Развитие информационной компетентности учеников и педагогов на основе построения единого информационного пространства гимназии

Разделы: Информатика, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Актуальность

В современном гимназическом образовании, как и в целом в образовании российских школ, очень много проблем. И, если учесть факторы территориальной удаленности от ведущих образовательных и научных центров и административной закрытости нашего города, эти проблемы только усиливаются. Последнее время стало очень модно поднимать вопрос об информатизации образования, обоснованно считая, что развитие информационной компетентности педагогов позволит существенно увеличить качество и доступность образования. Но, по большому счету, какими бы не были инициативы Министерства образования и некоммерческих организаций (например, Федерация Интернет Образования), если сами образовательные учреждения (администрация, педагоги, ученики и родители) не будут предпринимать определенные шаги для развития образовательных информационных технологий, ничего не изменится. Очень многие школы, которые только начинают этот тернистый, и для каждой школы уникальный путь, спрашивают, с чего начать? Возможно, наш опыт окажется полезным.

На сегодняшний день мы руководствуемся существующими программами:

  • “Стратегия содержания модернизации общего образования”;
  • Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы”;
  • Национальная стратегия в области Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • Городская целевая программа “Информационное обеспечение образовательного процесса в г. Зеленогорске” на 2002-2005 годы;
  • Шаги внедрения информационно-коммуникационных технологий в УВП гимназии.

Цель: повышение качества гимназического образования на основе использования информационных технологий.

Задачи:

  • Техническое оснащение информационного пространства гимназии;
  • Создание единой информационной сети гимназии;
  • Создание условий для внешней коммуникации гимназического сообщества (Интернет);
  • Создание информационного представительства гимназии (Интернет сайт);
  • Информационные проекты для школьников и педагогов;
  • Повышение квалификации педагогов в области информационных технологий;
  • Информационные технологии в управлении гимназией.

Прежде всего, нами была проведена оценка уровня состояния информатизации, так как по нашему мнению, чтобы двигаться дальше, очень важно знать, какой ступени развития мы достигли. Для этого мы использовали критерии оценки Национального фонда подготовки кадров.

Оценка состояния информатизации гимназии (таб.1)

Уровни информатизации Максимальный уровень Уровень гимназии
2002 2003
Учебный 33 балла 20 баллов 30 баллов
Педагогико-методический 27 баллов 10 баллов 20 баллов
Управленческий 15 баллов 6 баллов 12 баллов
Внеурочная работа 12 баллов 3 балла 8 баллов
Дополнительные услуги 6 баллов 4 балла 6 баллов

Программное развитие информационно-коммуникационных технологий гимназии

Для нас очень важно, что действия в области развития ИКТ предпринимаются совместно, всем гимназическим сообществом, и это развитие сейчас мы можем назвать программным.

  • Программа развития ИКТ гимназии в 2003-2005 г.;
  • Проблемно-аналитический анализ ИКТ гимназии за 2002-2003 г.;
  • Оценка состояния информатизации гимназии на 2003-2004 г.;
  • План внедрения ИКТ в УВП на 2003-2004 учебный год;
  • График проектов гимназии.

Для внедрения информационно-коммуникационных технологий в гимназическое образование нами предпринимаются шаги одновременно по трем основным направлениям (рис. 1):

  • развитие технической и коммуникационной достаточности;
  • подготовка педагогов и учащихся в области ИКТ;
  • пополнение и создание электронных образовательных ресурсов информационно–образовательной среды гимназии.

Рис. 1

Рис. 1

Техническая и коммуникационная достаточность

Для развития этого направления мы решаем следующие задачи (рис.2):

  • Модернизация и приобретение компьютерной техники;
  • Создание и настройка единой информационной сети гимназии (Интранет);
  • Создание условий для внешней коммуникации (Интернет);
  • Создание информационно-библиотечного центра.

Рис. 2

Рис. 2

Решая задачи этого направления, нами достигнуты как положительные результаты, так и выявлены определенные проблемы.

Задачи Фактические результаты
Положительные Недостаточные
Модернизация и приобретение компьютерной техники Приобретение и модернизация двух компьютерных классов Модернизация устаревших ПК
Создание и настройка единой информационной сети гимназии (Интранет) Информационная локальная сеть на 45 абонентов Администрирование локальной сети
Создание условий для внешней коммуникации (Интернет) Создание и настройка выделенного канала Интернет на 1,5 Гб информации; подключение к Интернет всех абонентов локальной сети гимназии Увеличение объема информации
Создание информационно- библиотечного ресурсного центра Преобразование библиотеки в информационный библиотечный центр с 6 ПК Модернизация устаревших ПК

Содержание информационно-образовательной среды

Одним из самых важных направлений информатизации образования гимназии являются информационные образовательные ресурсы, которые не только приобретаются, но и создаются педагогами и учащимися, таким образом, решаются задачи (рис.3):

  • Формирование информационных ресурсов на сервере гимназии;
  • Приобретение и использование электронных учебных программ;
  • Создание динамичного информационного представительства гимназии (Сайт МОУ “Гимназия 164”) на русском и английском языках.

Рис. 3

Рис. 3

Создание учебно-методических комплексов (УМК) детско-взрослыми проектными группами решает не только общепедагогические проблемы, но явным образом влияет на развитие информационной компетентности педагогов и учащихся, взаимно обогащая их умения в области ИКТ. Сегодня учащиеся зачастую лучше владеют информационными технологиями, а педагоги, являясь предметными экспертами, лучше структурируют и систематизируют информацию. Кроме этого, все материалы хранятся на общегимназическом сервере и доступны всем педагогам и детям. Таким образом, информация из собственности отдельного педагога становится собственностью всей гимназии, что влияет на качество гимназического образования.

Задачи Фактические результаты
Положительные Недостаточные
Формирование информационных ресурсов на сервере гимназии Создание электронных УМК;
создание БД научно-практических работ
Использование информационных ресурсов
Приобретение и использование электронных учебных программ Приобретение учебных электронных программ – 300 шт., медиатеки Кирилла и Мефодия  
Создание динамичного информационного представительства гимназии (Сайт МОУ “Гимназия 164”) на русском и английском языках www.gym.zelenogorsk.ru Разработка проекта и создание информационного сайта гимназии;
размещение сайта на сервере гимназии
Нехватка оперативной информации;
недостаток информации по некоторым разделам

Подготовка педагогов и учащихся в области ИКТ (рис. 4)

Рис. 4

Рис. 4

Информационная компетентность учащихся:

  • Преподавание информатики с 3-го по 11-й классы;
  • Профильные курсы информатики в 10-11-х классах;
  • Профессиональное обучение по специальности “Оператор ЭВМ”;
  • Дополнительное образование по программам Британского Объединенного экзаменационного совета подготовки кадров для бизнеса (JEB);
  • Участие в дистанционных образовательных проектах.

Развитие информационной компетентности педагогов:

Задачи Фактические результаты
Положительные Недостаточные
Информационные технологии в управлении Формирование баз данных;
формирование культуры электронного документооборота
Необходима единая система АРМ администраторов
Повышение квалификации педагогов в области ИКТ (развитие информационной компетентности) Курсовая подготовка и семинары на базе гимназии;
обучение через городской методический центр;
обучение через Федерацию Интернет Образования;
дистанционное обучение педагогов;
участие в международных и российских конференциях
Обучение основам информационных технологий всего педагогического коллектива; повышенный уровень – создание УМК
Участие в совместных образовательных дистанционных проектах Расширилась тематика и количество участников дистанционных проектов - 1/3 учащихся и 1/4 педагогов Присутствует страх дистанционной деятельности у педагогов
Использование ИКТ в преподавании различных предметов Проведение интегрированных уроков (английский язык, география, природоведение, литература, история…);
работа творческой группы “Внедрение ИТ в предметный урок”
 

Результаты:

  • Повышение качества обучения посредством использования новых информационных ресурсов;
  • Развитие личностно-ориентированных технологий в обучении (проект “Гимназия смысловой психолого-педагогической культуры” с помощью информационно-коммуникационных технологий;
  • Программное развитие ИКТ в гимназии;
  • Повышение заинтересованности педагогов и школьников в развитии информационного пространства гимназии;
  • Развитие информационной компетентности педагогического коллектива (администрация – 100%, педагоги – 70%);
  • Открытость управления и принятия решений развития гимназии.