Урок русского языка, 1-й класс. Тема: "Обозначение звука [й] с помощью буквы Й"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


I. Организационный момент.

Уч. С чего начнем наш урок?

Д. С приветствия.

Уч. А зачем люди приветствуют друг друга, говорят, здравствуйте?

Д. “Здравствуйте”, – ты скажешь человеку

“Здравствуй”, – улыбнется он в ответ.

И наверно не пойдет в аптеку

И здоровым будет тыщу лет.

Уч. Молодцы. Вот поэтому я приветствую всех присутствующих в нашем классе

“Добрый день”, – я всем сказала.

Д. “Добрый день”, – ответим мы.

Как две ниточки связали теплоты и доброты.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель вместе с детьми проектирует этапы уроков

а) Закрепление работы изученных букв (игра)

б) Повторение темы прошлого урока.

в) Знакомство и исследование новой проблемы.

Уч. Предлагаю игру “Найдите свой домик”

На доске синий домик – для твёрдых согласных и зелёный – для мягких. “Ученики получают карточки с буквами: Я, Е, Ю, Ё, И, и А, О, У, Э, Ы, обозначающими мягкость или твёрдость предшествующей согласной”.

Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. (Дети выходят из-за парт и гуляют по классу). Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и устремились к ним, но хозяин мог пустить в них только своих: в синий – А, О, У, Э, Ы, в зелёный – Я, Е, Ю, Ё, И, так как именно с их помощью “и с помощью Ь” происходит смягчение согласных.

Игра помогает детям ориентироваться в звуковой структуре слова и хорошо усвоить правила написания гласных после твёрдых и мягких согласных. Чтобы как можно больше учеников были участниками этой игры, можно проводить её два – три раза.

Уч. Объясните, почему выбрали соответствующий домик (дети объясняют работу гласных). Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием, а значит, усвоили работу гласных букв.

3. А теперь, ребята, угадайте какой звук, обозначает заблудившаяся буква? (Найдите её семью на ленте букв.)

а. Жучка будку не доела, неохота, надоело.

б. На остров налетел ураган, на пальме остался последний баран.

в. На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.

Ученики находят соответствующие данным буквам группы на ленте букв и дают звуковую характеристику.

3а. Работа в группах. Учащиеся образуют три группы, каждая группа получает задание: поломалось слово, надо его восстановить. (НИБОЦАЛЬ, ЧИККОЛЬЛОКО, КАРЬБИБОТЕЛИ).

Физкультурно-энергетическая пауза. (Упражнения, активизирующие работу левого и правого полушария головного мозга)

4. Найдите свою схему.

Четыре ученика “назначаются” словами КОТ, КИТ, КРОТ, ГУСЬ.

  • Вам необходимо выбрать свою модель и доказать, что это его схема.

Молодцы! Наступило время вспомнить о проблеме прошлого урока.

Ученики рассказывают о работе буквы “Ь”, строят схемы.

5. Работа в тетрадях и одновременно на доске (под диктовку).

дя, ве, ги, зя, бе, – звуковая модель

Уч.- теперь обозначьте мягкость соответствующих парных глухих звуков другим способом.

ть, фь, кь, сь, пь, – звуковая модель.

Уч. Вы хорошо справились с этим заданием.

6. Учитель предлагает картинки в названии предметов, которых есть мягкий “Ь”. Найдите на рисунке слова с мягким “Ь” в конце; в середине. Запишите эти слова под соответствующими схемами. Укажите сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Выполните эту работу в парах. Схемы на доске предложены учителем.

Молодцы, ребята! Вы правильно сделали вывод о том, что буква “Ь” звука не обозначает, но обойтись без неё нельзя.

Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова.

Физкульт. пауза (релаксация)

III. Знакомство и исследование новой проблемы. [Й]

На доске картинки “сарай”, “майка”. Учитель предлагает построить звуковые модели к данным словам. Затем обозначить звуки буквами, в процессе чего выделяется новый звук [Й '] и обозначение его буквой Й.

Фонетическая зарядка. – Как вскрикивают от испуга? (ОЙ?)

  • Чем мажут маленькую царапинку? (ЙОДОМ)

Уч. Ребята, кто желает изобразить букву Й? А кто может оживить эту букву?

  • Определите позицию [Й] в словах: сильный, хоккей, йод, линейка, шайба. (Вместе с учителем ученики строят алгоритм позиции звука в словах).
  • Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [Й ‘]: лиса, лайка, игрок, лицо, шайба, умывальник, соловей, икра, автобус, троллейбус, машина, змей, имя, чай.
  • Придумайте слова с новым звуком.
    1. Почитаем и узнаем, как превращаются слова.

      img1.gif (1278 bytes)

    2. Работа по букварю. (анализ звука, чтение столбиков слов с изучаемым звуком).
    3. Пропись. (штриховка по контуру буквы Й, печатание новой буквы, письмо строчной буквы Й).
    4. Букварь (стр.113). Чтение учителем текста: “Тайны леса”. Дети карандашом отмечают слова, в которых есть изучаемая буква, затем прочитывают их. После чего, беседа по тексту. Учитель предлагает хорошо научиться читать текст дома.
    5. Чтение скороговорки с ритмичным отбиванием кулачка о ладошку.
    6. Уч. Какой новый звук и что о нём узнали сегодня на уроке? Можете ли моделировать слова с этим звуком? (Да)
    7. Перспектива проблемы следующего урока.

Уч. Постройте звуковые модели слов: ЕЛЬ, ЮЛА, ЁЛКА.

Дети строят эти модели и сталкиваются с проблемой.

Уч. Ребята, нам предстоит на следующем уроке сделать новое открытие, ведь каждый день в школе открывает нам новое в Стране Знаний.