Цель:
– Познакомить
учащихся с творчеством писателя-земляка
А.В.Дорохова; воспитывать чувство любви к родному
краю и его природе на примере произведений
А.В.Дорохова.
– Развивать устную и письменную речь учащихся.
– Совершенствовать навыки работы с текстом
художественного произведения: умение составлять
аннотацию, рецензию, производить пересказ текста
по опорным словам.
– Воспитывать внимание к слову художественного
произведения.
– Прививать навыки самостоятельного
творческого мышления.
– Формировать положительную мотивацию к учёбе.
Оборудование:
– портрет А.В.Дорохова;
– стенд с фотографиями из домашнего альбома
писателя;
– выставка книг А.В.Дорохова;
– книга “На лесной опушке” на каждого ученика;
– аннотации и рецензии к произведениям писателя;
– pабочий лист на каждого ученика;
– сигнальные кружки для самооценки;
– магнитофонная запись обращения А.В.Дорохова к
ребятам.
Материалы к уроку:
– А.Дорохов. Длинными дорогами.
Сергиев Посад, 2001.
– А.Дорохов. Радости жизни. Сергиев Посад, 2002.
– А.Дорохов. Музыка детства. Сергиев Посад, 1996.
– А.Дорохов. На лесной опушке. Сергиев Посад, 1998.
Пояснения к рабочим моментам урока.
Заранее ученики были распределены по группам с учетом индивидуальных способностей и желания детей. Ребята из группы “Знатоки” получили домашнее задание прочитать несколько рассказов А.В.Дорохова и составить аннотацию к одному из них (Рис. 1). Ученики из группы “Критики” написали рецензию (Рис. 2) к наиболее интересному, с их точки зрения, рассказу.
На уроке представители групп “защищали” свои проекты.
Работала ещё одна группа – “Читатели”. Они подготовили презентацию новой книги А.В.Дорохова, а также чтение прозы наизусть.
В течение урока все учащиеся заполняли рабочий лист (Рис. 3).
Оценку своей работы на уроки дети поставили сигнальными кружками.
Ход урока
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. .
М. Пришвин
– Редким даром “открывать и показывать” сокровища природы обладает писатель, наш земляк Алексей Васильевич Дорохов.
Тема нашего урока: “Знакомство с творчеством писателя А.В.Дорохова”.
– Посмотрите на портрет писателя. Каким кажется вам изображенный здесь человек? (Запись нескольких слов на рабочий лист, задание 1).
– Перед вами портрет доброго, внимательного, мудрого человека. Он прожил большую жизнь.
Родился А.В.Дорохов 18 марта 1921 года в селе Алешковичи, что недалеко от города Брянска.
Село находилось у самого леса. Рядом были бесконечные поля, красивые луга. Сельские ребятишки любили играть в прятки в высокой, выше их роста, луговой траве. Маленькому Алёше (ему было 3 года) на шею вешали звонкий колокольчик, чтобы он не потерялся. Однажды Алёша оказался у самого леса. Вдруг он увидел, что какая-то серая лохматая собака несёт в зубах ягненка. Малыш замахнулся и закричал: “Отдай! Брось!”. Волк (а это был он!) не обратил внимания на ребенка, зато на крик Алёши и звон колокольчика прибежали старшие братья, успокоили мальчика и увели домой.
Писатель А.В.Дорохов вспоминал позже, что вот таким образом он встретился с живой природой и понял, что окружающий мир необходимо изучать.
Это удивительно, ребята, как писатель умеет видеть неповторимое, прекрасное в самых обычных явлениях природы, с какой любовью он пишет о “братьях наших меньших” и о людях нашего подмосковного края!
– Вы прочитали несколько рассказов А.В.Дорохова. Определите тему его произведений, запишите на рабочий лист.
– Какое настроение возникало у вас при чтении произведений писателя? (Запись на рабочий лист.)
– Обобщим сказанное. Что вы узнали о жизни А.В.Дорохова и его творчестве? (Ученики рассказывают, используя записи на рабочем листе.)
III. Знакомство с произведениями А.В.Дорохова
– Ребята из групп готовы поделиться с вами впечатлениями от прочитанных рассказов.
Ребята –“Знатоки” подготовили аннотации. (3–4 представителя из группы “защищают” свой проект-аннотацию.)
“Критики” составили рецензию. (3-4 выступления.)
– Каково ваше впечатление от услышанных сообщений? Какие рассказы привлекли ваше внимание? Какие захотелось прочитать?
IV. Презентация новой книги
– Вы уже знакомы с героями книги А.В.Дорохова “Музыка детства”. Сейчас – презентация новой книги автора. Её проводит группа “Читатели”.
Представляем вам сборник рассказов “Радости жизни”, который вышел из печати в 2002 году. В нём писатель продолжает разговор о подмосковной природе, о людях нашего края.
Ваше внимание, несомненно, привлекут рассказы “Отважный воробей”, “Белое чудо”, “О чём шептались деревья”, “Приманка” и другие, повествующие о маленьких тайнах природы.
Вам интересно будет взглянуть на фотографии из семейного архива А.В.Дорохова, помещённые в книге.
Рады также сообщить, что в издательстве уже подготовлена к печати книга “Алёшкино детство”. Надеемся, что рассказы и рисунки из этой книги вам понравятся, вы с удовольствием прочтёте о том, как проходило детство уже знакомого вам мальчика Алёши.
V. Чтение-рассматривание книги А.В.Дорохова “На лесной опушке”
– Сегодня мы познакомимся с книгой писателя “На лесной опушке”.
Рассмотрим книгу.
1. О чём рассказывает обложка?
2. На титульном листе найдите выходные данные,
сделайте сообщение о книге.
3. Чьё обращение вы видите в предисловии? С какими
словами обращается к вам, читателям, Юрий
Любопытнов, друг и коллега А.В.Дорохова?
Эта книга будет интересна тем, кто бережно относится к природе, кто хочет постичь некоторые её тайны.
“Читатели” приготовили для вас чтение прозы наизусть: рассказы “Обманщица”, “Храбрый кузнечик”, “Кот-рыболов”. (Дети читают наизусть; после чтения каждого рассказа следует задать классу вопросы по содержанию.)
– Найдите в оглавлении рассказ “Лосево лекарство”, откройте нужную страницу. (Чтение вслух “цепочкой” по абзацам выполняет группа “Читатели”.)
– Вопросы к классу:
1. О каком лекарстве узнали?
2. Какова главная мысль рассказа?
3. Прочитайте, что дед Фёдор сказал внуку о
лекарстве.
4. А вы встречали это лекарство в лесу? Как
поступали?
5. Какой запрещающий знак вам хотелось бы
поставить в лесу для грибников после чтения
рассказа? (Словесное рисование запрещающего
знака.)
– Предлагаю разгадать кроссворд, составленный по рассказу “Лосево лекарство”. (Самостоятельное разгадывание кроссворда, затем – проверка. См. задание II на рис. 3).
VI. Домашнее задание
– Прочитайте остальные рассказы из книги А.В.Дорохова “На лесной опушке”; нарисуйте запрещающий знак по тексту любого рассказа на тему: “Защитим природу”.
VII. Обобщение. Мини-сочинение
– Мы видим, ребята, как трепетно писатель относится к природе. Его произведения учат любить природу, беречь её.
Несомненно, многие рассказы А.В.Дорохова понравились вам. Поделитесь своим мнением о творчестве нашего талантливого земляка. Напишите мини-сочинение по вопросам:
1. Что узнали о творчестве А.В.Дорохова?
2. О чём (о ком) писал автор?
3. Чему тебя научили рассказы писателя?
(Дети пишут мини-сочинение на рабочем листе, задание III; зачитывают вслух несколько работ; выставляют себе оценку сигнальными кружками.)
VIII. Заключение
– Послушайте магнитофонную запись обращения писателя к вам, ребята.
Дорогие ребята!
Очень рад, что вам нравятся мои книги, что вашу душу тронули судьбы их героев.
С большой любовью я пишу рассказы о нашей родной подмосковной природе, которую я бесконечно люблю с самых юных лет.
Полюбите и вы родную природу всем сердцем! Изучайте её, и она откроет вам свои малые и большие тайны, научит видеть и понимать красоту окружающего мира и нашего родного Подмосковья.
Природа нуждается в вашей защите. Оберегайте и умножайте её богатство!
Искренне желаю вам, дорогие ребята, успехов во всём: в учёбе, в жизни.
Ваш Алексей Васильевич Дорохов,
член Союза журналистов России,
заслуженный работник культуры РСФСР, писатель
– Благодарю вас, ребята, за хорошую работу на уроке. Желаю вам быть настоящими хозяевами природы, её защитниками и исследователями. Изучайте тайны природы, учитесь видеть вокруг себя её красоту.
Урок окончен