В основе концепции ОУ как специальной (коррекционной) начальной школы детского сада лежит повышение эффективности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья с целью успешной их социальнопсихологической адаптации и интеграции в социум.
Для сложившейся и динамично развивающейся системы продолжает оставаться актуальным поиск путей совершенствования специального образования детей с проблемами в развитии:
- современной дифференцированной диагностики отклонений с раннего возраста;
- применение набора диагностических методик для получения количественных и качественных показателей, сопоставление которых помогает определить уровень развития ребенка;
- уровень соуправления специалистов разного профиля в системном и комплексном выявлении, коррекции и пропедевтики имеющихся отклонений.
Целостная система работы с ребенком, имеющим особые проблемы в развитии, представляет цепь взаимосвязанных мер:
- комплексное обследование;
- индивидуальная коррекционноразвивающая, реабилитационная работа с детьми;
- анализ, уточнение коррекционноразвивающей работы с ребенком с обоснованием рекомендаций для дальнейших действий.
Наряду с уже используемыми технологиями, такими как непрерывное образование, здоровьесберегающие технологии, медикосоциальные, психокоррекционные, технологии двигательной и речевой коррекции, необходимо обновление и углубление уже используемых и поиск новых.
С позиций ключевых компетентностей системы образования ставится задача культивирования творческих способностей детей, социальнонравственного уровня, коммуникативных, общеучебных и поведенческих навыков.
Основу всех применяемых технологий составляет:
- личностноориентированное воспитание и обучение;
- усиление активных методов обучения, от индивидуальнорепродуктивного уровня обучения к активному, творческому, деятельностнопрактическому;
- создание системы психологомедикопедагогической поддержки детей, не охваченных специальным образованием на основе социального заказа населения (по типу поликлинического отделения) с целью привлечения дополнительных средств внебюджетного фонда;
- развития новых организационных форм специального образования с целью удовлетворения потребности населения (детей, родителей) в группах кратковременного пребывания (на основе использования коечного фонда).
Целостным и приоритетным ориентиром деятельности ОУ будет являться взаимодействие с социальным институтом семьи, требующее высокопрофессионального социальнопедагогического соуправления, коррекции и консультирования.
Требует продолжения практика целенаправленного обновления технологии и вовлечения всех педагогов к управлению инновационными процессами, создание системы связей между отдельными звеньями, развитие инициативы и ее стимулирование.
Требует усиления аспект индивидуальных медикопсихологопедагогических исследований с целью аналитического осмысления эффективности используемых технологий.
Цель: Обеспечение социальнопсихологических предпосылок эффективной интеграции детей с проблемами в социокультурную среду.
Задачи:
- Выявление, устранение и пропедевтика дисбаланса между процессами обучения и развития детей и их индивидуальными возможностями посредством диагностических, коррекционных, профилактических и организационнопросветительских мероприятий в комплексной деятельности специалистов.
- Совершенствование целостного процесса медикопсихологопедагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями и уровня соуправления специалистов разного профиля по развитии линий развития ребенка (физического, интеллектуального, эмоциональноволевого, коммуникативного, креативного).
- Обеспечение психологической поддержки родителей (лиц их заменяющих) и высокопрофессиональное консультирование по формированию адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним и соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса и медицинской реабилитации.
- Формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей с проблемами в развитии и в интересах собственного развития педагога.
- Совершенствование профессиональной деятельности МППК с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционнопедагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае.
Концептуальные принципы комплексной программы развития.
- Непрерывность движения и развития системы специальной комплексной помощи детям.
- Комплексный подход к решению проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями в обучении.
- Целостный принцип системы. (Все компоненты, структуры, программы взаимосвязаны и служат общей цели).
- Участие всех субъектов в создании здоровьесберегающего пространства и психологического комфорта для детей и педагогов.
- Открытость комплексной системы соуправления с другими институтами системы образования и здравоохранения.
- Изучение научнометодических и теоретических результатов исследований и науки по проблемам коррекционнопедагогической работы с детьми.
- Отработка критериев измерения (количество, качество) результатов коррекционноразвивающей работы и уровня социализации.
Направления деятельности:
- образование детей с нарушением в развитии;
- комплексная коррекция отклонений детей с заболеваниями опорнодвигательного аппарата и центральной нервной системы;
- личностное развитие детей, социализация и интеграция их в социум;
- творческая самореализация медикопедагогического состава;
- повышение экономической эффективности образовательного учреждения.
Показатели эффективности работы ДОУ.
I. Показатели здоровья детей:
- эффективность лечения ортопедической, неврологической патологий;
- формирование базы физического здоровья детей;
- снятие инвалидизации;
- количество дней, пропущенных ребенком в году по болезни;
- устойчивое психоэмоциональное состояние, уровень адаптивных возможностей организма, адекватно реагирующих на внешние воздействия;
- уровень работоспособности.
II. Показатели личностного развития ребенка:
- уровень развития психических процессов, мотивации, эмоциональноволевого развития, уровня развития общеучебных навыков, самостоятельности;
- уровень речевого развития;
- уровень креативного развития.
III. Качество обученности. Уровень развития когнитивной деятельности.
IV. Рост профессиональной компетентности специалистов, их направленность на гуманизацию процессов образования.
V. Устойчивое партнерство с социальным институтом семьи.
Проект программы управления развитием ОУ.
Исполнитель: директор Богданова Л.Г.
Цель:
Повышать качество образования детей с ограниченными возможностями, ориентируясь на новые ценности системы специального образования, направленные на удовлетворение потребностей детей, родителей, государства.
Задачи:
- Совершенствование функции управления:
- информационноаналитической;
- мотивационноцелевой;
- плановопрогностической;
- организационноисполнительской;
- контрольнодиагностической;
- регулятивно коррекционной.
Мероприятия | Ответственные | Сроки исполнения |
Постановка реальных целей и задач в планировании на основе объективного анализа, комплексного мониторинга диагностического характера | Все субъекты и службы образовательного учреждения | Два раза в год |
- Продолжать утверждать новую позицию педагогаисследователя, экспериментатора, работать в режиме эксперимента.
- Повышать уровень самоанализа своей деятельности (анализ результатов, анализ процесса, анализ условий):
- Развитие экспериментальной деятельности как условие активного профессионального роста коллектива и развитие инновационного процесса.
- Обеспечивать повышение качества образования, используя стратегию локальных и модульных изменений:
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки исполнения |
Поиск и отработка критериев качества работы каждым и в комплексе через самообразование, опыт работы |
Все субъекты образования |
На конец отчетного периода, 01.06. |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки исполнения |
Проведение проблемноаналитического анализа |
Все субъекты |
На конец отчетного периода |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки исполнения |
Поиск социальных технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка и интеграцию в социум |
Все службы образований |
В соответствии с этапами эксперимента |
Обоснование эффективности используемых социальных технологий, защита опыта работы |
Все субъекты образования |
|
Подготовить к выпуску монографию “Гуманистическое в развитии и коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями (из опыта работы)” |
Администрация |
2004 год |
- реализация проекта финансового обеспечения;
- реализация проекта повышения качества медикосоциальной реабилитации;
- реализация проекта повышения профессиональной компетентности медикопедагогического состава;
- реализация проекта “Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста”.
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки исполнения |
Нарабатывать показатели эффективности и качества образования как степень удовлетворенности потребителей, степень достижения поставленных целей и задач по направлениям: |
Все субъекты образования |
2003 2005 г. |
|
||
2. Показатели личностного развития (интеллектуального, мотивационного, физического, речевого, креативного, коммуникативного) |
||
3. Наличие или отсутствие отрицательного эффекта (перегрузки, переутомления, ухудшения состояния здоровья) |
||
4. Изменение профессиональной компетентности педагогов и отношения к работе:
|
||
5. Рост престижа образовательного учреждения в социуме |
||
6. Устойчивое партнерство с семьей |
- Принципы партнерства:
- обеспечение преемственности и взаимосвязи всех структур;
- обеспечение диагностикотехнологичекого характера управления;
- соуправление как форма, включающая деятельность субъектов, направленная на новый качественный уровень взаимоотношений (сотрудничество, партнерство, сотворчество, единство действий): уровень, при котором целепологание и планирование обязательны для каждого участника процесса образования.