Интегрированный урок естествознания и русского языка в 3-м классе на тему "Круговорот воды в природе. Изменение имен существительных по падежам"

Разделы: Начальная школа


Тема:

  • Круговорот воды в природе.
  • Изменение имен существительных по падежам.

Цели:

  • Обобщение знаний по теме “Биоценоз”.
  • Рассмотреть основные этапы круговорота воды в природе.
  • Познакомить с новыми понятиями “рельеф”, “ландшафт”.
  • Формировать умение склонять имена существительные в единственном числе.

Оборудование к уроку:

  • Карточка со словами “рельеф” и “ландшафт”.
  • Картинки с животными и растениями биоценозов леса, луга, водоема.
  • Скотч.
  • Фонограмма “Голоса птиц леса”.
  • Карточки “капельки” для путешествия.
  • Карточки “капельки” для оценки правильных ответов.
  • Схема ландшафта на ватмане.
  • Рисунки дождя (“фотографии” Старика-дождевика).
  • Карточки со словами “почва”, “глина”, “песок”.

Оборудование для опыта.

  • При отсутствии стеклянного оборудования можно его изготовить из пластиковых бутылок. Отрезать горлышко бутылки – это воронка; оставшаяся нижняя часть – стакан.
  • Кокошники или шляпы с надписями “Море”, “Пар”, “Облако”, “Туча”, “Почва”, “Песок”.
  • Магнитофон.
  • Снег или лед для сюрпризного момента в конце урока.

ХОД УРОКА

Урок начинается с веселой физминутки, которая настраивает ребят на рабочий лад.

Дети хором проговаривают за учителем:

Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться –
И день и ночь, и день и ночь.

“БИ” – рука влево;

“О” – рука вправо;

“ЦЕ” – хлопок;

“НОЗ” – присесть;

“ВОДОЕМА” – все садятся на места.

Учитель:

Ребята, здравствуйте. Мы продолжаем с вами разговор о водоемах. А тема нашего сегодняшнего урока скоро “выльется” из ваших уст.

Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? Ничего? Совсем ничего? А кто зоркий?

(Углубления, впадинки, царапинки)

Такая вот, ребята, была наша планета много миллионов лет назад: безжизненная, с возвышенностями, шероховатостями, углублениями. Это рельеф (лист бумаги – карточку – с новым словом прикрепляется к доске). А теперь превращаем поверхность нашей планеты в ландшафт (переворачиваем плакат прикрепленный к доске, на котором указаны три вида биоценозов: биоценоз леса, биоценоз луга, биоценоз водоема).

Помогите превратить безжизненную планету в обитаемую и красивую. Наклейте на доску основные части различных биоценозов.

(Три ученика выбирают, разложенные на столе картинки и составляют каждый свой биоценоз.)

В это время под фонограмму голосов птиц один из учеников рассказывает и показывает ярусы леса.

Шиповник – руки к плечам, т.к. это кустарник;

Подосиновик – руки вниз, т.к. это гриб;

Ель – руки вверх, т.к. это дерево;

Подорожник – руки на пояс, т.к. это трава;

Береза – руки вверх, т.к. это дерево;

Клен – руки вверх, т.к. это дерево;

Рыжик – руки вниз, т.к. это гриб;

Ромашка руки на пояс, т.к. это цветок.

После рассказа о ярусах этот ученик проверяет правильность расположения картинок по биоценозам. Учитель вместе с учащимися класса проверяет и обобщает сведения о биоценозах.

Работы учащихся оцениваются (можно выдать всем отвечавшим карточки-жетоны в виде капелек воды).

Учитель:

Молодцы! А теперь посмотрите на доску.

(В это время открывается другая доска, на которой расположена схема.)

Каждый ученик получает “капельки” воды.

Учитель:

Ребята, напишите, пожалуйста, из каких водоемов к нам на урок могла попасть эта капелька.

Дети пишут: ручей, озеро, река и т.д.

Молодцы! Пора совершить нашей капельке путешествие. Припекает солнышко. Что происходит с водой? Верно, капелька превращается в пар, это газообразное состояние воды. (Капельки крепятся на схему). Пар поднимается в небо. Там капельки собираются во что? (Облака). Они сгоняются ветром и превращаются в тучи. (Солнце закрывается тучами).

Грянул гром, сверкнула молния.

Гром мы слышим, молнию мы видим.

Гром плюс молния получилась гроза.

И вот шел долговяз и в землю увяз. Что это? (Дождь).

Старичок-дождевичок сфотографировал дождь. Посмотрите на карточки, бывает ли такой дождь?

Капли, будто нити, соединяют небо и землю – проливной.

Более мелкий, от него на лужах пузырьки. Это грибной дождь.

Мелкий, как бы незаметный – моросящий.

 

А бывают еще дожди: слепой, медленный, летний, осенний.

Учитель:

Дождь покапал и прошел,
Солнце в целом свете:
Это очень хорошо
И большим и детям.

Попала наша капелька с дождем на землю. Заглянем в недра земли.

Как вы думаете, почему холм так разукрашен? Кто догадался?

(Ребята, которые первыми догадались, выходят к доске и прикрепляют карточки с надписями: ПЕСОК, ГЛИНА, ПОЧВА, КАМНИ.)

Учитель:

Посмотрим, где наша капелька может пройти, через какие слои?

Опыт: в три воронки заранее насыпаем глину, песок, рыхлую почву. Поставив их в стеклянные стаканчики, пытаемся пролить через них воду. Вода будет проходить через песок и рыхлую почву.

Учитель:

Ребята давайте на нашу схему прикрепим еще капельки, но только там, через какие слои нашего холма она пройдет.

Глина тоже необходима – она, располагаясь слоями, направляет воду в водоемы. Место выхода ручейка называется родником (прикрепляется еще одна карточка). Вода опять вернулась в наш водоем.

Как вы, ребята, думаете, вода, вытекающая из родника, чистая? А почему?

(Учащиеся отвечают, что она чистая, так как прошла через природные фильтры – почву и песок).

Но вот опять припекло солнышко. Что произойдет с водой? Все повторяется? На что похоже это движение? Правильно это круговорот воды. Это и есть тема сегодняшнего урока – “Круговорот воды в природе”. Молодцы.

Учитель:

Ребята, откройте тетради по русскому языку и запишите дату нашего путешествия. Мы сейчас повторим падежи и проведем малый круговорот.

(Повторение падежей происходит с прочтением четверостиший учителя. При этом ученики выходят к доске. Такое повторение можно соотнести с физминуткой).

Учитель:

1.

Я совсем не виноват,
Что именительному брат.
А еще, что удивительно,
Я родня еще родительному.

Правильно, это винительный падеж.

(Ученик, давший правильный ответ, выходит к доске и получает кокошник (или шляпу) с надписью “Туча”.)

2.

Бываю я доволен чем-то,
Бываю я доволен кем-то,
А с кем-то я творю добро –
Ведь в людях главное оно.

Правильно, это творительный падеж. Шляпа с надписью “Почва”.

3.

Я, ребята, ни при чем,
Что не знаю ни о чем.
Ни о ком совсем не знаю.
Узнать себя вам предлагаю.

Предложный падеж. Шляпа с надписью “Песок”.

4.

Я имен не называю,
Я секрет не открываю.
Я спрошу лишь “кто?” да “что?” –
Это он, она, оно!

Именительный падеж. Шляпа с надписью “Море, река”.

5.

И не рад я никому,
Ничему я не учу.
Только вам скажу я честно –
Всем понравиться хочу!

Дательный падеж – шляпа “Облако”.

6.

Никого не вижу,
Ничего не слышу,
Никого не знаю,
Ничего, никому не скажу.

Родительный падеж – шляпа “Пар”.

Учитель:

А теперь “Встаньте дети, встаньте в ряд”. Именительный падеж – командир, а вы – отряд.

(Ребята быстро перестраиваются в порядке падежей и замечают, что они построились в порядке: водоем - пар - облако - туча - почва - песок)

Учитель:

Встаньте вкруг, спиной друг к другу. Солнце жарче припекает. Круговорот начинается. (Ученику – именительный падеж – дается карточка со словом “росинка”, он читает его с учетом падежа и передает следующему – родительному падежу (“росинки”) и так до предложного падежа. После первого круга, можно предложить другую карточку – “снежинка”, “капелька” и т.д.).

А состоит ли снежинка из воды? Правильно, это твердое состояние воды.

Учитель:

Ребята, запишите в тетрадях по падежам то слово, которое вам понравилось.

Скажите, произошло словообразование или словоизменение? Найдите основу этого слова.

А теперь составим словосочетание с этим словом, а заодно и поиграем.

Игра на внимание.

У доски одна ученица, она снежинка. Ученица отвернулась от класса, чтобы не видеть остальных учеников. Учитель кладет по очереди руку на плечо какому-нибудь ученику, а тот должен проговорить ответ на вопрос “Снежинка какая?”. Таким образом получается словосочетание. Задача ученицы определить по голосу ученика.

Получившиеся словосочетания ученики записывают в тетрадях.

Учитель:

Спасибо за работу по словосочетаниям. (Обращается к “снежинке”: “Кто тебя лучше всех похвалил, какое словосочетание тебе больше понравилось? Отблагодари его”. Снежинка может потереть щеки тому ученику кусочком льда, заранее запасенным учителем. Это внесет элемент игры в урок, дети всколыхнутся и активизируются.)

Учитель:

Вот и подходит к концу наше путешествие. Запишите, пожалуйста, в тетрадях:

Снежная сказка.

Жила-была Снежинка. Однажды …

А что было однажды сочините и запишите дома. Как вы думаете, наш урок вам в этом поможет? Чем?

Учитель:

Долгожданный дан звонок –
Вот и кончился урок.
Получи сегодня “5” –
Завтра встретимся опять!

При выставлении оценок необходимо учесть и количество собранных каждым учеников “капелек” за правильные ответы.