Развитие коммуникативных способностей учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


Пусть в школе будущего не будет мертвой тишины на уроках. Каждый ученик может высказать свое мнение, доказать его, поспорить с другими. Зачем разделять обучение и общение?

Н. А. Морозова

В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Чтобы приблизить условия обучения к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, т. е. ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения.

Коммуникативный подход к учебной деятельности существенно меняет методы обучения, формы организации учебной деятельности.

Назначение и функции их определяются прежде всего тем, что они являются средством общения, коммуникации, а также самовыражения.

Опираться эти средства должны на потребность в общении.

Основные приемы и типы упражнений, вытекающих из потребности в общении, следующие:

  • создание речевых ситуаций, выбор их из потока учебных заданий;
  • ролевые игры, экскурсии и другие способы накопления материала;
  • любые виды деятельности, которые могут вызвать способность высказываний;
  • рисование картин, ведение записей и дневников;
  • создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;
  • выбор разнообразных жанров: доклад, выступление по радио, телепередача, реклама;
  • “проба пера”, т. е. литературно-творческие опыты в прозе, стихах, в драматических жанрах.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности. Они учитывают 4 ступени:

  • ситуативную;
  • мотивационную;
  • восприятие речи собеседником;
  • обратную связь.

В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для развития коммуникативных способностей учащихся. Планируя каждый урок, выделяю три составляющих:

  • коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся, т. е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
  • индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т. е. обучение общительности в процессе обучения.

В связи с этим, уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми эффективными считаю работу в парах, группах, бригадах. В процессе такой организации деятельности присутствует поиск идей и обмен мнениями. Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Я использую приемы группового чтения. Группового диктанта. Для развития умения действовать вместе, слаженно, используем инсценировки, решение и составление кроссвордов, шифровки и т. д.

Огромное значение, на мой взгляд, для формирования навыков общения имеет и такая форма организации учебной деятельности, как создание проекта по теме. Работая над проектом, необходимо договориться о виде проекта, подобрать материал, оформить его и защитить. Здесь нужны прочные знания, фантазия, изобретательность, упорство, труд и самое главное – сотрудничество. При такой деятельности отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, уточняются знания и опыт.

Особую роль в формировании коммуникативных навыков отвожу индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе использую план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребенка способствует снятию напряжения, волнения и способствует в дальнейшем формированию монологического ответа у доски.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В. С. Безруковой, в своей практике использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся.

Основой любого урока являются вопросы и ответы на них. Умение задавать вопросы и конструировать ответы относится к числу важнейших общепедагогических умений, с помощью которых осваивается окружающий мир.

Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаю следующие виды вопросов:

  • Тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.
  • Конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
  • Альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
  • Вопросы-ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.
  • Наводящий вопрос. Это вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
  • Вопрос- внушение. Направляет ученика в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.
  • Контрвопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных способностей учащихся. В них бьется живая мысль, рождаются чувства и отношения.

Они формируют в учениках качества самообразования, саморазвития, самоуправления, самообучения.

Важным средством в развитии коммуникативных навыков является диалог. Моисеев А.М. писал: “Диалог ценен тем, что он - спутник и признак свободы. Это полифония точек зрения. Это путь отвыкания от единомыслия”.

В своей работе я выделяю следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных навыков у младшего школьника:

  • Мотивационный. Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомленности в обсуждаемой проблеме.
  • Рефлексивный диалог. Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.
  • Автономный диалог. Размышление “про себя”.
  • Конфликтный диалог. Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.
  • Критический диалог. Это критическое осмысление негативных поступков героев.
  • Самореализующийся диалог. Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.

Формируя диалоговую форму общения, придерживаюсь трех этапов ее развития.

1. Сюжетно-познавательный. Характерная особенность этого этапа - выступление школьников в заданной или выбранной ими самими роли.

2. Чувственно-аналитический этап. Установка на этом этапе такова: познай предмет и другого человека как носителя определенных ценностей.

3. Личностно-рефлексивный этап. Участники на этом этапе обретают опыт анализа, учатся вести диалог и обосновывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с другими.

М.М. Бахтин писал: “Жизнь по своей природе диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге”. А поэтому урок, как кусочек жизни, должен быть диалогичным.

Результатом такого подхода к обучению является то, что выпускники начальной школы могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению товарища, готовы к продолжению обучения в средней школе и к самостоятельной учебной деятельности.