Современное общество во многом отличается от общества доперестроечной эпохи. За достаточно короткий период произошли значительные перемены практически во всех сферах жизни: политике, экономике, образовании, медицине и т.д. Изменилось само мировоззрение человека, произошла девальвация его духовных и нравственных ценностей. Сегодня многие люди растеряны, чувствуют себя “выброшенными за борт”, так как нет работы, денег, а медицинские, образовательные и другие услуги – платные.
Резкое расслоение общества на богатых и бедных привело к росту преступности, наркомании, безработице. Если в советское время человек мог надеяться на защиту и поддержку государства, то сейчас, в период рыночной экономики выживает прежде всего здоровый, энергичный, социально адаптированный и активный человек, способный обеспечить для себя более высокий материальный уровень жизни.
Многие люди надеются на медицину, ее современные достижения, новые, дорогостоящие препараты, квалифицированных врачей. Однако медицина ориентированна на болезнь и ее излечение, она бессильна поддерживать, а тем более укреплять и развивать здоровье человека (об этом свидетельствует снижение уровня здоровья населения, рост числа заболеваний и смертности).
Только индивидуальные сознательные усилия человека могут обеспечить повышение уровня его здоровья. В связи с этим несомненна важность мероприятий по повышению уровня здоровья человека, необходим целый комплекс средств социально–педагогического воздействия, использования медицины, искусства, физкультуры, спорта. В этих средствах, особенно в физкультурно–спортивной деятельности, заложены огромные возможности для гуманистического воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.
Проблема заключается в отсутствии целенаправленной деятельности человека по укреплению не только физического, но и духовного, эмоционального, психического здоровья, основная составляющая которого – определенный образ жизни. Необходимо создать потребностно – мотивационный подход к формированию и развитию личности, а в целом подрастающего поколения новой формации. Это во–первых.
Во–вторых, в современной системе школьного образования отсутствует гармоничное сочетание спорта и искусства. Формы работы, сложившиеся в ее рамках, предполагают участие школьников либо в занятиях спортом, либо в каких–то видах духовной деятельности (искусство, наука, техническое творчество и т.д.). Спортивные мероприятия недостаточно полно и эффективно используются организаторами для пробуждения у учащихся интереса к искусству, к эстетическим и художественным ценностям, к творчеству во всех его разновидностях. В то же время в сфере искусства и других видах духовной деятельности отсутствует комплексная, целенаправленная работа по приобщению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, к здоровому образу жизни. Учащиеся, всецело отдающие себя прекрасному миру искусства, обычно весьма пассивны в своем отношении не только к спорту, но и к занятиям физическими упражнениями, а юные спортсмены почти не увлекаются искусством. Разобщенность между спортом, искусством, другими видами творческой деятельности в системе школьного образования приводит к разрыву между духовным и физическим началом в развитии школьника. Однобокое увлечение различными видами духовной деятельности, как правило, влечет за собой ухудшение физического состояния, а порой, и здоровья учащегося, а чрезмерность занятиями спортом – к обеднению его духовного мира. Тем самым не реализуется один из основных идеалов гуманистической педагогики – гармоничного развития личности, восходящей к древнегреческому идеалу калакагатии: гармонии физических и духовных способностей человека.
Данная программа представляет объединение учащихся, учителей, родителей и жителей микрорайона и адаптирована к условиям местного сообщества на протяжении трех лет.
Главная цель Программы “СпАрт”.
Формирование активной, творческой личности, для которой характерно социальное поведение и культура с ориентацией на духовно–нравственные и эстетические ценности, на здоровый образ жизни.
Результатом реализации программы стало создание ассоциации учащихся, учителей, родителей и жителей микрорайона “СпАрт”, которая решает следующие задачи:
– включение личности в прекрасный мир искусства и спорта; укрепление связей между спортом и искусством, использование не только традиционных, но и новых форм их объединения;
– выполнение членами Ассоциации СпАртианского кодекса, который предполагает воспитание свободной и разносторонне развитой личности;
– соблюдение всеми членами Ассоциации принципов честной игры, которые заключаются в сочетании правил честной игры, моральных норм и уважения к другим;
– привлечение лиц с ограниченными возможностями в деятельность программы;
– развитие толерантной личности.
Формы реализации программы самые различные: это тренинги самопознания, погружения в эпохи, конкурсы, выставки, постановки, социально–педагогические и культурные акции и т.д. Важнейшими из них являются: развертывание СпАртианского движения, включающего в себя несколько блоков: СпАртианское образование и СпАртианские игры.
В школе Ассоциация объединяет учителей, учащихся, родителей и жителей микрорайона. В ней присутствует атмосфера сотрудничества между разновозрастными группами учащихся, их наставниками, и что особенно важно – между родителями.
Основными принципами Ассоциации являются принцип добровольности, сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, которые объединяют всех членов Ассоциации, стремящихся сочетать в своей жизни участие в спортивных соревнованиях и подготовку к ним занятиями искусством и другими видами духовно–творческой деятельности, готовых соблюдать в своей жизни принцип Олимпизма и СпАртианского кодекса.
Программа представляет три этапа становления и самосовершенствования личности. Каждый этап предполагает овладение определенными знаниями, умениями, навыками. Комплексность программы не решается только концепцией данной программы, она личностно ориентированна, учитывает индивидуальные, психологические особенности личности и ориентированна на идеалы и ценности Олимпизма.
I этап – “Олимпионики” (учащиеся 1 – 4 классов).
II этап – “Юные Олимпийцы” (учащиеся 5–8 классов).
III этап – “Рыцари и Грации СпАрта” (учащиеся 9 – 11 классов).
Образование, воспитание, обучение – вот три кита, на которых держится деятельность каждой школы.
Проблему школьного СпАртианского образования работой одних любительских СпАртианских объединений не решить. Необходимо систематическое, целенаправленное СпАртианское образование, обучение и воспитание. И коль скоро физкультурно–эстетическое направление работы школы опирается на идеалы и ценности Олимпизма, то появилась необходимость разработки личностно–ориентированной программы по Олимпизму, учитывающей личностно–индивидуальные и психологические особенности учащихся школы.
Программа СпАртианского образования представлена 8 модулями
Информационный модуль занимает особое место в системе школьного СпАртианского образования. Главная и основная его цель – обеспечить учителей, учащихся, родителей и жителей микрорайона достаточно полной, оперативной, объективной и предельно конкретной информацией об идеалах и ценностях олимпийского движения.
Целью теоретического модуля является формирование у личности системы знаний по истории Олимпийских игр и Олимпийского движения.
Цель физкультурно–оздоровительного модуля – содействие здоровому образу жизни, приобщение личности к активным занятиям физической культурой и спортом, укрепление ее духовного, физического и психологического здоровья.
Художественно–эстетический модуль направлен на приобщение личности ребенка к духовной культуре и развитие у него мотивации к творчеству. Цель этого блока – формирование духовного мира личности.
Экологический модуль направлен на воспитание у личности экологической культуры.
Цель модуля “Школа выживания” – дать личности функциональные знания, умения и навыки поведения, и адаптировать ее на различные жизненные ситуации, в том числе и негативные
Целью культурологического модуля является воспитание у личности общей эстетической культуры, этики поведения, развитие природных задатков и способностей личности в различных видах деятельности, творчестве, внеклассной работе по предметам.
Модуль “Краеведение” ставит своей целью посредством изучения истории родного края, народных традиций, памятников культуры, архитектуры и зодчества дать личности возможность глубже изучить исторические и национальные особенности своего города, своей области, своей родины – Казахстана.
Все модули этой программы воспитывают поликультурную, толерантную личность, проживающую на территории многонационального Казахстана и посвящены гуманистическим ценностям Олимпийского движения.
Каждый модуль этой программы охватывает определенный возрастной период и строится согласно психолого–педагогических характеристик класса.
Школьное СпАртианское образование предполагает формирование у личности трех основных групп знаний:
Об олимпийских играх и Олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях Олимпизма.
О гуманистическом, социально–культурном потенциале спорта, о заключенных в нем возможностях для позитивного влияния на нравственную, эстетическую, экологическую культуру человека, на реализацию его интеллектуальных, творческих и других способностей.
О концепции и основных идеалах гуманизма в целом, его ценностях.
СпАртианское воспитание– это формирование и развитие у личности такой ориентации на спорт, при которой он привлекает, прежде всего, не тем, что здесь можно наблюдать проявления грубой физической силы и даже жестокости при достижения победы над противником, а главным образом тем, что спорт раскрывается как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, чисто человеческого общения, гуманного отношения друг к другу и к природе, проверки своих физических и психологических возможностей.
Олимпийское воспитание направлено на развитие у личности потребности в активных занятиях спортом , в использовании их не только для повышения спортивного мастерства, но и для своего гармоничного ,разностороннего развития; на формирование у личности интереса к олимпийскому движению, желания участвовать в состязаниях, демонстрируя в них честное, благородное, рыцарское поведение, то есть формирует новые формы социального поведения личности.
СпАртианское воспитание предполагает ориентирование личности на такой идеал спортсмена – олимпийца, личность которого объединяет гуманистические идеи Олимпизма; стремление их разъяснять и пропагандировать. Воспитание нацелено на развитие у личности чувства ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, противостоять всяким проявлениям антигуманных действий, содействовать тем самым успешному развитию олимпийского движения в целом.
СпАртианское обучение в школе призвано решать задачи формирования у учащихся:
– умения так строить свои занятия, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили только к одностороннему развитию, а формировали гармоничную и разностороннюю личность;
– эстетические способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности;
– умений и навыков общения;
– умения разъяснять и пропагандировать идеи Олимпизма;
– умение реализовать свое право на развитие творческих способностей, (Закон РК). не нанося вреда собственному здоровью и не нарушая прав других людей;
– формировать умения и навыки общения;
– прививать трудовые умения и навыки;
– принимать человека таким, какой он есть.
Данная программа носит сквозной, межпредметный , дисциплинарный характер, она объединяет физическую культуру, музыку, изобразительное искусство, ритмику, риторику, валеологию и т.д.
СпАртианский Кодекс чести.
Правила поведения учащихся закреплены в СпАртианском Кодексе–своде духовно–нравственных принципов поведения, основополагающих в олимпийском образовании.
Основные положения Кодекса.
Обязанность и дело чести каждого спартанца: постоянно работать над собой.
Стремиться к разностороннему развитию.
Играть и соревноваться по–спартиански.
“Постоянно работать над собой” – это значит:
определить свои возможности, способности, слабости и недостатки;
стремиться в полной мере реализовывать свои возможности, развивать способности;
добиваться успехов в своем духовном и физическом развитии, не останавливаясь на достигнутом, так как возможности совершенствования безграничны;
стараться преодолевать свои слабости и недостатки;
не бояться препятствий и уверенно идти по пути самоопределения и самосовершенствования.
“Стремиться к разностороннему развитию” – это значит:
добиваться развития своих физических и духовных (нравственных, эстетических, интеллектуальных, художественных и др.) способностей;
вести здоровый образ жизни, активно заниматься физическими упражнениями, спортом, искусством, науками, техническим и другими видами творчества;
постоянно расширять и углублять свои знания в области искусства, спорта, Олимпизма, науки, техники, экономики; изучать обычаи и традиции своего народа и народов других стран, народные игры, национальные виды спорта и искусства;
добиваться гармонии не только в собственном развитии, но и в отношениях с другими людьми и природой, беречь ее, не наносить вреда и охранять.
“Играть и соревноваться по – спартиански” – это значит:
в соревнованиях отдаваться борьбе целиком;
не стремиться к победе любой ценой, действовать по законам красоты и благородства, даже если это может принести поражение.
В рамках СпАртианского движения главная роль отводится СпАртианским играм, уникальным по своей программе, системе определения победителей, составу участников и так далее.
СпАртианские игры – это новая гуманистически ориентированная модель игр, в которых спорт (в его гуманизированной форме) гармонично сочетается с искусством и всемерно поощряется поведением участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты. О такой направленности игр свидетельствует их название “СпАрт”, которое производно от трех английских слов:
“spirituality” – “духовность”,
“sport” – “спорт”,
“art” – искусство”.
СпАртианские игры – самый демократичные и гуманные соревнования: в них совместно участвуют и на равных соревнуются дети и взрослые; лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений; лица разного пола; люди, увлекающиеся и активно занимающиеся разными видами творческой деятельности.
Главный девиз игр:
“Красота действий и поступков дороже успеха”. Опыт организации игр выявил их большие возможности для воспитания, образования и организации досуга не только школьников, но и каждого члена социума.
Эти игры позволяют сделать отдых активным, творческим (в том числе в условиях летних лагерей, спортивных сборов, санаторного лечения), приобщают личность к увлекательному миру физической культуры, искусства, спорта, в различных видах творческой деятельности, содействуют разностороннему и гармоничному развитию.
Программа имеет методическое руководство по организации и проведению СпАртианских игр, в котором указано:
Как правильно организовать и провести игры?
Как составить программу игр?
Как оценить и определить победителей?
Состав участников.
Для каких целей могут быть использованы игры?
Так как центральное место в программе СпАртианских игр занимают соревнования, то должны быть соблюдены два важнейших условия:
во–первых, в программе соревнований должно быть обеспечено сочетание спорта с искусством и другими видами духовно–творческой деятельности, чтобы исключить возможность достижения победы за счет одностороннего развития;
во–вторых, учитывать состав участников, их возраст, подготовленность, наличие и характер инвалидности, место проведения, их продолжительность, возможности организаторов.
Подобранные определенным образом соревнования и конкурсы в целом составляют СпАртианский агон (борьба, турнир).
В программе игр их может быть несколько.
В качестве начального используют первый агон под названием “СпАртианская визитка”.
Второй агон “СпАртианское многоборье”.
К нему относят:
спортивные соревнования в традиционных видах спорта, по измеренным правилам для доступности;
национальные виды спорта, народные игры и забавы, способствующие сохранению и развитию самобытной культуры;
наиболее эстетичные спортивные соревнования (такие как джазовая гимнастика, спортивная акробатика, художественная гимнастика, фристайл); соревнования типа “Веселых стартов”; туризм; художественно–творческие конкурсы, то есть связанные с национальными и народными культурными традициями и обычаями;
конкурс знатоков и ораторов;
художественные и творческие (хореография, живопись, кино, фотография, пение, пантомима);
конкурс изобретателей (например, игра или техническое приспособление для соревнования, игры).
Многоборье может быть как:
двоеборье – спорт и искусство,
троеборье – спорт + искусство + знания,
четырехборье – спорт + искусство + знания + туризм.
Большой популярностью среди участников СпАртианских игр пользуется третий агон “Орхестрика” (в древней Греции искусство движения, проявляемое в театральных и боевых танцах, акробатических упражнениях). Главными показателями являются: гибкость, ловкость, координация, сила, эстетическая демонстрация этих качеств, творчество, чувство ритма и музыки, одухотворенность и пластика, создание художественного образа.
Четвертый агон – “СпАртианская дуэль” (Капитанский конкурс).
Заранее подготовленное оружие в виде вопросов, демонстрации оригинального трюка, соревнования. Другие участники должны попытаться ответить на вопросы, повторить трюк и выиграть предложенное соревнование.
Пятый агон “Гармония” (Культура личности) включает в себя специализированные упражнения, тесты, задания, которые позволяют оценить у каждого участника физическое, эстетическое, творческое и художественное совершенство.
“СпАртианская увертюра” – процедура закрытия.
Система оценки и поощрения участников базируется на принципах:
– красота действий и поступков дороже успеха;
– поощрение достижений участников, их успехов, но не должно быть обиженных и оскорбленных.
В связи с этим:
А) выявлять самые разнообразные достижения, связанные с поведением, физической подготовленностью, спортивным и художественным мастерством, творчеством, юмором, знаниями.
Б) учитывать лишь существенные различия в результатах, использовать небольшое число качественных оценок.
В) добиваться порицания и наказания участников за любые действия, наносящие вред их здоровью, чести и достоинству, за любые проявления насилия, грубости, национализма и стремление победить любой ценой.
1 этап.Оцениваются выступления в отдельных соревнованиях и конкурсах, включенных в программу агонов, используя качественные оценки: “наивысшая”, “очень высокая”, “высокая”, “низкая”.
2 этап.С учётом достижения участников в спортивных соревнованиях и художественных конкурсах, включённых в программу агонов, оценивается в целом выступление в агоне. Особо важное значение должно придаваться поведению участников, для этого создаётся специальное жюри.
3 этап. Определение призёров отдельных соревнований , а также СпАртанских агонов и игр в целом.