Оптимизация межличностных отношений детей с задержкой психического развития в среде сверстников

Разделы: Школьная психологическая служба


Данное тренинговое занятие проводится с обучающимися начальных классов, имеющих задержку психического развития. Специфика тренинга заключается в том, что в систему межличностных отношений вступают как дети, имеющие диагноз ЗПР, так и их нормально развивающиеся сверстники.

Цель занятия.

Развитие продуктивных межличностных взаимодействий между детьми, имеющими задержку психического развития, и детьми, имеющими возрастную норму в развитии.

Задачи.

Освоение тактики продуктивного взаимодействия детей с ЗПР в среде сверстников, формирование у детей с ЗПР представлений о стратегии продуктивных межличностных отношений со сверстниками по средствам активной совместной деятельности, закрепление и перенос умений и навыков продуктивного взаимодействия в реальные жизненные ситуации.

Основная форма проведения тренинга с детьми с ЗПР – практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки эффективного взаимодействия. Содержание тренинга оформляется с учетом возрастной категории детей, с которыми этот тренинг будет проводиться.

При формировании группы участников тренинга необходимо учитывать следующие условия:

– число участников группы тренинга не должно превышать 10 человек;

– тренинговое занятие проводится в специальном помещении (комната психологической разгрузки, специально оборудованная комната психолога);

– тренинговое занятие проводится после полуторачасового перерыва между началом проведения тренинга и занятиями в школе.

Вашему вниманию предложено второе занятие тренинга “Оптимизация межличностных отношений детей с ЗПР в среде сверстников”.

Оборудование необходимое для проведения занятия.

Маленькие кубики 5Х5 см. оклеенные цветной бумагой в количестве 45 штук, ножницы, липкая цветная бумага, кубики (не оклеенные), резиновый массажный мяч, магнитофон, запись релаксационной музыки.

Ход занятия.

Упражнение: “Приветствие”. Дети встают в круг, тренер сообщает детям, что у него сегодня хорошее настроение, и он желает поделиться им с присутствующими. Легким пожатием руки он передает свое настроение соседу стоящему рядом с ним, далее его сосед легким пожатием руки передает его дальше по кругу всем участникам, стоящим в кругу. Данное упражнение выполняется всеми участниками тренинга, тем самым настроение возвращается обратно к тренеру, далее тренер интересуется, как изменилось настроение детей, после того, как он поделился с ними частичкой своего хорошего настроения.

Упражнение: “Дом”. Каждому ребенку раздается равное количество маленьких кубиков оклеенных цветной бумагой и предлагается из них что–нибудь построить. Из малого количества кубиков красивого сооружения не построишь. Это тот вывод, к которому должны прийти дети. Тогда тренер предлагает им сгруппироваться по несколько человек и построить вместе дом из общего количества кубиков. Дети, разделившись на группы, строят некоторое время дома, но красивых домов все равно не получается, так, как недостает нужного количества кубиков.

Тренер просит объяснить, почему их единичные усилия не дают желаемого результата.

Упражнение: “Архитекторы”. Тренер предлагает всем детям объединиться и построить большой дом, такой красивый, какой бы они могли себе представить. В том случае, если им не хватит деталей, они могут сделать их сами из имеющихся кубиков и оклеить их, липкой цветной бумагой желаемого цвета. После того как дети справились с работой, ведущий задает им вопрос: нравится ли им, собственное сооружение и могло ли оно быть лучше? Чего не хватает для того, чтобы сделать его еще более привлекательным? Все предложения детей фиксируются тренером, и к ним он обязательно вернется на следующей встрече.

Упражнение: “Черепаха”. Тренер встает у одной стены, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу тренера начинается движение. Тренер говорит о том, что двигаться надо очень медленно, как черепаха, но игра будет успешной, если все участники одновременно дотронуться до противоположной стены. Однако останавливаться нельзя, только выполнив все инструкции, группа успешно преодолеет препятствия. Это упражнение может повториться 2 – 3 раза.

“Заключительная часть”: Под релаксационную музыку все дети садятся в небольшой круг. Тренер держит в руке массажный мяч и обсуждает с детьми, что помогло им справиться со всеми заданиями, которые они сегодня выполняли, трудно ли было соотносить свои действия с действиями других. Каждому ребенку предоставляется право высказаться, при этом массажный мяч оказывается в руках у того ребенка, который отвечает, а затем им передается следующему.