Применение различных форм контроля знаний на уроках информатики

Разделы: Информатика


Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.

Рано или поздно перед каждым преподавателем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Эту проблему мы решаем путем использования разнообразных форм контроля на уроках, классификация которых приведена в таблице № 1.

Таблица № 1. “Формы контроля знаний”

Индивидуальный контроль
(контроль учителем)

Взаимоконтроль

Самоконтроль

1. Устный опрос.

2. Зачет (устный, письменный).

3. Домашняя работа (контрольная, творческая).

4. Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая)

5. Диктант (компьютерный, цифровой).

6. Контрольная работа, лабораторная работа, контролирующая программа.

7. Тесты (на бумаге, на ПК).

1. Устный опрос (в парах, в группах).

2. Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок.

1. Используя эталон или опорный конспект, справочный материал.

2. Тестирование.

Наличие класса ПЭВМ предоставляет широкие средства и возможности для разноуровневой дифференциации и индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через ЭВМ. Речь идет о материалах для формирования умений работы на ЭВМ и о системах контроля, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру.

Формы контроля результатов обучения, используемые нами в работе, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером".

"Проверка за столом" включает формы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические формы контроля. Например, устный опрос: фронтальный и индивидуальный (позволяет акцентировать внимание ребят на основных положениях пройденной темы).

Устный и письменный зачет в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе. Только сдав зачет, ученики могут приступить к работе на ЭВМ. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, мы даем одну - две домашних контрольных работы в течение учебного года (каждому ученику дается свой вариант). Для формирования разносторонне развитой личности необходим такой вид работы, как творческое домашнее задание. Здесь с успехом может быть использован метод проектов, широко применяющийся в наше время.

Использование различных видов самостоятельных работ разнообразит урок. На первом этапе формирования знаний используется воспроизводящая самостоятельная работа - "решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения.

На следующем этапе формирования знаний можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Например, определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Задания на составление алгоритма решения задачи позволяют развивать у кадет логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления.

Предложение идеи поиска решения задачи на оценку в группах - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. На этом этапе очень хорошо реализуются межпредметные связи путем решения задач с различным содержанием, где каждому может быть предоставлена возможность проявить свои знания и способности.

Решение задачи на сообразительность, скорость - позволяет проверить помимо знаний и пользовательские умения работы на ЭВМ.

Творческая самостоятельная работа не только проверит определенные знания, умения работы в некоторой области, но и разовьет творческие способности ребят, так необходимые в современной жизни (например, создание кроссвордов в графическом редакторе).

Компьютерный диктант даст возможность проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.

Особый вид контроля – цифровой диктант, который позволяет не только проверить уровень усвоения темы, а также способствует развитию логического мышления, внимания. В ходе такого диктанта учитель читает высказывание, если кадет считает его истинным, он молча ставит в карточке 1, если нет - 0. Ответы группируются тройками чисел, например, 110, которые можно быстро проверить.

Контрольные и самостоятельные работы можно проводить в безмашинном варианте и с использованием вычислительной техники. Различные виды лабораторных работ формируют компьютерную грамотность у кадет.

Планируемые нами результаты обучения, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям обучающихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы кадет в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений обучающихся в баллах по единым для всех учеников критериям.

Тестовый опрос можно проводить в разных формах. Например, не имея достаточного количества компьютеров, распечатать тест с вариантами ответов на бумаге. Наиболее интересный вариант – создание тестов на языке программирования силами самих учеников.

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, мы разрабатываем большую часть своих уроков именно таким образом, примером этому может служить урок-зачет по теме "Архитектура ПК". Урок был построен на основе адаптивной системы обучения, с помощью которой можно удачно реализовать все формы контроля знаний на уроке.

Урок по теме: Архитектура ПК

Цели:

1. Проверить качество и прочность знаний кадет по теме, а именно: знание магистрально-модульного принципа построения компьютера, основных и дополнительных устройств ПК, их важнейших характеристик.

2. Развивать компьютерную грамотность, устойчивый интерес к ВТ, познавательную активность кадет, умение проводить самоанализ и самоконтроль.

3. Воспитание внимания, аккуратности и усидчивости, формирование этических норм общения.

Время: 45 мин

Материальное обеспечение:

Класс IBM PC, контролирующая программа, листы контроля, программа-презентация по истории ВТ, набор карточек с вопросами по теме, лотерея.

Литература:

1. О. Ефимова и др. “Курс компьютерной технологии с основами информатики”. Учебное пособие для старших классов.

2. И. Семакин и др. “Информатика”. Задачник-практикум.

3. Газета “Информатика” (Приложение к газете “1 сентября”) №9, 2000 год.

4. Журнал “Мир ПК” № 8,9, 2000 год.

Тип урока:

Урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК.

Методическая цель:

Показать применение различных форм контроля знаний на уроках информатики.


п/п

Ход занятия

Содержание

Форма организации учебной деятельности

Время

I

Организационная часть Внешний вид, приветствие, дежурство, готовность взвода и оборудования, цели занятия, мотивация учебной деятельности, правила заполнения листа контроля

Фронтальная работа

3 мин

II

Основная
часть
1. Этап актуализации знаний

Цель: психологически подготовить кадет к сдаче зачета.

Самооценка своих знаний
(см. приложение
№ 1).

 

 

 

Самоконтроль

5 мин

 

 

1 мин

c c Разминка (см. приложение № 2, на ПК использовать презентацию
..

Фронтальная работа

4 мин

c c 2. Контроль знаний

Цель: проверить, систематизировать и закрепить знания учащихся.

c

30 мин

c c Дидактическая игра “Счастливая лотерея” (см. приложение № 3):

1. Опрос;

2. Защита.

Работа в группах




10 мин

10 мин

c c Информационный диктант “Чёрный ящик” (см. приложение № 4).

Работа в парах

3 мин

c c Тестовый контроль (см. приложение
№ 5).

Тестирование на ПК

7 мин

c c 3. Задание на самоподготовку.

Найти ответы на вопросы (см. приложение № 6).

c

2 мин

III

Заключи-
тельная
часть
Рефлексия. Подвести итоги занятия, выставить оценки в соответствии с критериями, сравнить уровень самооценки и реально полученный результат на занятии, отметить наиболее отличившихся кадетов. c

5 мин

Приложение № 1. Лист контроля

Ф. И.________________________________

Уровни усвоения:

“3”

Знать основные этапы развития ВТ.

Знать назначение основных устройств компьютера и его структурную схему, виды памяти ПК.

Знать назначение и основные типы дополнительных устройств ПК.

“4”

Уметь проследить смену поколений ЭВМ в связи со сменой физических принципов работы.

Знать магистрально-модульный принцип работы ПК, назначение ОЗУ, ПЗУ, КЭШ-памяти, внешней памяти ПК.

Знать принцип действия дополнительных устройств ПК.

“5”

Приводить примеры применения ЭВМ в различных областях человеческой деятельности.

Знать основные принципы работы компьютера, специфику основных видов памяти

Знать преимущества и недостатки основных типов дополнительных устройств.

Самооценка______(указать уровень)

Результаты работы на занятии заносятся в таблицу:

Учебные вопросы

Основные устройства
ПК,
их характе-
ристика.

Дополнительные устройства
ПК,
их характе-
ристика.

Магистрально-
модульный принцип построения ЭВМ.

Дополни-
тельные вопросы в течение урока

Итог

Вид контроля

Дидак-
тическая игра

Информа-
ционный
диктант

Тести-
рование
на компьютере

Ответы с места

3 ответа=1 балл

Сумма баллов

Оценка

Баллы

c c c c c c

Подведение итогов (критерии оценки):

“5” - 15 и более баллов;

“4” - 12 – 14 баллов;

“3” - 9 – 11 баллов;

“2” - менее 9 баллов.

Приложение № 2. Вопросы к разминке. В ходе разминки – демонстрация презентации:

1. Создатель первой модели вычислительной машины, выполнявшей только сложение и вычитание.

2. Единица измерения количества информации.

3. Учёный, создавший в 1670 году первую счётную машину, выполнявшую 4 арифметических действия.

4. Какая связь между городом в Англии, ружьём калибра 30*30 и одним из элементов компьютера?

5. Создатель “Аналитической машины”.

6. Операция логического сложения.

7. Американский учёный, давший математическое обоснование принципов устройства ЭВМ.

8. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: “По порядку номеров рассчитайся”.

9. Как называлась первая ЭВМ?

10. Создатель первой ЭВМ в нашей стране.

11. Когда появился манипулятор типа “Мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя персонажа.

12. Это звучит гордо.

Приложение № 3. Дидактическая игра “Счастливая лотерея”:

Класс разбивается на группы по 4-5 человек. В группах в течение 10 минут кадеты опрашивают друг друга по контрольным вопросам, выясняя уровень знаний каждого (здесь можно работать в вариативных или динамических парах). Опрашивающие могут пользоваться опорным конспектом. В лист контроля выставляется количество заработанных баллов. Оценка знаний должна быть максимально объективной, т.к. если член группы в ходе игры не подтвердит свою оценку, то всей группе снижаются баллы. Листы сдаются учителю, и разыгрывается лотерея.

Начинается игра. В ходе игры соперники задают вопросы, анализируют ответы и оценивают знания. Роль учителя – наблюдать.

“Один в поле не воин”. К доске выходит вся команда и защищает набранные баллы.

“Один за всех”. К доске идет один человек из группы и защищает всю группу. Если знания не подтверждаются, всем участникам команды снижаются баллы.

“Верю” Это – “счастливчики”, но и группа экспертов. Они в основном, задают вопросы, контролируя ход игры.

“Выбор”. К доске идет тот, кого выберет группа “Верю” и защищает набранные баллы.

Подводятся итоги игры, в листы контроля каждому проставляется заработанное количество баллов. Если группе не удалось защитить свои баллы, их количество может быть снижено.

Контрольные вопросы к дидактической игре “Счастливая лотерея”:

1. Назовите основные блоки ПК.

2. В чём заключается магистрально - модульный принцип построения компьютера?

3. Из чего состоит магистраль?

4. Что входит в состав системного блока?

5. Какие устройства компьютера находятся на материнской плате?

6. Что называется контроллером?

7. Что называется слотом?

8. Что такое порт. Какие бывают порты? Для чего они предназначены?

9. Что такое процессор? Его роль?

10. От чего зависит производительность процессора?

11. С какими видами памяти работает компьютер?

12. Что такое ПЗУ, какие функции выполняет?

13. Какие существуют виды внешней памяти, чем они отличаются?

14. Оперативная память компьютера. Её функция.

15. Какие существуют типы модулей оперативной памяти?

16. В каких единицах измеряют объём оперативной памяти?

Приложение № 4. Информационный диктант:

Названия устройств находятся в черном ящике. После проведения диктанта открывается черный ящик, идет взаимопроверка, выставляются баллы в листы контроля.

I Вариант

1. Устройство в ЭВМ, служащее для изображения текстовой и графической информации (Монитор).

2. Оптическое устройство ввода графической информации (Сканер).

3. Устройство ввода информации, позволяющее получать видеоизображение в цифровом формате (Цифровая камера).

4. Игровой манипулятор (Джойстик).

5. Сенсорная панель (Тачпад).

6. Устройство вывода информации на бумагу (Принтер).

II Вариант

1. Устройство для ввода числовой и текстовой информации (Клавиатура).

2. Устройство ввода звуковой информации (Микрофон).

3. Устройство для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (Плоттер).

4. Устройство для связи с другими компьютерами через телефонную сеть (Модем).

5. Координатное устройство ввода информации (Мышь или трекбол).

6. Устройства для хранения информации на магнитной ленте (Стример).

Приложение № 5. Вопросы к тестированию:

Вопрос № 1. Что такое архитектура ЭВМ?

1. Внутренняя организация ЭВМ.

2. Это технические средства преобразования информации.

3. Это технические средства для преобразования электрических сигналов.

Вопрос № 2. ОЗУ - это память, в которой:

1. Хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает.

2. Хранится информация, присутствие которой постоянно необходимо в компьютере.

3. Хранится информация, независимо от того работает ЭВМ или нет.

4. Хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ.

Вопрос № 3. Компьютер - это:

1. Устройство для хранения и выдачи информации.

2. Устройство для обработки информации.

3. Универсальное, электронное, программно - управляемое устройство для хранения, обработки и передачи информации.

4. Универсальное устройство для передачи информации.

Вопрос № 4. Информационная магистраль - это:

1. Набор команд, предназначенный для управления процессом обработки данных на ЭВМ.

2. Система параллельных проводников, связывающих воедино все электронные компоненты ПК.

3. Количество одновременно передаваемых по шине бит.

4. Быстрая, полупроводниковая, энергонезависимая память.

Вопрос № 5. Внешняя память служит:

1. Для хранения оперативной, часто изменяющейся информации в процессе решения задачи.

2. Для долговременного хранения информации независимо от того работает ЭВМ или нет.

3. Для хранения информации внутри ЭВМ

4. Для обработки информации в данный момент времени.

Вопрос № 6. Что такое КЭШ - память?

1. Память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени.

2. Память, предназначенная для долговременного хранения информации, независимо от того работает ЭВМ или нет.

3. Это сверхоперативная память, в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти.

4. Память, в которой хранятся системные файлы операционной системы.

Вопрос № 7. Какую функцию выполняют периферийные устройства?

1. Хранение информации.

2. Обработку информации.

3. Ввод и выдачу информации.

4. Управление работой ЭВМ по заданной программе.

Вопрос № 8. От чего берёт начало магистрально - модульный принцип устройства компьютера?

1. От мини-ЭВМ третьего поколения.

2. От ЭВМ второго поколения.

3. От персональных компьютеров.

Вопрос № 9. Назначение процессора?

1. Обрабатывать одну программу в данный момент времени.

2. Управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия.

3. Осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали.

4. Руководить работой вычислительной машины с помощью электрических импульсов.

Вопрос № 10. Укажите минимально необходимый набор устройств, предназначенный для работы компьютера.

1. Принтер, системный блок, клавиатура.

2. Системный блок, монитор, клавиатура.

3. Процессор, стример, винчестер.

4. Монитор, винчестер, клавиатура, процессор.

Приложение № 6. Задание на самоподготовку (найти ответы на вопросы):

1. Что такое Абак, для чего он использовался? 2. Где появилась БЭСМ, её основные характеристики? 3. PDP – 8 –что это? 4. DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики 5. Новые субблокноты, их технические характеристики 6. Интерактивная доска SMART .