Традиционно подготовка учителя в среднем профессиональном педагогическом образовательном учреждении отличается от вузовской большей практической направленностью. С переходом педагогических училищ в статус колледжей повышенный уровень квалификации выпускников обеспечивается, в том числе, увеличением доли общекультурной фундаментальной подготовки студентов. Однако, пока еще по–прежнему срабатывает стереотип, в соответствии с которым наиболее важными и значимыми считаются дисциплины общепрофессиональной и предметной подготовки. К общим гуманитарным и социально–экономическим дисциплинам отношение иное – как к общеразвивающим, в целом конечно нужным, но второстепенным. Например, образовательным стандартом среднего педагогического образования на изучение фундаментальных наук отводится в среднем от 32 до 68 аудиторных часов (на философию – 44 часа, на отечественную историю – 62 часа, на мировую художественную культуру – 64 часа), в то время, как на прикладные науки – в несколько раз больше (методики преподавания отдельных предметов – от 78 до 124 часов). Соответственно, отличаются и требования к уровню подготовки студентов по этим предметам. Если по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки выпускник должен “знать” и “уметь”, то изучив общие гуманитарные и социально–экономические предметы, он должен чаще всего лишь “иметь представление”. Но ведь именно эти общие гуманитарные и социально–экономические дисциплины имеют мировоззренческое значение и могут способствовать формированию ценностных установок не только по отношению к будущей профессиональной деятельности, но и по отношению к миру людей и вещей. Одним из путей разрешения возникающего противоречия может стать уровневая (ступенчатая) система контроля качества подготовки студентов по дисциплинам общекультурной подготовки, и частности по “Мировой художественной культуре”.
Предмет “Мировая художественная культура” (МХК) изучается в Каменск–Уральском педагогическом колледже, как правило, на 1–2 курсах (конкретный семестр и объем различаются на разных специальностях). Целью курса МХК является изучение разнообразных проявлений художественной деятельности различных народов и наций в каждой конкретной исторической эпохе от древности до наших дней. При этом сумма конкретных знаний призвана стать средством для готовности и способности студентов к самостоятельному изучению художественных ценностей, познанию себя в мире культуры и мира культуры в себе.
С учетом факторов, обозначенных выше, была разработана система контроля, призванная не только оценивать степень достижения каждым студентом требований образовательного стандарта (“иметь представление об основных этапах развития мировой художественной культуры, ее направлениях и стилях, о становлении современной системы искусств”), но и дающая возможность каждому студенту выбрать для себя уровень освоения дисциплины (и соответственно оценку). Данная система контроля мотивирует студентов к развитию у себя ряда как общеучебных, так и профессионально–значимых умений, а также способствует становлению и проявлению их ценностного отношения к явлениям художественной культуры.
Теоретической основой для создания разработанной системы контроля явились разработки В.П.Беспалько.
В ходе изучения курса МХК предполагается три уровня усвоения учебного материала (из четырех возможных, предложенных названным исследователем). Первый уровень предполагает действия с подсказкой (деятельность по узнаванию, уровень знакомства). Второй уровень – действия по памяти (деятельность по воспроизведению, алгоритмический уровень). И наконец, третий уровень – продуктивная деятельность с опорой на схожие алгоритмы (эвристический уровень). Выход на четвертый, творческий уровень контрольными заданиями не предполагается, так как, для продуктивной деятельности в новой области, для продуцирования объективно новой информации необходим иной уровень преподавания (и освоения) учебного материала, большее количество аудиторных часов. Однако для отдельных студентов, готовых к исследовательской деятельности, возможны индивидуальные творческие задания.
С итоговыми требованиями студенты знакомятся на первом уроке. Контроль достижения каждым студентом цели курса осуществляется в ходе семинарских занятий и итогового экзамена. Любой семинар (и экзамен) предполагают два этапа: тест и устное задание. Выполнение теста является обязательным для всех, второе задание выполняется либо не выполняется (по желанию студента). Наличие оценки за каждый семинар – обязательной условие получения положительной оценки за семестр.
Таким образом, каждый студент имеет возможность выбрать уровень, на котором он хочет освоить и освоил курс МХК. Если студент считает возможным для себя освоить предмет на уровне репродуктивном и получить за это оценку “3”, то он и на семинарах, и на экзамене ограничивается выполнением только тестовых заданий. Если студент претендует на оценку “4” или “5”, то предполагается, что он и на семинарах, и на экзамене кроме обязательного для всех теста выполняет задания с частично–поисковой или творческой направленностью. Примеры заданий, предлагаемых студентам на семинаре на итоговом экзамене, приведены в приложении.
Достоинством такой системы контроля и, одновременно, затруднением, имеющим образовательное значение для учащихся, является, прежде всего, сама ситуация выбора: выбора уровня усвоения учебных элементов дисциплины, предполагаемой оценки, возможности самореализации в данной области знания. Для преподавателя данная система дает возможность объективности, систематичности контроля, “прозрачности” для студентов параметров и критериев оценочной деятельности педагога. Кроме того, появляется возможность диагностики не только уровня знаний и умений студентов, но и интереса, мотивации к изучению предмета.
Однако необходимо отметить, что описанная система контроля может применяться только на предметах общекультурного блока, которые в качестве стандарта предполагают уровень ознакомления с предметом изучения. Кроме того, она предпочтительна лишь на 1–2 курсах, так как на следующей ступени обучения к студентам предъявляется более высокий уровень требований.
Семинар “Художественная культура эпохи Возрождения”
1 этап Тест на знание основных терминов, упоминаемых в учебнике и конспекте, а также имен выдающихся мастеров эпохи Возрождения (Итальянского и Северного) и названий их произведений. Максимально возможная оценка “3”.
2 этап На выбор:
Если претендовать на оценку “4” – составление сравнительной таблицы “Итальянское и Северное Возрождение”. Параметры сравнения выбираются самостоятельно.
Задачи работы (и показатели оценивания):
- Закрепить знание материала по теме “Итальянское и Северное Возрождение”.
- Научиться сравнивать, выбирая самостоятельно параметры, по которым производится сравнение.
- Научиться выделять главное при определении параметров сравнения.
Если претендовать на оценку “5” – ответ на уроке на один из вопросов (на выбор студента):
- Рассказать о произведении искусства (живописном) Итальянского Возрождения, как это мог бы сделать житель одной из стран северной Европы того времени (Нидерландов, Германии, Франции, Испании).
- Рассказать о произведении искусства (живописном) Северного Возрождения так, как это мог бы сделать житель Италии того времени .
Произведение искусства будет предложено непосредственно на уроке. На подготовку ответа будет дано до 15 минут. Работу можно выполнить либо индивидуально, либо в паре.
Для выполнения работы необходимо знать “свою” художественную культуру, ее правила, нормы, ценности, типичные сюжеты и т.д., а также суметь выразить свое отношение к “чужой” художественной культуре, которое может сформироваться в сравнении со “своей”.
Задачи работы (и показатели оценивания):
- Закрепить знание материала по теме “Итальянское и Северное Возрождение”.
- Научиться сравнивать, выбирая самостоятельно параметры, по которым производится сравнение.
- Научиться смотреть на явление окружающего мира глазами другого человека.
- Закрепить умения рассказывать (например, о художественном произведении), грамотно демонстрировать репродукцию произведения искусства.
Экзамен по мировой художественной культуре
Первая часть экзамена – тест (обязательный для всех), вторая часть экзамена – для тех, кто написал тест на положительную оценку и желает попробовать получить более высокую оценку
Экзаменационный тест
Выберите один ответ из предложенных
- Неприятие “вульгарной” действительности, бунт против нее, бегство в сферу вымысла, фантазий характерны для эстетики:
- Барокко;
- Романтизма;
- Символизма.
- Временные границы итальянского Возрождения:
- XIII–XVI вв.;
- XIV–XVI вв.;
- XV–XVI вв.
- Открытие законов перспективы в изобразительном искусстве произошло
- В итальянском Возрождении;
- В Северном Возрождении.
- Стремление к подвижному, живописному, постоянно иллюзорно изменяющемуся облику зданий характерно для архитектуры:
- Испанского Возрождения;
- Итальянского Возрождения;
- Классицизма;
- Барокко.
- Рождение оперы как музыкального жанра произошло
- В эпоху Возрождения;
- В эпоху барокко.
- Выберите словосочетание, не являющееся условным правилом трех единств классицистического театра:
- Единство действия;
- Единство места;
- Единство героев;
- Единство времени.
- Творчество Антуана Ватто – это наиболее яркое появление:
- Рококо;
- Просветительсого классицизма;
- Просветительского реализма;
- Сентиментализма.
- Важнейшая идея, характерная для “серебряного века” российской культуры:
- Познание высших духовных ценностей;
- Отрицание всего предшествующего искусства;
- Возврат к древним, античным традициям.
- Пейзажный парк выражает идеи:
- Возрождения;
- Классицизма;
- Барокко;
- Романтизма.
- Для искусства России XVIII века характерно:
- Последовательное развитие стиля барокко;
- Становление и развитие стиля классицизм;
- Параллельное сосуществование и развитие нескольких стилей.
- Парсуна – это:
- Русская икона XVII века;
- Русский портрет с натуры XVII века.
- Романтизм в русской живописи развивается:
- В конце XVIII века;
- В начале XIX века.
- Учение о двух мирах – реальном и непостижимом, непознаваемом мире сущностей легло в основу эстетики:
- Романтизма;
- Сентиментализма;
- Символизма;
- Постимпрессионизма.
- Передача мгновенного впечатления от реальности характерна для:
- Реализма;
- Импрессионизма;
- Постимпрессионизма;
- Символизма.
- Целостность создаваемого художественного образа от проектирования здания до мебели, посуды, украшений характерна для:
- Ампира;
- Модерна;
- Эклектики.
- Основа мировоззрения эпохи Возрождения:
- Противоречие между иллюзией и реальностью;
- Гуманизм.
- Какие области изобразительного искусства получили развитие в России в эпоху Петра I:
- Портрет;
- Пейзаж;
- Гравюра;
- Историческая картина;
- Миниатюра на эмали.
- Какие стили (направления) развивались в европейском искусстве в эпоху Просвещения:
- Сентиментализм;
- Романтизм;
- Просветительский классицизм;
- Просветительский реализм;
- Революционный классицизм;
- Рококо.
- Выберите фамилии художников, чье творчество развивалось вне художественных стилей:
- Антуан Ватто;
- Рембрандт Харменс Ван Рейн;
- Клод Лоррен;
- Микеланджело Караваджо;
- Питер Пауль Рубенс.
- К какой художественной школе относится творчество каждого из представителей искусства Возрождения:
- Данте Алигьери;
- Альбрехт Дюрер;
- Лопе де Вега;
- Рафаэль Санти;
- Жан Фуке;
- Эразм Роттердамский;
- Тициан;
- Ян Ван Эйк;
- Филлиппо Брунеллески;
- Итальянская;
- Нидерландская;
- Германская;
- Французская;
- Испанская.
- Назовите авторов перечисленных произведений:
- “Купание Дианы”;
- “Волшебная флейта”;
- “Юлия или Новая Элоиза”;
- “Призвание апостола Матфея”;
- “Госпожа Бовари”.
- Гюстав Флобер;
- Жан Жак Русо;
- Иоганн Вольфганг Гете;
- Антуан Ватто;
- Франсуа Буше;
- Вольфгаг Амадей Моцарт;
- Микеланджело Караваджо.
- К какому стилю (направлению, течению) относится творчество следующих авторов:
- Джордж Гордон Байрон;
- Винсент Ван Гог;
- Клод Дебюсси;
- Оноре де Бальзак;
- Эжен Делакруа;
- Франц Штук;
- Эдуард Мане.
- Романтизм;
- Критический реализм;
- Импрессионизм;
- Постимпрессионизм;
- Модерн.
- В каком виде искусства проявили себя следующие представители художественной культуры:
- М.Дюшан;
- П.Булез;
- А.Тарковский;
- А.Матисс;
- Р.Кент.
- Музыка;
- Литература;
- Изобразительное искусство;
- Театр;
- Кино;
- Скульптура.
- Назовите фамилии 5 представителей европейского классицизма с указанием вида искусства, в котором они работали.
- Назовите фамилии двух представителей русского барокко (рококо) с указанием вида искусства, в котором они работали.
- Назовите фамилии 5 художников, входивших в состав “Товарищества передвижных художественных выставок”.
- Назовите фамилии 5 представителей искусства ХХ века. Напишите, r какому течению относится творчество каждого из них.
Выберите несколько правильных ответов.
Установите соответствие: буква – цифра.
Напишите ответ на вопрос.
Вопросы для устной части экзамена (возможные оценки – от “3” до “5” баллов)
Взяв на экзамене билет с одним из приведенных ниже вопросов, в течение 1,5 часов, работая в библиотеке с любыми источниками, необходимо приготовить и представить группе сообщение (фрагмент урока) продолжительностью 15 минут, раскрывающее заявленную тему.
- Образ человека в портретной живописи итальянского Возрождения
- Северное Возрождение и традиции готического искусства
- Барокко в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке.
- Рококо и творчество А.Ватто.
- Регулярный парк и идеи классицизма.
- Образ человека в произведениях искусства классицизма и романтизма (на примере 1–2 произведений).
- XVII век – последний этап в истории русской средневековой культуры (на примере 2–3 произведений искусства).
- Становление светского искусства в России в 18 веке.
- Многообразие течений в искусстве Европы на рубеже XIX–XX веков.
- Художественные объединения в искусстве России 60–70х годов XIX века.
- Духовные искания в произведениях искусства Серебряного века.
Критерии оценки устного выступления:
- Достоверность, научность.
- Использование имеющихся теоретических знаний (МХК, психолого–педагогические дисциплины) при работе с аудиторией.
- Речь (грамотность, эмоциональность, выразительность, доступность рассказа).
- Дополнительно может оцениваться оригинальность и умение вызвать у слушателей интерес к материалу.