Методическая разработка урока окружающего мира во 2-м классе по теме: "Моря"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Знакомство учащихся с особенностями окружающих сушу солёных водоёмов – морей.

Обучение способам самостоятельного приобретения и применения полученных знаний.

Развитие интереса к изучению Мирового океана.

Воспитание экологической культуры младших школьников.

Оборудование урока:

Карта полушарий, глобус, дары моря (мел, рыбные консервы, ракушки, бусы из жемчуга и т.д.), картины с изображением видов моря, фотогазета “Я и море” фотографии второклассников, привезенные с отдыха на море), демонстрационный макет водоёма, выполненный из цветной бумаги, макеты островов, выполненные детьми из пластилина, рефераты, выполненные учащимися по собственному выбору, аудиозапись песни “Ты слышишь, море” (А. Зацепин, М. Пляцковский)

План урока.

1. Повторение пройденного материала и проверка домашнего задания.

Беседа:

Вспомните, о чём мы говорили на предыдущем уроке?

Что такое остров? Приведите примеры и покажите на карте или глобусе.

Что такое полуостров? Приведите примеры и покажите на карте или глобусе.

Чем остров отличается от материка?

Кто приготовил дополнительный материал к уроку?

Сообщения детей с демонстрацией макетов из пластилина о географическом положении острова Мадагаскар, о населении острова Великобритания, о животных полуострова Калифорния и т.д. При этом, географические точки обязательно показываются на карте или глобусе.

Проверка домашнего задания в учебнике – тетради (стр. 48, зад.2).

Сколько островов нашли на контурной карте?

Какие названия придумали для них? (Дети обсуждают названия и отмечают наиболее интересные.)

2. Постановка проблемной ситуации.

Предложить детям рассмотреть выставку даров моря и ответить на вопросы:

Что объединяет все эти предметы? (Имеют отношения к морям.)

Какое отношение к морю имеет кусочек мела, бусы из жемчуга?

Итак, тема сегодняшнего урока “МОРЯ”.

3. Актуализация знаний.

    Чтение детьми своих рассказов о поездке на море, напечатанных в гимназическом журнале “Шторм”, просмотр “морских” фотографий.

    Беседа:

    Кто ещё отдыхал на море?

    Поделитесь своими впечатлениями.

    Вы уже многое знаете о морях, а давайте вспомним, какие ещё водоёмы вы знаете?

    Чем отличается река от озера?

    Сравните озеро и пруд.

    Как происходит круговорот воды в природе?

    Почему в некоторых озерах вода солёная?

    Работа с картой полушарий и глобусом.

    Покажите на карте океан, который почти полностью расположен за Полярным кругом.

    Найдите на глобусе океаны, омывающие Австралию.

    Покажите океан, расположенный к западу от Африки.

4. “Открытие” детьми новых знаний.

    “Нахождение” в комиксах первого свойства морей.

    Вы отлично подготовлены к изучению новой темы, продолжим дальнейшее знакомство с морями. Откройте учебники на стр. 49, рассмотрите комиксы, сочините сказку о Драконе-Водохлёбе и постарайтесь сами найти в данном сюжете одно важнейшее свойство морей.

    Итак, о какой особенности морей знал мудрый лев?

    Запишите это свойство в тетради-учебнике на стр. 49.

    На доске вывешивается таблица:

    Моря

    соединяются с океанами и друг с другом.

    Посмотрите на макет (рис. 1).

    Является ли водоём, расположенный в центре макета, морем?

    Не могли бы вы побыть в роли старика Хотабыча и превратить этот закрытый водоем в море с помощью синего лоскутка?

    Скажите, а частью какого океана является это море? (Океана В)

    Почему?

    Итак, о каком свойстве морей вы сейчас узнали?

    Знакомство на опыте с особенностью сообщающихся сосудов и применение этого знания к характеристике морей.

    А теперь прочтите второе свойство.

    Уровень воды во всех морях одинаков.

    Попробуем доказать это на опыте (рис. 2). Вода в сосудах находится на одном уровне?

    Снимается прищепка с резиновой трубки.

    Что произошло с уровнем воды в бутылках?

    Подтвердил данный опыт второе свойство?

    Запишите его в учебнике-тетради (стр.50, зад.2)

    Выведение третьего свойства морей на основе ранее проведенного опыта.

    Чтобы узнать третье свойство морей, вспомним опыт с солёной водой в блюдце. Вы установили, что при испарении воды концентрация соли повышалась. Почему?

    А теперь тарелка совсем сухая, только кристаллы соли остались на дне. Если мы снова в это блюдце нальём воду, то она будет пресная или солёная? Почему?

    А на дне этого “водоёма” нет кристаллов (наливается вода в другое блюдце). Какая в нём будет вода? Почему?

    Вообразите, что эти “водоемы” соединены между собой, то есть являются морями. Подумайте, какая будет в них вода пресная или солёная? Почему?

    Запишите самостоятельно третью особенность морей (стр.50, зад.4)

    Прочтите вывод. На доске вывешивается таблица.

    Моря – большие водоёмы с солёной водой.

    Как вы считаете, все моря в одинаковой степени солёные или нет?

    От чего это зависит? (От химического состава дна, подводных течений, направления ветров, впадающих рек и т.д.)

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе “Блиц-турнир”.

    На доске написаны вопросы и варианты ответов. Учащиеся записывают на листочке правильный ответ:

    Что преобладает на поверхности Земли? Суша, вода.
    Выбери признаки моря. Связано с океаном, не связано с океаном.
    Моря какого океана не омывают Африку? Индийского, Тихого, Атлантического.
    Какое море находится в южном полушарии? Средиземное, Баренцево, Коралловое.
    Какой продукт добывают в море? Шоколад, творог, креветки.
    Нуждаются ли моря в охране и защите? Да, нет.

6. Подведение итогов урока.

После проверки выслушиваются мнения ребят по последнему вопросу. Дети приводят примеры того, как можно повредить морю и его обитателям.

Домашнее задание.

Чтобы защитить море, нужно его хорошо изучить, поэтому получите домашние задания. Кто желает, сделайте из пластилина макет Чёрного моря, подготовьте рассказ о море по выбору или разработайте маршрут морского путешествия из Мурманска в Японию (стр.52, зад.5).

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Звучит негромко песня “Ты слышишь, море” (А.Зацепин, М.Пляцковский).

Кто из ребят заслужил своей отличной работой на уроке право принять участие в морской экспедиции, и какой вид транспорта необходим для этого?

Ребята выбирают несколько человек, они снимают бумажные кораблики с отметкой “5”, которыми была оформлена доска.

Урок окончен. Спасибо.