Цели:
- организовать желающих детей по углубленному знакомству со средствами выразительности: цвет, линия, материал;
- помочь детям передать определенный колорит, разнообразные оттенки цветов, при помощи подбора различных материалов;
- развивать чувство коллективизма и ответственности; воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Предварительная работа:
- зкскурсия за город; рассматривание природных ландшафтов Бурятии;
- разучивание с детьми стихотворения “Пейзаж”;
- сделать вместе с детьми простым карандашом на ватмане набросок пейзажа, увиденного на экскурсии.
Материалы:
- песок, гравий, галька;
- крупы: рис, гречка, перловка;
- скорлупа от кедровых и грецких орехов;
- пряжа зеленого и синего цветов, пуговицы;
- пенопласт, синтепон, кукуруза.
Учитель. Из наших предыдущих занятий о родном крае вы уже много знаете о Бурятии: о растительном и животном мире, об особенностях ландшафта Бурятии. Давайте вместе расскажем о Бурятии, ее природе: горы, покрытые хвойным лесом – тайгой, равнины и сопки, растительность разнообразна, животный мир богат. Расскажите, что мы видели на экскурсии. Опишите увиденную нами картину.
Ответы детей.
– Мы сегодня много говорили о пейзажах. Что такое пейзаж?
Ответы детей.
– А теперь послушайте стихотворение М. Яснова, которое так и называется “Пейзаж”.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш.
Обязательно картина
Называется пейзаж.
– Какими способами можно изобразить пейзаж?
(Живописью, аппликацией, барельефом,
конструированием).
А еще можно делать аппликацией из различных
материалов. Какие материалы можно использовать?
(Ткань, бумагу, сухие листья, гальку, семена
растений и др.)
А теперь давайте рассмотрим те материалы,
которые мы собрали с вами.
Материалы разложены на тарелочках. Воспитатель вместе с детьми рассматривают материалы, ощупывают, стараются определить основные свойства. Например: Галька – плоские камешки, гладкие и холодные на ощупь, твердые, но можно расколоть молотком и т.д.
Дидактическая игра “Происхождение материала”.
Разложить все приготовленные материалы на две группы, согласно символам: рука человека – материалы, созданные человеком; солнце – природные материалы.
Дидактическая игра “Узнай на ощупь”
С завязанными глазами определить, что за материал на тарелочке.
Учитель. Давайте отберем те материалы, которые нам понадобятся для изображения пейзажа и приступим к работе.
В ходе работы детей объясняют свой выбор материала для работы, последовательность действий.
Итог работы:
Что удалось?
Что получилось особенно хорошо?
Как можно было изобразить пейзаж по другому?