Урок по химии "Состав и классификация кислот"

Разделы: Химия


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями кислот;
  • закрепить знания о номенклатуре бинарных соединений;
  • продолжить формировать умения сотрудничества, стремления и способности к деятельности;
  • способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету химии.

Оборудование и реактивы: на столах учащихся серная кислота (конц.), растворы лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа, пробирки в штативе.

Оформление кабинета: в кабинете рассредоточены карточки H, H2, Cl, SO4.

Ход урока:

Учитель приветствует учащихся, знакомит их с темой и задачами урока. В начале урока учащиеся получают рабочие карты.

Ф.И.

I. Повторение учебного материала II. Закрепление, обобщение знаний.

Общая сумма баллов

Оценка

1.1.химическая разминка

1.2.химическое лото

1.

2.

         

I этап. Повторение учебного материала.

    1. Проводится химическая разминка с использованием метода незаконченного предложения.
  • Оксиды – это сложные вещества…
  • Основания – сложные вещества, состоящие из…
  • Степень окисления кислорода в оксидах…
  • Гидроксид алюминия по отношению к воде…
  • Лакмус в щелочной среде…
  • Бинарные вещества состоят из…

Осуществляется проверка.

Критерии оценки: если ошибок нет, то в соответствующую графу выставляется 3 балла; 1–2 ошибки – 2 балла; 3 ошибки – 1 балл; если 4 ошибки – 0 баллов.

1.2. Для подготовки учащихся к восприятию новой темы проводится “Химическое лото”. Предлагается 2 варианта игры.

Цель игры: правильно определить вещество, дать название по химической формуле.

Игровое поле I вариант

Игровая карточка I вариант

NaOH

SO2

CuS

 

Гидроксид алюминия

1

Оксид магния

2

Фтороводород

3

К2О

HCl

Ca(OH)2

Гидроксид натрия

4

Оксид серы (IV)

5

Сульфид меди (II)

6

Al(OH)3

MgO

HF

Оксид калия

7

Хлороводород

8

Гидроксид кальция

9

 

Игровое поле II вариант

Игровая карточка II вариант

P2O5

CuOH

NaCl

 

Оксид натрия

1

Гидроксид железа (III)

2

Оксид меди (II)

3

Mg(OH)2

HF

Na2 O

Бромоводород

4

Гидроксид магния

5

Оксид фосфора(V)

6

HBr

CuO

Fe(OH)3

Фтороводород

7

Хлорид натрия

8

Гидроксид меди (I)

9

Осуществляется взаимопроверка и самооценка.

Ключ к ответу.

I вариант

II вариант

4

5

6

 

6

9

8

7

8

9

5

7

1

1

2

3

4

3

2

Критерии оценки те же.

II этап. Новый материал

2.1. Учитель организует беседу, в ходе которой обсуждаются вопросы:

  • Какой класс веществ из игры ”химическое лото” вам не известен?
  • Что характерно для этих веществ?
  • Простые или сложные вещества данного класса?

Учащиеся дают определение классу кислот, записывают вывод в тетрадях, формулы кислот.

Физминутка. Учащимся в течение одной минуты предлагается пройти по классу, отыскать нужные карточки, составить формулы кислот, используя дидактическую базу кабинета.

Учитель выборочно спрашивает учащихся о составленных формулах.

Далее в беседе обсуждаются вопросы классификации кислот.

Учащиеся заполняют схему:

Классификация кислот

Для первичного закрепления проводятся игры “Крестики – нолики”, “Третий– лишний”.

Игра: “Крестики–нолики”– “Выигрышный путь” составляют формулы одноосновных кислот.

Цель игры – овладение учащимися способов выявления одноосновных кислот.

H2 SiO3

H3 PO4

H2 CO3

HNO2

HCl

HNO3

H 2SO4

H2 S

H2 SO3

Игра: “Третий–лишний”. Какая формула лишняя: H2SO4, H2CO3, H2S.

Участие в этой игре требует от учащихся знаний классификации кислот.

Максимальная оценка 3 балла.

2.2. Учитель сообщает правило растворения кислот в воде, действие индикаторов на растворы кислот.

Учащиеся под руководством учителя готовят раствор серной кислоты, соблюдая правила техники безопасности, рассматривают отношение полученного раствора к индикаторам. Результаты оформляются в виде таблицы.

Класс соединения

лакмус

метилоранж

фенолфталеин

кислота

красный

красно–розовый

безцветный

Подведение итогов урока, самооценка. Объяснение домашнего задания. Индивидуальные задания.