1. Наша гимназия – инновационное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, работающая по проекту “Гимназия смысловой психолого-педагогической культуры”. В гимназических заказах от учителей, учащихся, родителей в разных формах прозвучала необходимость организации центра информационной инфраструктуры гимназии для создания среды, эффективно способствующей формированию информационной культуры учащихся, их самостоятельной активности, а также повышению профессионального уровня учителей с помощью средств новых информационных технологий.
Программой развития ИКТ гимназии, разработанной на 2003–2005 г.г. было предусмотрено создание на базе библиотеки гимназии новой современной структуры – библиотечного медиацентра с организацией доступа ко всем видам информации всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Анкетированием всего гимназического сообщества были определены основные требования , на основании которых разрабатывались цели и задачи библиотечного медиацентра.
2. Традиционно основной задачей остается информационно-документное обеспечение учебно-воспитательного процесса; формирование информационной культуры учащихся; содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива.
Современные требования к предоставлению информации диктуют свои правила – доступ к любого вида информации, скорость, качество, объем, позволяющий сделать выбор.
Цель – участие в изменении качества обучения в гимназии, которое ориентируется на новые педагогические идеи и информационные технологии.
3. Приняв за основу Положение о Медиацентре, разработанное коллективом под руководством Ястребцевой Е.Н., определились с этапами создания новой структуры.
На первом этапе (май 2003-сентябрь2003) : создана программа развития единой информационно-образовательной среды гимназии. Определились с финансированием и штатными единицами, расширили помещение, приобрели оборудование и мебель.
На втором этапе произошло изменение в принципах комплектования, тогда еще школьной библиотеки. Приоритет отдан приобретению нетрадиционных носителей информации. Началось создание электронных каталогов на все виды медиафонда. С созданием внутренней локальной сети кардинально изменился доступ ко всем видам информации. С рабочего места библиотекаря в кратчайшие сроки происходит распределение и доставка выполненных библиотечно-библиографических заявок на сетевые компьютеры: администрации, секретаря, компьютеры медиацентра, компьютеры кабинетов информатики, сервер.
На сегодняшний день мы находимся на третьем этапе развития, который определяется пополнением и созданием новых баз данных.
- Электронный систематический и алфавитный каталоги на часть книжного фонда с 1996 г. Осуществляется перевод на программу “1С : школьная библиотека”
- Электронная картотека газетно-журнальных статей ( с 1996 г.)
- Электронный каталог на учебный фонд.( с 2001 г.)
- Электронный каталог на аудиаресурсы, видео, компакт-диски ( с 2003 г.)
- Локальные документы гимназии в печатном и электронном вариантах
- Творческие разработки педагогов гимназии
- Документы к проекту “ Гимназия смысловой психолого-педагогической культуры” в печатном и электронном вариантах
Основной задачей четвертого этапа мы определили создание ЕДИНОГО аннотированного электронного каталога на все медиаресурсы, улучшение имеющейся компьютерной базы, постоянное повышение квалификации сотрудников библиотечного медиацентра, создание информационно-педагогической среды с новой формой организации познавательной, коммуникативной и креативной деятельности всех ее потребителей.
В дальнейшем – работа в режиме собственно функционирования и постоянного развития. Организация гимназического образовательного пространства для реализации личных образовательных планов, для проведения уроков и внеклассных мероприятий.
4. С начала учебного года в Библиотечном Медиацентре прошли дифференцированные уроки и мероприятия.
Одно из них было показано на презентации библиотечного медиацентра коллегам – школьным библиотекарям города.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ УРОК ГЕОГРАФИИ
Тема урока “ Внутренние воды России”
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – творческий поиск.
Цель – сформировать представление учащихся о внутренних водах России путем ознакомления со всеми источниками информации .
Педагогические задачи:
- Закрепление навыка самостоятельного поиска и отбора информации на базе ресурсов библиотечного медиацентра.
- Координация поисковой деятельности учащихся.
Задачи учащихся:
- Получить первоначальное представление о внутренних водах России ;
- Используя различные источники, собрать материал по данной теме ;
- Оформить собранный материал для сообщения по одной из заданных тем конференции “Внутренние воды России”
Общие учебные умения.
- Поиск информации по теме при работе с различными источниками знаний.
- Продолжить формирование умений взаимодействия при работе в группе.
Формы и методы.
- Фронтальная форма работы на основе информационных технологий.
- Групповая форма.
- Индивидуальная форма.
- Интерактивный метод.
Подготовительная работа.
- Класс протестирован психологом по учебным стилям. Разбит на 8 групп.
- Для работы аудиоаналитика подготовлена аудиакассета с записью материала электронного учебника Дронова В.П. География России, Природа и население. 8 кл.
- Оформлена книжная выставка по теме.
- Выведена на компьютер пользователя картотека газетно-журнальных статей.
- На сетевых компьютерах установлены: Интернет, Электронный учебник “География России. Природа и население. 8 класс” Дронов В.П., Энциклопедия КиМ.
- Учащимися 8 кл. подготовлена электронная презентация по теме урока. (На уроках информатики, с использованием материалов библиотечного медиацентра).
- В видеотеке ГУО отобраны видеоматериалы по теме урока.
- Учителем разработаны вопросы к конференции по теме “Внутренние воды России”.
Вопросы конференции:
- Значение и состав внутренних вод России.
- Реки России:
А) Главные речные системы, водоразделы, бассейны.
Б) Основные особенности рек: питание, режим, расход, годовой сток.
В) Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Г) Реки Красноярского края - Озера России, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, ледники.
- Человек и вода:
А) Вода источник жизни на земле.
Б) Река и гидротехнические сооружения (на примере рек Красноярского края).
В) Проблема исчезновения рек.
Г) Значение подземных вод.
Ход мероприятия.
- Вводная часть с раздачей карточек-заданий группам – 5 мин.
- Розыск информации по группам в 6 рабочих зонах медиатеки – 20мин.
- Отбор, ксерокопирование и выведение информации на сетевой принтер – 10 мин.
- Отчет групп – 5 мин.
На итоговой конференции:
- Заслушано 5 выступлений представителей рабочих групп. Материал, представленный учащимися, отличался полнотой, современностью и разнообразием фактов.
- В этом году появилась еще одна интересная форма работы на уроках истории и биологии – мини-проекты, которые несколько ребят делают в урочное время в библиотечном медиацентре, используя для написания все медиаресурсы.
Сегодня и педагогу, и работникам библиотечного медиацентра очевидны преимущества новых форм работы.
Мы считаем, что научить гимназистов искать, оценивать, использовать информацию, создавать ее самим- значит принять участие в воспитании творческой личности, на порядок поднять уровень гимназического образования. Достичь этого позволяет систематическая компетентная помощь работников библиотечно-информационного центра гимназии и творческого административного и педагогического коллективов в сложившейся системе непрерывного образования, ориентированная на индивидуально-личностные особенности гимназистов.