Контроль уровня подготовки учащихся на уроках мировой художественной культуры в педагогическом колледже

Разделы: МХК и ИЗО


Традиционно подготовка учителя в среднем профессиональном педагогическом образовательном учреждении отличается от вузовской большей практической направленностью. С переходом педагогических училищ в статус колледжей повышенный уровень квалификации выпускников обеспечивается, в том числе, увеличением доли общекультурной фундаментальной подготовки студентов. Однако, пока еще по–прежнему срабатывает стереотип, в соответствии с которым наиболее важными и значимыми считаются дисциплины общепрофессиональной и предметной подготовки. К общим гуманитарным и социально–экономическим дисциплинам отношение иное – как к общеразвивающим, в целом конечно нужным, но второстепенным. Например, образовательным стандартом среднего педагогического образования на изучение фундаментальных наук отводится в среднем от 32 до 68 аудиторных часов (на философию – 44 часа, на отечественную историю – 62 часа, на мировую художественную культуру – 64 часа), в то время, как на прикладные науки – в несколько раз больше (методики преподавания отдельных предметов – от 78 до 124 часов). Соответственно, отличаются и требования к уровню подготовки студентов по этим предметам. Если по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки выпускник должен “знать” и “уметь”, то изучив общие гуманитарные и социально–экономические предметы, он должен чаще всего лишь “иметь представление”. Но ведь именно эти общие гуманитарные и социально–экономические дисциплины имеют мировоззренческое значение и могут способствовать формированию ценностных установок не только по отношению к будущей профессиональной деятельности, но и по отношению к миру людей и вещей. Одним из путей разрешения возникающего противоречия может стать уровневая (ступенчатая) система контроля качества подготовки студентов по дисциплинам общекультурной подготовки, и частности по “Мировой художественной культуре”.

Предмет “Мировая художественная культура” (МХК) изучается в Каменск–Уральском педагогическом колледже, как правило, на 1–2 курсах (конкретный семестр и объем различаются на разных специальностях). Целью курса МХК является изучение разнообразных проявлений художественной деятельности различных народов и наций в каждой конкретной исторической эпохе от древности до наших дней. При этом сумма конкретных знаний призвана стать средством для готовности и способности студентов к самостоятельному изучению художественных ценностей, познанию себя в мире культуры и мира культуры в себе.

С учетом факторов, обозначенных выше, была разработана система контроля, призванная не только оценивать степень достижения каждым студентом требований образовательного стандарта (“иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств”), но и дающая возможность каждому студенту выбрать для себя уровень освоения дисциплины (и соответственно оценку). Данная система контроля мотивирует студентов к развитию у себя ряда как общеучебных, так и профессионально–значимых умений, а также способствует становлению и проявлению их ценностного отношения к явлениям художественной культуры.

Теоретической основой для создания разработанной системы контроля явились разработки В.П.Беспалько.

В ходе изучения курса МХК предполагается три уровня усвоения учебного материала (из четырех возможных, предложенных названным исследователем). Первый уровень предполагает действия с подсказкой (деятельность по узнаванию, уровень знакомства). Второй уровень – действия по памяти (деятельность по воспроизведению, алгоритмический уровень). И наконец, третий уровень – продуктивная деятельность с опорой на схожие алгоритмы (эвристический уровень). Выход на четвертый, творческий уровень контрольными заданиями не предполагается, так как, для продуктивной деятельности в новой области, для продуцирования объективно новой информации необходим иной уровень преподавания (и освоения) учебного материала, большее количество аудиторных часов. Однако для отдельных студентов, готовых к исследовательской деятельности, возможны индивидуальные творческие задания.

С итоговыми требованиями студенты знакомятся на первом уроке. Контроль достижения каждым студентом цели курса осуществляется в ходе семинарских занятий и итогового экзамена. Любой семинар (и экзамен) предполагают два этапа: тест и устное задание. Выполнение теста является обязательным для всех, второе задание выполняется либо не выполняется (по желанию студента). Наличие оценки за каждый семинар – обязательной условие получения положительной оценки за семестр.

Таким образом, каждый студент имеет возможность выбрать уровень, на котором он хочет освоить и освоил курс МХК. Если студент считает возможным для себя освоить предмет на уровне репродуктивном и получить за это оценку “3”, то он и на семинарах, и на экзамене ограничивается выполнением только тестовых заданий. Если студент претендует на оценку “4” или “5”, то предполагается, что он и на семинарах, и на экзамене кроме обязательного для всех теста выполняет задания с частично–поисковой или творческой направленностью. Примеры заданий, предлагаемых студентам на семинаре на итоговом экзамене, приведены в приложении.

Достоинством такой системы контроля и, одновременно, затруднением, имеющим образовательное значение для учащихся, является, прежде всего, сама ситуация выбора: выбора уровня усвоения учебных элементов дисциплины, предполагаемой оценки, возможности самореализации в данной области знания. Для преподавателя данная система дает возможность объективности, систематичности контроля, “прозрачности” для студентов параметров и критериев оценочной деятельности педагога. Кроме того, появляется возможность диагностики не только уровня знаний и умений студентов, но и интереса, мотивации к изучению предмета.

Однако необходимо отметить, что описанная система контроля может применяться только на предметах общекультурного блока, которые в качестве стандарта предполагают уровень ознакомления с предметом изучения. Кроме того, она предпочтительна лишь на 1–2 курсах, так как на следующей ступени обучения к студентам предъявляется более высокий уровень требований.

Семинар “Художественная культура эпохи Возрождения”

1 этап Тест на знание основных терминов, упоминаемых в учебнике и конспекте, а также имен выдающихся мастеров эпохи Возрождения (Итальянского и Северного) и названий их произведений. Максимально возможная оценка “3”.

2 этап На выбор:

Если претендовать на оценку “4” – составление сравнительной таблицы “Итальянское и Северное Возрождение”. Параметры сравнения выбираются самостоятельно.

Задачи работы (и показатели оценивания):

    1. Закрепить знание материала по теме “Итальянское и Северное Возрождение”.
    2. Научиться сравнивать, выбирая самостоятельно параметры, по которым производится сравнение.
    3. Научиться выделять главное при определении параметров сравнения.

Если претендовать на оценку “5” – ответ на уроке на один из вопросов (на выбор студента):

    1. Рассказать о произведении искусства (живописном) Итальянского Возрождения, как это мог бы сделать житель одной из стран северной Европы того времени (Нидерландов, Германии, Франции, Испании).
    2. Рассказать о произведении искусства (живописном) Северного Возрождения так, как это мог бы сделать житель Италии того времени .

Произведение искусства будет предложено непосредственно на уроке. На подготовку ответа будет дано до 15 минут. Работу можно выполнить либо индивидуально, либо в паре.

Для выполнения работы необходимо знать “свою” художественную культуру, ее правила, нормы, ценности, типичные сюжеты и т.д., а также суметь выразить свое отношение к “чужой” художественной культуре, которое может сформироваться в сравнении со “своей”.

Задачи работы (и показатели оценивания):

    1. Закрепить знание материала по теме “Итальянское и Северное Возрождение”.
    2. Научиться сравнивать, выбирая самостоятельно параметры, по которым производится сравнение.
    3. Научиться смотреть на явление окружающего мира глазами другого человека.
    4. Закрепить умения рассказывать (например, о художественном произведении), грамотно демонстрировать репродукцию произведения искусства.

Экзамен по мировой художественной культуре

Первая часть экзамена – тест (обязательный для всех), вторая часть экзамена – для тех, кто написал тест на положительную оценку и желает попробовать получить более высокую оценку

Экзаменационный тест

Выберите один ответ из предложенных

  1. Неприятие “вульгарной” действительности, бунт против нее, бегство в сферу вымысла, фантазий характерны для эстетики:
    1. Барокко;
    2. Романтизма;
    3. Символизма.
  2. Временные границы итальянского Возрождения:
    1. XIII–XVI вв.;
    2. XIV–XVI вв.;
    3. XV–XVI вв.
  3. Открытие законов перспективы в изобразительном искусстве произошло
    1. В итальянском Возрождении;
    2. В Северном Возрождении.
  4. Стремление к подвижному, живописному, постоянно иллюзорно изменяющемуся облику зданий характерно для архитектуры:
    1. Испанского Возрождения;
    2. Итальянского Возрождения;
    3. Классицизма;
    4. Барокко.
  5. Рождение оперы как музыкального жанра произошло
    1. В эпоху Возрождения;
    2. В эпоху барокко.
  6. Выберите словосочетание, не являющееся условным правилом трех единств классицистического театра:
    1. Единство действия;
    2. Единство места;
    3. Единство героев;
    4. Единство времени.
  7. Творчество Антуана Ватто – это наиболее яркое появление:
    1. Рококо;
    2. Просветительсого классицизма;
    3. Просветительского реализма;
    4. Сентиментализма.
  8. Важнейшая идея, характерная для “серебряного века” российской культуры:
    1. Познание высших духовных ценностей;
    2. Отрицание всего предшествующего искусства;
    3. Возврат к древним, античным традициям.
  9. Пейзажный парк выражает идеи:
    1. Возрождения;
    2. Классицизма;
    3. Барокко;
    4. Романтизма.
  10. Для искусства России XVIII века характерно:
    1. Последовательное развитие стиля барокко;
    2. Становление и развитие стиля классицизм;
    3. Параллельное сосуществование и развитие нескольких стилей.
  11. Парсуна – это:
    1. Русская икона XVII века;
    2. Русский портрет с натуры XVII века.
  12. Романтизм в русской живописи развивается:
    1. В конце XVIII века;
    2. В начале XIX века.
  13. Учение о двух мирах – реальном и непостижимом, непознаваемом мире сущностей легло в основу эстетики:
    1. Романтизма;
    2. Сентиментализма;
    3. Символизма;
    4. Постимпрессионизма.
  14. Передача мгновенного впечатления от реальности характерна для:
    1. Реализма;
    2. Импрессионизма;
    3. Постимпрессионизма;
    4. Символизма.
  15. Целостность создаваемого художественного образа от проектирования здания до мебели, посуды, украшений характерна для:
    1. Ампира;
    2. Модерна;
    3. Эклектики.
  16. Основа мировоззрения эпохи Возрождения:
    1. Противоречие между иллюзией и реальностью;
    2. Гуманизм.

    Выберите несколько правильных ответов.

  17. Какие области изобразительного искусства получили развитие в России в эпоху Петра I:
    1. Портрет;
    2. Пейзаж;
    3. Гравюра;
    4. Историческая картина;
    5. Миниатюра на эмали.
  18. Какие стили (направления) развивались в европейском искусстве в эпоху Просвещения:
    1. Сентиментализм;
    2. Романтизм;
    3. Просветительский классицизм;
    4. Просветительский реализм;
    5. Революционный классицизм;
    6. Рококо.
  19. Выберите фамилии художников, чье творчество развивалось вне художественных стилей:
    1. Антуан Ватто;
    2. Рембрандт Харменс Ван Рейн;
    3. Клод Лоррен;
    4. Микеланджело Караваджо;
    5. Питер Пауль Рубенс.

    Установите соответствие: буква – цифра.

  20. К какой художественной школе относится творчество каждого из представителей искусства Возрождения:
    1. Данте Алигьери;
    2. Альбрехт Дюрер;
    3. Лопе де Вега;
    4. Рафаэль Санти;
    5. Жан Фуке;
    6. Эразм Роттердамский;
    7. Тициан;
    8. Ян Ван Эйк;
    9. Филлиппо Брунеллески;
      1. Итальянская;
      2. Нидерландская;
      3. Германская;
      4. Французская;
      5. Испанская.
  21. Назовите авторов перечисленных произведений:
    1. “Купание Дианы”;
    2. “Волшебная флейта”;
    3. “Юлия или Новая Элоиза”;
    4. “Призвание апостола Матфея”;
    5. “Госпожа Бовари”.
      1. Гюстав Флобер;
      2. Жан Жак Русо;
      3. Иоганн Вольфганг Гете;
      4. Антуан Ватто;
      5. Франсуа Буше;
      6. Вольфгаг Амадей Моцарт;
      7. Микеланджело Караваджо.
  22. К какому стилю (направлению, течению) относится творчество следующих авторов:
    1. Джордж Гордон Байрон;
    2. Винсент Ван Гог;
    3. Клод Дебюсси;
    4. Оноре де Бальзак;
    5. Эжен Делакруа;
    6. Франц Штук;
    7. Эдуард Мане.
      1. Романтизм;
      2. Критический реализм;
      3. Импрессионизм;
      4. Постимпрессионизм;
      5. Модерн.
  23. В каком виде искусства проявили себя следующие представители художественной культуры:
    1. М.Дюшан;
    2. П.Булез;
    3. А.Тарковский;
    4. А.Матисс;
    5. Р.Кент.
      1. Музыка;
      2. Литература;
      3. Изобразительное искусство;
      4. Театр;
      5. Кино;
      6. Скульптура.

    Напишите ответ на вопрос.

  24. Назовите фамилии 5 представителей европейского классицизма с указанием вида искусства, в котором они работали.
  25. Назовите фамилии двух представителей русского барокко (рококо) с указанием вида искусства, в котором они работали.
  26. Назовите фамилии 5 художников, входивших в состав “Товарищества передвижных художественных выставок”.
  27. Назовите фамилии 5 представителей искусства ХХ века. Напишите, r какому течению относится творчество каждого из них.

Вопросы для устной части экзамена (возможные оценки – от “3” до “5” баллов)

Взяв на экзамене билет с одним из приведенных ниже вопросов, в течение 1,5 часов, работая в библиотеке с любыми источниками, необходимо приготовить и представить группе сообщение (фрагмент урока) продолжительностью 15 минут, раскрывающее заявленную тему.

  1. Образ человека в портретной живописи итальянского Возрождения
  2. Северное Возрождение и традиции готического искусства
  3. Барокко в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке.
  4. Рококо и творчество А.Ватто.
  5. Регулярный парк и идеи классицизма.
  6. Образ человека в произведениях искусства классицизма и романтизма (на примере 1–2 произведений).
  7. XVII век – последний этап в истории русской средневековой культуры (на примере 2–3 произведений искусства).
  8. Становление светского искусства в России в 18 веке.
  9. Многообразие течений в искусстве Европы на рубеже XIX–XX веков.
  10. Художественные объединения в искусстве России 60–70х годов XIX века.
  11. Духовные искания в произведениях искусства Серебряного века.

Критерии оценки устного выступления:

  1. Достоверность, научность.
  2. Использование имеющихся теоретических знаний (МХК, психолого–педагогические дисциплины) при работе с аудиторией.
  3. Речь (грамотность, эмоциональность, выразительность, доступность рассказа).
  4. Дополнительно может оцениваться оригинальность и умение вызвать у слушателей интерес к материалу.