы, излившиеся магматические породы, осадочные горные породы, неорганические горные породы, обломочные породы, химические породы, органические осадочные породы, метаморфические породы.

Минералы и горные породы

Гранит, базальт, пемза, галька, гравий, песок, глина, соли, гипс, уголь, торф, сланец, мел, песчаник, известняк, мрамор, кварцит, гнейс.

Тесты и задания для проверки

Определите способ образования горных пород и минералов.

  1. Известняк.
  2. Мрамор.
  3. Поваренная соль.
  4. Гранит.
  5. Кварцит.
  6. Базальт.
  7. Песчаник.
  8. Торф.
  9. Пемза.
  10. Уголь.
  11. Гнейс.
  12. Гипс.

а) магматические;

б) осадочные;

в) метаморфические.

Работа с ПК

  1. Вход в программу.
  2. Просмотр процесса образования глубинных и изверженных горных пород: габбро, базальта, гранита.
  3. Зарисовка схем образования в тетради, запись основных понятий, примеров.
  4. Выход из программы.

Тема урока: “Вулканы”.

Цели и задачи урока

Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; рассмотреть причины образования вулканов, их виды и особенности, географию их размещения по Земле; продолжить формировать умение работы с картой; продолжать формирование умений в работе с обучающей программой компьютера.

Учебно-наглядный комплекс

Физические карты полушарий и России, коллекция минералов и горных пород; компьютерная программа о вулканах “Справочный материал”.

Формы проведения урока

Беседа – анализ, посвященная особенностям строения и причинам  образования вулканов с использованием схем и картин (книга Г. Тазиева “На вулканах”); повторение уже известных и изучение новых понятий и терминов; доклады учащихся; практическая работа с картами; программа ПК: данные и местоположение самых крупных вулканов Земли.

Термины и понятия

Вулкан, очаг магмы, лава, жерло, кратер, вулканические бомбы, вулканический пепел, туф, действующий вулкан, потухший вулкан.

Географические объекты

Вулканы: Ключевская сопка, Везувий, Этна, Гекла, Фудзияма, Кракатау, Камерун, Орисаба, Котопахи, Килауэа, Мауна-Лоа, Килиманджаро, Эльбрус.

Тесты и задания для проверки

  1. Вулкан Гекла расположен в:
  2. а) Греции;

    б) Исландии;

    в) Японии;

    г) Чили.

  3. Самый высокий вулкан России:

а) Алаид;

б) Шивелуч;

в) Толбачик;

г) Ключевская Сопка.

Работа с картой

  1. Какие вулканы имеют следующие координаты?
  2. 20 ю.ш.; 780 з.д.:

    а) Орисаба;

    б) Камерун;

    в) Фудзияма;

    г) Котопахи.

  3. 640 с.ш.; 170 з.д.:
  4. а) Гекла;

    б) Этна;

    в) Везувий;

    г) Ключевская Сопка.

  5. 40 ю.ш.; 370 в.д.:
  6. а) Кракатау;

    б) Килиманджаро;

    в) Этна;

    г) Гекла.

  7. 200 с.ш.; 1550 з.д.:

а) Фудзияма;

б) Килауэа;

в) Кракатау;

г) Котопахи.

Работа с ПК. Справочный материал “Вулканы”

  1. Вход в программу.
  2. Изучение справочного материала о вулканах Земли, запись в тетради в виде таблицы.
  3. Просмотр видео – карт с нанесением местоположения крупных вулканов Земли на контурную карту.
  4. Выход из программы.