Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот;
- закрепить знания о номенклатуре бинарных соединений;
- продолжить формировать умения сотрудничества, стремления и способности к деятельности;
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету химии.
Оборудование и реактивы: на столах учащихся серная кислота (конц.), растворы лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа, пробирки в штативе.
Оформление кабинета: в кабинете рассредоточены карточки H, H2, Cl, SO4.
Ход урока:
Учитель приветствует учащихся, знакомит их с темой и задачами урока. В начале урока учащиеся получают рабочие карты.
Ф.И. |
I. Повторение учебного материала | II. Закрепление, обобщение знаний. | Общая сумма баллов |
Оценка |
|
1.1.химическая разминка |
1.2.химическое лото |
||||
1. 2. |
I этап. Повторение учебного материала.
- Проводится химическая разминка с использованием метода незаконченного предложения.
- Оксиды – это сложные вещества…
- Основания – сложные вещества, состоящие из…
- Степень окисления кислорода в оксидах…
- Гидроксид алюминия по отношению к воде…
- Лакмус в щелочной среде…
- Бинарные вещества состоят из…
Осуществляется проверка.
Критерии оценки: если ошибок нет, то в соответствующую графу выставляется 3 балла; 1–2 ошибки – 2 балла; 3 ошибки – 1 балл; если 4 ошибки – 0 баллов.
1.2. Для подготовки учащихся к восприятию новой темы проводится “Химическое лото”. Предлагается 2 варианта игры.
Цель игры: правильно определить вещество, дать название по химической формуле.
Игровое поле I вариант |
Игровая карточка I вариант |
NaOH |
SO2 |
CuS |
Гидроксид алюминия 1 |
Оксид магния 2 |
Фтороводород 3 |
|
К2О |
HCl |
Ca(OH)2 |
Гидроксид натрия 4 |
Оксид серы (IV) 5 |
Сульфид меди (II) 6 |
|
Al(OH)3 |
MgO |
HF |
Оксид калия 7 |
Хлороводород 8 |
Гидроксид кальция 9 |
Игровое поле II вариант |
Игровая карточка II вариант |
P2O5 |
CuOH |
NaCl |
Оксид натрия 1 |
Гидроксид железа (III) 2 |
Оксид меди (II) 3 |
|
Mg(OH)2 |
HF |
Na2 O |
Бромоводород 4 |
Гидроксид магния 5 |
Оксид фосфора(V) 6 |
|
HBr |
CuO |
Fe(OH)3 |
Фтороводород 7 |
Хлорид натрия 8 |
Гидроксид меди (I) 9 |
Осуществляется взаимопроверка и самооценка.
Ключ к ответу.
I вариант |
II вариант |
4 |
5 |
6 |
6 |
9 |
8 |
|
7 |
8 |
9 |
5 |
7 |
1 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Критерии оценки те же.
II этап. Новый материал
2.1. Учитель организует беседу, в ходе которой обсуждаются вопросы:
- Какой класс веществ из игры ”химическое лото” вам не известен?
- Что характерно для этих веществ?
- Простые или сложные вещества данного класса?
Учащиеся дают определение классу кислот, записывают вывод в тетрадях, формулы кислот.
Физминутка. Учащимся в течение одной минуты предлагается пройти по классу, отыскать нужные карточки, составить формулы кислот, используя дидактическую базу кабинета.
Учитель выборочно спрашивает учащихся о составленных формулах.
Далее в беседе обсуждаются вопросы классификации кислот.
Учащиеся заполняют схему:
Для первичного закрепления проводятся игры “Крестики – нолики”, “Третий– лишний”.
Игра: “Крестики–нолики”– “Выигрышный путь” составляют формулы одноосновных кислот.
Цель игры – овладение учащимися способов выявления одноосновных кислот.
H2 SiO3 |
H3 PO4 |
H2 CO3 |
HNO2 |
HCl |
HNO3 |
H 2SO4 |
H2 S |
H2 SO3 |
Игра: “Третий–лишний”. Какая формула лишняя: H2SO4, H2CO3, H2S.
Участие в этой игре требует от учащихся знаний классификации кислот.
Максимальная оценка 3 балла.
2.2. Учитель сообщает правило растворения кислот в воде, действие индикаторов на растворы кислот.
Учащиеся под руководством учителя готовят раствор серной кислоты, соблюдая правила техники безопасности, рассматривают отношение полученного раствора к индикаторам. Результаты оформляются в виде таблицы.
Класс соединения |
лакмус |
метилоранж | фенолфталеин |
кислота |
красный |
красно–розовый |
безцветный |
Подведение итогов урока, самооценка. Объяснение домашнего задания. Индивидуальные задания.