Соавтор: Гладкова О.А. преподаватель физической культуры.
Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является важным направлением учебно-воспитательного процесса, поскольку движение неотделимо от познания окружающего мира, овладения речью, развития познавательной деятельности и воспитания личности ребенка.
Объектом нашей работы является адаптивная технология курса программ “Школа 2100” в условиях непрерывного образования детей с нарушениями в развитии. Появилась потребность в разработке программы лечебной физической культуры по взаимосвязи с другими курсами программ “Школа 2100”. Исследование предполагало интеграцию двух технологий: адаптивной физической культуры и курса программ “Школа 2100”. В концептуальном обосновании предусматривалось решение коррекции двигательных нарушений и коррекции познавательной сферы через физические упражнения, во взаимодействии с педагогами, включая их, тем самым, в процесс исследования, так как результаты планируется получать в двух направлениях: адаптивной физической культуре и интеллектуально-познавательной сфере.
Адаптивная физическая культура реализует широкий комплекс педагогических задач. Многообразие физических упражнений, варьирование методических приемов позволяют формировать у детей знания и умения, касающиеся не только самого предмета знаний – физических упражнений, но и смежных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого педагогического процесса (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, математических способностей и др.). Учитывая интегрированный характер воздействия на процесс коррекционной работы с детьми нашего учреждения, на занятиях адаптивной физической культуры параллельно закрепляются соотнесения и усвоения цвета, формы различных предметов, их размеров. Тематика занятий педагогов физического воспитания согласовывается в течение всего учебного года с логопедами, воспитателями, психологами, музыкальными руководителями, врачами (в случае необходимости).
Принципиальной новизной разрабатываемого нами методического подхода являются средства физической культуры, которые способствуют развитию ребенка в сфере воспитания и усвоению интеллектуальной информации, пространственно – временной ориентации, реакции на изменения ситуации, оперативного решения задач.
В основу опытно-экспериментальной работы положена гипотеза, которая заключается в том, что если осуществлять единство лечебной физической культуры по адаптивному варианту с курсами программ “Школа 2100”, то это позволит улучшить двигательную память, скорректировать двигательные навыки. В конечном итоге обеспечит интеграцию детей с нарушениями в развитии в массовую школу.
Определили цель и задачи опытно-экспериментальной работы: адаптировать технологию интеграции и адаптивной физической культуры к курсу программы “Школа2100”. Повысить уровень усвоения этой программы.
Практическая значимость опытно – экспериментальной работы заключается в выявлении наиболее эффективных средств коррекции двигательных нарушений у детей. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются реализацией комплекса методов, соответствующим цели и задачам, сочетанием количественного и качественного подходов при обработке полученных данных.
Методы экспериментальной работы:
Теоретический анализ комплексной программы “Школа 2100” парциальных программ.
Педагогический эксперимент.
Диагностические методы и статическая обработка данных.
Специальное (коррекционное) учреждение посещают дети с поражениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. У них наблюдаются двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, расстройство внимания, замедленный темп и объем восприятия, слабое развитие памяти, неустойчивость психо-эмоциональной сферы. Коррекция таких нарушений требует применения специальных методов и приемов, предусмотренных программой лечебной физкультуры.
Для решения коррекционной работы на занятиях ЛФК детей с нарушениями поделили на подгруппы А, Б, В. Формирование групп осуществлялось по показаниям врачей – специалистов и уровню физической подготовленности (по данным медико-педагогического обследования). В группу А были определены дети имеющие первую группу здоровья, средний, или выше среднего, уровень физической подготовленности; группа не статична, предполагается перевод в группу Б, если ребенок продолжительное время не посещает учреждение, по показаниям врачей – специалистов, по динамике физических качеств. Группу Б – посещают дети, имеющие 2,3 “ группу здоровья”, средний, или ниже среднего уровня физической подготовленности, по показаниям врачей – специалистов (диагноз). Группа Б, также как и группа А, не статична предполагается перевод в группу А или В. В группу А - при хорошей динамике физических качеств и по показаниям врачей – специалистов. В группу В при слабой динамике физических качеств, по показаниям врачей – специалистов. В группе В дети занимаются индивидуально, по показаниям врачей – специалистов, имеющие “группу здоровья” 2,3, низкий уровень физической подготовленности; эти дети могут посещать занятия в группе Б после улучшения динамики физических показателей и по показаниям врачей – специалистов.
Концептуальное направление коррекционной работы в одной подгруппе детей может осуществляться в области лечебной физкультуры, в другой – в области эрготерапии (сенсорно - система терапия) или в области психофизиологии.
Одним из направлений является формирование адекватного двигательного восприятия и подготовка к функционированию опорно-двигательного аппарата на нейрофизиологической основе. В области эрготерапии используем сенсорную интегративную терапию, основой которой является стимуляция тактильной, вестибулярной и проприоцептивной систем ребенка. Если данные концепции развития находят свое применение в лечебной практике, то психомоторный подход, целью которого является гармоничное развитие личности посредством тренировки и приобретения разнообразного опыта в двигательной деятельности и в области восприятия, используется в педагогических целях.
Важное место в развитии способностей детей с нарушениями ОДА и ЦНС в сфере “восприятия” и “движения” занимают интегрированные занятия. Так как вид, объем, способ восприятия и сенсорные возможности ребенка тесно связаны с движением, моторикой и рефлексами, то необходимо развивать индивидуальные способности детей, создавая соответствующие ситуации посредством которых:
- моторика и сенсорика должны развиваться в единстве;
- внутренняя базальная стимуляция должна осуществляться тактильно, кинестетически и вестибулярно, т.е. с помощью осязания, скольжения, раскачивания;
- многообразные сенсорные ощущения выступают главным средством накопления опыта о предмете.
Наряду с вышеперечисленными направлениями, на занятиях физическими упражнениями учитывается проявление психической деятельности ребенка. Замедленный темп, малый объем восприятия, нарушение механической памяти (это касается словесного материала), неустойчивое внимание, речевая деятельность развита недостаточно, эмоционально-волевая сфера неустойчива.
Коррекция этих нарушений требует применения специальных методов и приемов, предусмотренных программой обучения. В процессе физкультурно-оздоровительной работы сосредоточили внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Придерживались следующих принципов:
Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств, уровень физической подготовленности; учитывали педагогическую диагностику по уровню усвоения программного материала.
Принцип дифференциации и индивидуализации: объединили детей по подгруппам и выявили детей для занятий индивидуально. Цель индивидуализации – создание условий максимального роста личности ребенка.
Принцип коррекционно-развивающей направленности: цель которой не только коррекция двигательных функций, но и на развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей средствами адаптивной физической физкультуры.
Принцип адекватности означает, что поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка.
Принцип оптимальности - не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка.
Принцип вариативности – использовать на занятиях не только физические упражнения, но и создавать условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.).
Принцип микросоциума - оказывать влияние на развитие личности ребенка через физкультурно-оздоровительные занятия, так как движение всегда активизирует психические, интеллектуальные возможности ребенка, формируя в нем определенные отношения к себе, к окружающим.
Мы разработали совместно с воспитателями примерное планирование программного материала по курсу программ “Школа 2100” во взаимодействии с лечебно-коррекционной программой для детей, начиная со 2 младшей группы (приложение 5).
Используя в эксперименте данное планирование, принципы, средства, методы адаптивной ФК, мы получили ожидаемые результаты в двух направлениях: адаптивная ФК и интеллектуально-познавательная сфера.
У детей, участвовавших в эксперименте, улучшились психические процессы, активизировалось внимание, память, мышление, речь. Интегративные занятия ЛФК, во взаимодействии с курсами программы “Школа2100”, обеспечили психо-эмоциональное благополучие детей.
Успешная реализация данного эксперимента на протяжении 3-х лет позволяет сделать выводы:
- Коррекционное направление адаптивной ФК с проблемными детьми во взаимодействии с курсами программ “Школа 2100” обеспечивает физическое, познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей.
- Обучение детей с нарушениями в развитии по адаптивной ФК и курсами программ “Школа 2100” в условиях с/к/НШДС – это эффективный путь к успешной интеграции детей в массовую школу.