Интегрированное учебное занятие на основе сюжетного построения учебного дня

Разделы: Внеклассная работа


Соавторы: Литвинова Н.А., Галахина Т.И.

Тема занятия “Заглянем в кладовые Земли”

Цели учебного дня: развитие психических процессов и личностных качеств учащихся, развитие эмоционально-эстетического восприятия природы, воспитание бережного отношения к богатствам природы.

Темы по предметам

  • Литературное чтение: П.Бажов “Серебряное копытце”.
  • Мир вокруг нас: “Песок и глина”.
  • Художественный труд: “Лепка игрушки по мотивам народных образцов”.
  • Изобразительное искусство: “Ознакомление с произведениями народного искусства (дымковские и филимоновские глиняные игрушки)”.

Образовательные задачи по предметам

  • Литературное чтение: познакомить с особенностями сказов П.Бажова; раскрыть гуманистическую идею произведения.
  • Мир вокруг нас: изучить свойства песка и глины, условия их добычи, использование в народном хозяйстве.
  • Художественный труд: расширить и уточнить знания учащихся о народных промыслах; совершенствовать приёмы лепки сложной фигуры из целого куска глины.
  • Изобразительное искусство: закреплять разнообразные приёмы работы кистью при рисовании декоративных элементов узора.

Понятийный словарь

Сказ, недра Земли, камень-самоцвет, хризолит, водопроницаемость, вязкость, сыпучесть, месторождение, народный промысел, пластичность, декоративно-прикладное искусство.

Учебный предмет Этап урока Содержание

Введение в тему учебного дня. Постановка цели.

Литературное чтение Вводное слово учителя Рассказ учителя о сказах П.Бажова.
В основе сказов – уральские горнозаводские предания, байки и сказки.
В центре сказов – отношения между рабочими и владельцами горных разработок и заводов.
Волшебные персонажи – Хозяйка Медной горы, Золотая змейка и др. – олицетворение природы Урала, богатств недр уральской земли.
Своеобразие языка произведения.
Знакомство с текстом произведения П.Бажова “Серебряное копытце”. Чтение произведения учителем.
Вопрос на понимание прочитанного:
Почему Серебряное копытце появился и подарил Дарёнке самоцветы?
Работа по содержанию текста. (Акцентное вычитывание). Чтение учащимися I части сказа.
Беседа по прочитанному.
Почему Кокованя решил взять к себе Дарёнку?
Почему Дарёнка согласилась пойти к Коковане?
Какой характер был у старика?
Что можно сказать о Дарёнке?

Чтение учащимися II части (ролевое чтение диалога).
Самостоятельная выборочная работа с текстом. Составление рассказа-описания “Козлик Серебряное копытце”.
Комбинированное чтение 3-5 частей произведения.
Выборочное чтение отрывков:
а) первое появление козла;
б) второе появление козла;

Просмотр отрывка видеофильма Кульминационный момент – козёл на крыше балагана.
Заключительная беседа Главные нравственные вопросы, поставленные в сказе:
Кому должны открыться сокровища земли?
Кто и за что должен быть вознаграждён?
Какие качества людей привлекательны, а какие отвратительны?
Как должен человек пользоваться недрами земли?
Почему именно Дарёнке показался волшебный козёл и подарил дорогие камни?
Природоведение Знакомство с новым материалом 1. Презентация

Кадр 1. “Полезные ископаемые”.
- Человек с давних пор использует богатства земных кладовых, к которым относятся горные породы.
Горные породы разнообразны. Это – гранит, известняк,… (свойства), которые используются в строительстве.
Горные породы образуют толщу Земли. Их легко увидеть в горах, многие горы почти целиком сложены из гранита или известняка.

Кадр 2. “Разрушение скал” (мультимедиа).
- Посмотрите, как под воздействием солнца, ветра и воды гранит разрушается. В результате образуется песок и глина.

Кадр 3. “Песчаный карьер” (фотография).
- Песок добывают в неглубоких карьерах. Глину проще всего искать по берегам ручьёв и рек, в оврагах и низинах.
В нашем городе песок берут в Сахатинском карьере “Бухало”.

Кадр 4. “Город Зеленогорск” (фотография).
- А ещё в городе существует предприятие “Компан”, которое занимается освоением глиняного месторождения, находящегося в Уярском районе. Песок и глину надо использовать экономно, так как земные богатства восстанавливаются очень медленно.

2. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Опыт 1. Установление свойства сыпучести.
Опыт 2. Определение вязкости.
Опыт 3. Установление водопроницаемости.

3. Презентация (продолжение)

Кадр 5. Таблица свойств песка и глины.
- В ходе опытов мы установили, что глина обладает следующими свойствами: вязкостью, плохой водопроницаемостью, она не сыпуча.
А песок – сыпучий, не вязок, имеет хорошую водопроницаемость.

Кадр 6. Строительство жилого объекта (фотография).

- Зная свойства песка и глины, человек научился использовать их. Все вы видели кирпичи, используемые в строительстве, для изготовления которых необходимы глина и песок. Чтобы скрепить кирпичи, нужен раствор, в состав которого тоже входят глина и песок.

Кадр 7. Цех керамических изделий завода ЭХЗ (фотография).

- Глина является основным материалом в работе цеха керамических изделий завода Электрохимического Завода. Глину сюда везут с Алтая и Украины. Вы на экскурсии видели, как из неё делают прочную красивую посуду.

Кадр 8. Мастер глиняной игрушки В.П.Баранова (фотография).

- Глина незаменима и в народных промыслах – из неё делают игрушки. Зеленогорская мастерица глиняной игрушки В.П.Баранова известна и за пределами города. Мы побывали у неё в мастерской, где В.П. рассказала, какой долгий путь проходит глина, чтобы превратиться в интересную нарядную игрушку.

  Закрепление нового материала. Работа учащихся по индивидуально-ориентированным планам. (Форма плана прилагается).
1 задание – самостоятельная работа по образцу. Взаимопроверка (с соседом по парте).
2 задание – самостоятельная работа без образца. Взаимопроверка (пара сменного состава).
3 задание – выполнение работы с самоконтролем. (Проверка – компьютер).
Художественный труд Вступительная беседа. 1. Презентация (продолжение)

Кадр 8.
- В мастерской В.П.Барановой вы наблюдали процесс превращения куска глины в игрушку. Её игрушки “живут” не только в мастерской и многих зеленогорских домах, но и за рубежом – они уехали в другие страны в качестве сувениров с гостями нашего города.

2. Рассказ учителя о народных промыслах (иллюстрации филимоновских и дымковских игрушек).

Анализ образцов. Показ двух игрушек – козлики. Анализ формы и строения изделий.
Практическая работа. Рассматривание этапов лепки по технологической карте.
Самостоятельная работа учащихся.
Индивидуальные консультации учителя, советы по исправлению допущенных при лепке ошибок.
Организация выставки поделок.
Изобразительное искусство Вступительная беседа. 1. Показ и рассматривание игрушек, расписанных в различных художественных школах:
дымковской;
филимоновской;
абашевской.
2. Выявление характера росписи.
Анализ образцов. Демонстрация элементов, используемых в узорах каждой художественной школой, а также наиболее распространённые приёмы составления самих орнаментов.
Таблицы.
Филимоновские игрушки: схема росписи игрушек, расписанные игрушки.
Дымковские игрушки: схемы росписи игрушек, расписанные игрушки.
Абашевские игрушки.
Игрушки-свистульки.
Самостоятельная работа учащихся. Самостоятельное составление узора учащимися и роспись шаблона козлика из бумаги.

Организация выставки работ учащихся.

Подведение итогов учебного дня.

 

№ урока Название темы Задания на “5”
от соседа от друга от родителей от самого себя от учителя
Критерии к заданиям Выполнение задания по образцу Выполнение задания без образца Выполнение задания с измененными условиями Выполнение задания с самоконтролем Контрольное выполнение задания
  Заглянем в кладовые земли. Песок и глина. Укажи свойства песка и глины. Обозначь знаком “+” или “–”.

См. карточку № 1

Укажи стрелками только те предметы, при изготовлении которых используется глина и песок.

См. рис.1

  Заполни пропуски в тексте “Как разрушаются горы”.

См. карточку № 2

С использованием компьютера.

 

Рис. 1

Карточка № 1

Свойства Песок Глина
Сыпучесть

Вязкость

Водопроницаемость

   

Карточка № 2

В теплые солнечные дни скалы (…), а по ночам- (…). В образующиеся (…) попадает (…), ветер заносит (…) растений. На камнях вырастают пучки (…) и даже (…). Их корни, разрастаясь, (…) каменные (…). Потоки (…) после дождя и таяния (…) смывают эти камни, перетирая их друг о друга. И постепенно превращают их в песок и (…).

Слова для справок: воды, травы, вода, семена, остывают, нагреваются, трещины, глыбы, глину, кусты, разламывают, снега.

Литература

1. А.А.Ярулов “Индивидуально-ориентированный подход в начальной школе”

2. А.А.Ярулов “Критериально-оценочная деятельность”

3. Т.В.Огонькова “Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения учебных занятий”

4. В.И.Варченко “ПМК “Радуга в компьютере” – технология игрового обучения в начальной школе”